Виды работы педагогов по развитию и совершенствованию связной речи у детей дошкольного возраста.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Утте Инесса Анатольена

Дошкольный возраст–период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Виды работы педагогов по развитию и совершенствованию связной речи у детей дошкольного возраста.

Виды работы педагогов по развитию и совершенствованию связной речи у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возрастпериод быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Первыеосмысленныесловапоявляютсяуребенкакконцупервогогодажизни. Послеполуторалетобогащениеактивногословаряпроисходитбыстрымитемпами, икконцувторогогодажизнионсоставляет 300 – 400 слов, ктремгодамможетдостигать 1500 слов. Третийгоджизнипериоднаибольшегоувеличенияактивногословарногозапаса. Кчетыремгодамколичествословдоходитдо 1900, впятьлетдо 2000 – 2500, ав 6 – 7 летдо 3500 – 4000 слов. Особеннобыстроувеличиваетсячислосуществительныхиглаголов, медленнорастетчислоиспользуемыхприлагательных. Составсловаряотражаеткругинтересовипотребностейребенка.

На 2-омгодужизнидетиосваиваютназваниятехпредметоводежды, мебели, посуды, игрушекидр., скоторымионидействуютвдетскомсадуидома. Кконцувторогогодажизниможноговоритьовозникновенииэлементарныхобобщений. Наэтойосновевозникаетвозможностьучитьдетейобозначатьоднимсловомсходныепредметыидифференцировать (различать) однигруппыпредметовотдругих.

На 3-емгодужизнисловарьдетейпополняетсявпроцессеосвоенияболееширокогокругапредметовдомашнегообихода, скоторымидействуют, ионисами, ивзрослые. Дошкольникиосваиваютназванияпредметовболеедалекогоокружения, которыевидятнаулицах, впаркахидругихместах.

На 4-омгодудетидолжныточноназыватьвсевещиобихода, предметыобстановки, разныетранспортныесредстваит.п., т.е. то, счемонисталкиваютсяповседневно. Вэтомвозрастевпрограммезначительноевниманиеуделяетсявведениювсловарьдетейслов, обозначающихкачестваисвойствапредметов: дифференцируютсячастиидеталипредметов, ихвеличина, атакжепространственныеивременныеотношения, чтонаходитотражениевсоответствующемсловаре, обозначающемчастисутокиихпризнаки, вводятсяслова, обозначающиепространственныеотношения. Расширяетсявсловаредетейикругслов, обозначающихназванияцветовиформокружающихпредметов, атакжевкусовыхощущений.

На 5-омгодужизнипредусматриваетсявведениевактивныйсловарьназванийвсехпредметов, скоторымиребеноксталкиваетсявжизни. Вводятсявактивныйсловарьслова, обозначающиечастиидеталипредметов, ихкачестваисвойства, пространственныеивременныеотношения. Вэтомжевозрастевсловарьвводятсяслова, обозначающиеэлементарныебытовыепонятия (овощи, фрукты, одежда, игрушки, обувь, посудаидр.), наосновевыделениясущественныхпризнаковиобобщенияпоним.

На 6-омгодужизниглавнымсодержаниемсловарнойработывпроцессеознакомленияспредметамистановитсядальнейшеевведениевсловарьслов, обозначающихдифференцированныекачестваисвойствапостепенивыраженности, атакжевключаютвсловарьназванияматериаловиихпредметов.

На 7-омгодужизниособоевниманиеуделяетсяточностисловоупотребленияприобозначениикачеств, особенностейпредметовиматериалов. Продолжаетсяработапоформированиюновыхпонятийидифференцировкеизвестных, инаэтойосноверасширяетсясловарь.

Однаковажнонесамопосебеобогащениесловаря, аегокачественноеразвитиеразвитиезначенияслов. Четкаяпредметнаясоотнесенностьвозникаетнессамыхраннихэтаповжизниребенка, аявляетсяпродуктомразвития. Сначаласловоассоциируетсядлямалышатолькосконкретным, «единичным»предметом, постепенносразвитиемспособностиобобщенияононачинаетобозначатьвсепредметыданнойкатегории. К 4 – 5 годамдетиосознаютмногозначностьслов, нонеулавливаютихпереносногозначения. Уточнениесмысловогосодержаниясловк 6-7 годамещетольконабираетсилу. Этосвязаносусвоениемновыхзнанийомиреисзарождениемэстетическогоотношенияксловуиречивцелом. Словарныйзапасактивнообогащаетсязасчетслов, придуманныхими («намакаронился», «грязиновыесапоги»). Словотворчествоявляетсяважнейшейособенностьюдетскойречипоказательосвоенияморфологическихэлементовязыка.

Важнаязадачавоспитанияиобучениясостоитвучетезакономерностейосвоениязначенийслов, впостепенномихуглублении, формированииуменийсемантическогоотборасловвсоответствиисконтекстомвысказывания.

Сегодняпринятовыделятьчетыреосновныезадачи:

•        Обогащениесловаряновымисловами, усвоениедетьмиранеенеизвестныхслов, атакжеусвоениеновыхзначенийрядаслов, ужеимеющихсявлексиконе;

•        Закреплениеиуточнениесловаря;

•        Активизациясловаряновоесловодолжновойтивсловарьвсочетаниисдругимисловами, чтобыдетипривыклиупотреблятьихвнужномслучае;

•        Устранениеизречидетейнелитературныхслов.

Преждевсегодетиусваивают:

•        Бытовойсловарь: названиечастейтела, лица; названиеигрушек, посуды, мебели, одежды, предметовтуалета, пищи, помещений;

•        Природоведческийсловарь: явлениянеживойприроды, растений, животных;

•        Обществоведческийсловарь: слова, обозначающиеявленияобщественнойжизни (трудлюдей, роднаястрана, национальныепраздники, армияидр.);

•        Эмоционально-оценочнуюлексику: слова, обозначающиеэмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественнуюоценкупредметов (хороший, плохой, прекрасный), слова, эмоциональнаязначимостькоторыхсоздаетсяприпомощисловообразовательныхсредств (голубушка, голосок), образованиесинонимов (пришлиприплелись, засмеялисьзахихикали), спомощьюфразеологическихсочетаний (нестисьсломяголову), слова, всобственнолексическомзначениикоторыхсодержитсяоценкаопределяемыхимиявлений (ветхийоченьстарый);

•        Лексику, обозначающуювремя, пространство, количество.

Вактивномсловаредетейдолжныбытьнетольконазванияпредметов, ноиназваниядействий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств, качеств; слова, выражающиевидовыепонятия (названияотдельныхпредметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспортидр.) иотвлеченныеобобщенныепонятия (добро, зло, красотаидр.).

Словарнаяработавкаждойгруппепроводитсясучетомвозрастныхииндивидуальныхособенностейсловаря, психическогоразвитиявцелом, атакжетекущихвоспитательныхзадач.

Методыиприемысловарнойработы.

1. Методынакоплениясодержаниядетскойречи (методыознакомлениясокружающиммиром, обогащениясловаря): рассматриваниеиобследованиепредметов, наблюдение, осмотрыпомещенийдетскогосада, целевыепрогулкииэкскурсии; опосредованноеознакомление: рассматриваниекартинсмалознакомымсодержанием, чтениехудожественныхпроизведений, показкино-,диа-,видеофильмов, просмотркинопередач.

2. Методыдлязакрепленияиактивизациисловаря: рассматриваниеигрушек, рассматриваниекартинсхорошознакомымсодержанием, дидактическиеигры, чтениехудожественныхпроизведений, дидактические (словарные) упражнения.

Театрализованныеигры, праздникииразвлечения, участиевконцертах, утренникахспособствуютактивизацииобразногословаря.

СловарнаяработапроводитсявовремявсехвидовНОД, врежимныемоменты. Такимобразом, развитиесловаряосуществляетсявразныхвидахдеятельности. Важнопомнить, чтодляэтогонеобходимонаправлятьпроцессобогащенияиактивизациисловарядетей, используяразныеприемысловарнойработысучетомособенностейкаждоговидадеятельности.

Предлагаемыенижесловесныеигрыиупражненияспособствуютактивизацииречевогоразвитиядетей. Вэтиигрыможноигратьсдетьмикаквдетскомсаду, такипредложитьихродителям.

1. "Словоналадошке". Назватьслова, которыенаходятсяуВасвкармане, напотолке, налицеит.д.

2."Чтобывает?".  Подобратькприлагательномусогласованноеснимвроде, числе, падежесуществительное.

Зеленый - ... дом, помидор.  Зимняя - ... одежда, рыбалка.

Домашнее - ... печенье, задание.

3.Скороговорки - языколомкинеобходимыдляразвитиячеткойартикуляцииидикции.

Проворонилаворонавороненка.

ТкетткачтканинаплатьеТане.

4."Общиеслова".

1)Ребенокдолженназватьфрукты..., мебель..., птиц..., овощи..., одежду...

2)Ребенкупредлагаетсяназватьоднимсловом: н-р, сосна, береза, клен - это...

5."Четвертыйлишний".

Ребенокдолженназвать, чтолишнее, иобъяснитьпочему.

Н-р: ваза - роза - нарцисс - гвоздика

6."Посчитай". Считаемвсе, чтоможнопосчитать. Н-р: однояблоко, дваяблока, трияблока, четыреяблока, пятьяблок.

Можнодобавитьприлагательное: однокрасноеяблоко, двакрасныхяблока... пятькрасныхяблокит.д.

7. "Скажинаоборот".

Взрослыйназываеткакое-либослово, аребенокподбирает "словонаоборот".

Существительные: смех - ..., лето - ..., день - ..., холод - ..., север - ... ит.п.

Глаголы: пришел - ..., нырнул - ...

Прилагательные: широкий - ..., маленький - ..., богатый - ... ит.п.

Наречия: далеко - ..., высоко - ...

8. "Подберислово".

Ребенкупредлагаетсяподобратьсловонакакой-либозвук, сначала - любыеслова, апотом - полексическойтеме, н-р: "назовифрукт, названиекоторогоначинаетсясозвукаА" (апельсин, абрикос, ананас...)

9."Большой - маленький".

Ребенкупредлагаетсяназватьласково, н-р, ложка - ложечка,  стул - стульчикит.д.

10."Отгадайзагадку".

Загадкиучатдетейобразномыслить. Предлагайтедетямотгадыватьихкакможночаще.

Н-р: "Круглыйбок, желтыйбок, сидитнагрядкеколобок. Чтоэто?" (репка)

Загадывайтедетямописательныезагадки, н-р: Этоовощ, растетнагрядке, круглый, красногоцвета, сладкийнавкус, егокладутвсалат. (помидор)

11. "Назови, какой...".

Образованиеприлагательных. Н-р, соксделанизяблок, значитоняблочный, вареньеизяблок - яблочноеит.д.

12. "Подберислово". Птица - перья. Рыба - ... Огурец - овощ, ромашка -

13. "Расскажистихотворение".

Заучивайтесдетьмистихотворения, ониразвиваютпамятьимышление.

14. "Расскажисказку". Читайтедетямсказки, беседуйтепосодержанию, разыгрывайтесказкипоролям, рисуйтекартинкипосказкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"...

Педагогический час «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное развитие – развити...

Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста

В собранном материале представлены приемы работы и виды деятельности с детьми, направленные на развитие связной речи...

Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"

Формирование у ребенка всех основных сторон устной речи(звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связной речи)   Чтобы правильно организовать познавательно – речев...

"Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего вн...