Главные вкладки

    Виды работы педагогов по развитию и совершенствованию связной речи у детей дошкольного возраста.
    консультация по логопедии (старшая группа) на тему

    Утте Инесса Анатольена

    Дошкольный возраст–период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Виды работы педагогов по развитию и совершенствованию связной речи у детей дошкольного возраста.

    Виды работы педагогов по развитию и совершенствованию связной речи у детей дошкольного возраста.

    Дошкольный возрастпериод быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Первыеосмысленныесловапоявляютсяуребенкакконцупервогогодажизни. Послеполуторалетобогащениеактивногословаряпроисходитбыстрымитемпами, икконцувторогогодажизнионсоставляет 300 – 400 слов, ктремгодамможетдостигать 1500 слов. Третийгоджизнипериоднаибольшегоувеличенияактивногословарногозапаса. Кчетыремгодамколичествословдоходитдо 1900, впятьлетдо 2000 – 2500, ав 6 – 7 летдо 3500 – 4000 слов. Особеннобыстроувеличиваетсячислосуществительныхиглаголов, медленнорастетчислоиспользуемыхприлагательных. Составсловаряотражаеткругинтересовипотребностейребенка.

    На 2-омгодужизнидетиосваиваютназваниятехпредметоводежды, мебели, посуды, игрушекидр., скоторымионидействуютвдетскомсадуидома. Кконцувторогогодажизниможноговоритьовозникновенииэлементарныхобобщений. Наэтойосновевозникаетвозможностьучитьдетейобозначатьоднимсловомсходныепредметыидифференцировать (различать) однигруппыпредметовотдругих.

    На 3-емгодужизнисловарьдетейпополняетсявпроцессеосвоенияболееширокогокругапредметовдомашнегообихода, скоторымидействуют, ионисами, ивзрослые. Дошкольникиосваиваютназванияпредметовболеедалекогоокружения, которыевидятнаулицах, впаркахидругихместах.

    На 4-омгодудетидолжныточноназыватьвсевещиобихода, предметыобстановки, разныетранспортныесредстваит.п., т.е. то, счемонисталкиваютсяповседневно. Вэтомвозрастевпрограммезначительноевниманиеуделяетсявведениювсловарьдетейслов, обозначающихкачестваисвойствапредметов: дифференцируютсячастиидеталипредметов, ихвеличина, атакжепространственныеивременныеотношения, чтонаходитотражениевсоответствующемсловаре, обозначающемчастисутокиихпризнаки, вводятсяслова, обозначающиепространственныеотношения. Расширяетсявсловаредетейикругслов, обозначающихназванияцветовиформокружающихпредметов, атакжевкусовыхощущений.

    На 5-омгодужизнипредусматриваетсявведениевактивныйсловарьназванийвсехпредметов, скоторымиребеноксталкиваетсявжизни. Вводятсявактивныйсловарьслова, обозначающиечастиидеталипредметов, ихкачестваисвойства, пространственныеивременныеотношения. Вэтомжевозрастевсловарьвводятсяслова, обозначающиеэлементарныебытовыепонятия (овощи, фрукты, одежда, игрушки, обувь, посудаидр.), наосновевыделениясущественныхпризнаковиобобщенияпоним.

    На 6-омгодужизниглавнымсодержаниемсловарнойработывпроцессеознакомленияспредметамистановитсядальнейшеевведениевсловарьслов, обозначающихдифференцированныекачестваисвойствапостепенивыраженности, атакжевключаютвсловарьназванияматериаловиихпредметов.

    На 7-омгодужизниособоевниманиеуделяетсяточностисловоупотребленияприобозначениикачеств, особенностейпредметовиматериалов. Продолжаетсяработапоформированиюновыхпонятийидифференцировкеизвестных, инаэтойосноверасширяетсясловарь.

    Однаковажнонесамопосебеобогащениесловаря, аегокачественноеразвитиеразвитиезначенияслов. Четкаяпредметнаясоотнесенностьвозникаетнессамыхраннихэтаповжизниребенка, аявляетсяпродуктомразвития. Сначаласловоассоциируетсядлямалышатолькосконкретным, «единичным»предметом, постепенносразвитиемспособностиобобщенияононачинаетобозначатьвсепредметыданнойкатегории. К 4 – 5 годамдетиосознаютмногозначностьслов, нонеулавливаютихпереносногозначения. Уточнениесмысловогосодержаниясловк 6-7 годамещетольконабираетсилу. Этосвязаносусвоениемновыхзнанийомиреисзарождениемэстетическогоотношенияксловуиречивцелом. Словарныйзапасактивнообогащаетсязасчетслов, придуманныхими («намакаронился», «грязиновыесапоги»). Словотворчествоявляетсяважнейшейособенностьюдетскойречипоказательосвоенияморфологическихэлементовязыка.

    Важнаязадачавоспитанияиобучениясостоитвучетезакономерностейосвоениязначенийслов, впостепенномихуглублении, формированииуменийсемантическогоотборасловвсоответствиисконтекстомвысказывания.

    Сегодняпринятовыделятьчетыреосновныезадачи:

    •        Обогащениесловаряновымисловами, усвоениедетьмиранеенеизвестныхслов, атакжеусвоениеновыхзначенийрядаслов, ужеимеющихсявлексиконе;

    •        Закреплениеиуточнениесловаря;

    •        Активизациясловаряновоесловодолжновойтивсловарьвсочетаниисдругимисловами, чтобыдетипривыклиупотреблятьихвнужномслучае;

    •        Устранениеизречидетейнелитературныхслов.

    Преждевсегодетиусваивают:

    •        Бытовойсловарь: названиечастейтела, лица; названиеигрушек, посуды, мебели, одежды, предметовтуалета, пищи, помещений;

    •        Природоведческийсловарь: явлениянеживойприроды, растений, животных;

    •        Обществоведческийсловарь: слова, обозначающиеявленияобщественнойжизни (трудлюдей, роднаястрана, национальныепраздники, армияидр.);

    •        Эмоционально-оценочнуюлексику: слова, обозначающиеэмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественнуюоценкупредметов (хороший, плохой, прекрасный), слова, эмоциональнаязначимостькоторыхсоздаетсяприпомощисловообразовательныхсредств (голубушка, голосок), образованиесинонимов (пришлиприплелись, засмеялисьзахихикали), спомощьюфразеологическихсочетаний (нестисьсломяголову), слова, всобственнолексическомзначениикоторыхсодержитсяоценкаопределяемыхимиявлений (ветхийоченьстарый);

    •        Лексику, обозначающуювремя, пространство, количество.

    Вактивномсловаредетейдолжныбытьнетольконазванияпредметов, ноиназваниядействий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств, качеств; слова, выражающиевидовыепонятия (названияотдельныхпредметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспортидр.) иотвлеченныеобобщенныепонятия (добро, зло, красотаидр.).

    Словарнаяработавкаждойгруппепроводитсясучетомвозрастныхииндивидуальныхособенностейсловаря, психическогоразвитиявцелом, атакжетекущихвоспитательныхзадач.

    Методыиприемысловарнойработы.

    1. Методынакоплениясодержаниядетскойречи (методыознакомлениясокружающиммиром, обогащениясловаря): рассматриваниеиобследованиепредметов, наблюдение, осмотрыпомещенийдетскогосада, целевыепрогулкииэкскурсии; опосредованноеознакомление: рассматриваниекартинсмалознакомымсодержанием, чтениехудожественныхпроизведений, показкино-,диа-,видеофильмов, просмотркинопередач.

    2. Методыдлязакрепленияиактивизациисловаря: рассматриваниеигрушек, рассматриваниекартинсхорошознакомымсодержанием, дидактическиеигры, чтениехудожественныхпроизведений, дидактические (словарные) упражнения.

    Театрализованныеигры, праздникииразвлечения, участиевконцертах, утренникахспособствуютактивизацииобразногословаря.

    СловарнаяработапроводитсявовремявсехвидовНОД, врежимныемоменты. Такимобразом, развитиесловаряосуществляетсявразныхвидахдеятельности. Важнопомнить, чтодляэтогонеобходимонаправлятьпроцессобогащенияиактивизациисловарядетей, используяразныеприемысловарнойработысучетомособенностейкаждоговидадеятельности.

    Предлагаемыенижесловесныеигрыиупражненияспособствуютактивизацииречевогоразвитиядетей. Вэтиигрыможноигратьсдетьмикаквдетскомсаду, такипредложитьихродителям.

    1. "Словоналадошке". Назватьслова, которыенаходятсяуВасвкармане, напотолке, налицеит.д.

    2."Чтобывает?".  Подобратькприлагательномусогласованноеснимвроде, числе, падежесуществительное.

    Зеленый - ... дом, помидор.  Зимняя - ... одежда, рыбалка.

    Домашнее - ... печенье, задание.

    3.Скороговорки - языколомкинеобходимыдляразвитиячеткойартикуляцииидикции.

    Проворонилаворонавороненка.

    ТкетткачтканинаплатьеТане.

    4."Общиеслова".

    1)Ребенокдолженназватьфрукты..., мебель..., птиц..., овощи..., одежду...

    2)Ребенкупредлагаетсяназватьоднимсловом: н-р, сосна, береза, клен - это...

    5."Четвертыйлишний".

    Ребенокдолженназвать, чтолишнее, иобъяснитьпочему.

    Н-р: ваза - роза - нарцисс - гвоздика

    6."Посчитай". Считаемвсе, чтоможнопосчитать. Н-р: однояблоко, дваяблока, трияблока, четыреяблока, пятьяблок.

    Можнодобавитьприлагательное: однокрасноеяблоко, двакрасныхяблока... пятькрасныхяблокит.д.

    7. "Скажинаоборот".

    Взрослыйназываеткакое-либослово, аребенокподбирает "словонаоборот".

    Существительные: смех - ..., лето - ..., день - ..., холод - ..., север - ... ит.п.

    Глаголы: пришел - ..., нырнул - ...

    Прилагательные: широкий - ..., маленький - ..., богатый - ... ит.п.

    Наречия: далеко - ..., высоко - ...

    8. "Подберислово".

    Ребенкупредлагаетсяподобратьсловонакакой-либозвук, сначала - любыеслова, апотом - полексическойтеме, н-р: "назовифрукт, названиекоторогоначинаетсясозвукаА" (апельсин, абрикос, ананас...)

    9."Большой - маленький".

    Ребенкупредлагаетсяназватьласково, н-р, ложка - ложечка,  стул - стульчикит.д.

    10."Отгадайзагадку".

    Загадкиучатдетейобразномыслить. Предлагайтедетямотгадыватьихкакможночаще.

    Н-р: "Круглыйбок, желтыйбок, сидитнагрядкеколобок. Чтоэто?" (репка)

    Загадывайтедетямописательныезагадки, н-р: Этоовощ, растетнагрядке, круглый, красногоцвета, сладкийнавкус, егокладутвсалат. (помидор)

    11. "Назови, какой...".

    Образованиеприлагательных. Н-р, соксделанизяблок, значитоняблочный, вареньеизяблок - яблочноеит.д.

    12. "Подберислово". Птица - перья. Рыба - ... Огурец - овощ, ромашка -

    13. "Расскажистихотворение".

    Заучивайтесдетьмистихотворения, ониразвиваютпамятьимышление.

    14. "Расскажисказку". Читайтедетямсказки, беседуйтепосодержанию, разыгрывайтесказкипоролям, рисуйтекартинкипосказкам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"

    Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"...

    Педагогический час «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста»

    Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное развитие – развити...

    Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста

    В собранном материале представлены приемы работы и виды деятельности с детьми, направленные на развитие связной речи...

    Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"

    Формирование у ребенка всех основных сторон устной речи(звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связной речи)   Чтобы правильно организовать познавательно – речев...

    "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"

    Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего вн...