Главные вкладки

    Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста
    консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

    Немытых Наталья Александровна

    В собранном материале представлены приемы работы и виды деятельности с детьми, направленные на развитие связной речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Письменная консультация18.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей:

    «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

                                                                                                       Подготовила:

    Учитель-логопед

                                                                                                            Немытых Н.А.

     

    Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей, поскольку от степени ее сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.

    Учителя начальной школы подчеркивают недостатки речи, с которыми дети приходят в школу (чрезвычайно малый словарный запас, неправильное произношение шипящих и сонорных звуков, неумение выстроить высказывание в логической последовательности, отсутствие культуры общения, а отсюда и  низкая речевая культура). В связи с этим только специально речевая работа, целенаправленное речевое воспитание могут привести к высокому уровню овладения речью.

    Развитие связной речи детей осуществляется в процессе непосредственной образовательной деятельности детей.

    В старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными формами связной речи – диалоге и монологе.

    Диалогическая форма речи, являющаяся первичной, состоит из обмена высказываниями. Для них характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, выражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация. Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией.

    Для этого проводятся беседы на самые различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, в детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его впечатлениями и интересами. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить.

    Развернутым видом речи является монологическая речь. Монологическая речь – это организованный и относительно развернутый вид речи, так как мы вынуждены не только назвать предмет, но и описать его. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

    Развитие связной речи происходит:

    - во всех видах организованной образовательной деятельности с учетом принципа интеграции и тематического построения образовательного процесса;

    - в совместно-партнерской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (хотелось бы отметить, что по режиму дня в программе отводится время для чтения и обсуждения художественной литературы);

    - в самостоятельной деятельности детей (успешность зависит от создания условий, предметно-развивающей речевой среды, соответствующей данной теме планирования);

    - в семье (взаимодействие детей и их родителей).

     

    Игры и упражнения, направленные на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества и развитие чувства языка в домашних условиях:

    1. Лексические:

    - Подбор определений, сравнений для словесной характеристики предмета (упражнения «Подбери слово», «На что похоже», «Узнай, о чем это» и др.);

    - Подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов – наименований действия и наоборот (упражнения «Кто что делает?», «Кому что нужно?»)

    - Подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия (упражнения «Скажи по-другому», «А как наоборот»);

    - Подбор родственных слов, вариативных по значению (река-речка-реченька).

    2. Лексико-грамматические:

    - Дополнение предложений нужным по смыслу словом;

    - Составление предложений по данным словам;

    - Упражнение в составлении предложений по данному слову (падежно- предложной конструкции);

    - Упражнение в составлении предложений-ответов на вопросы («Подумай и ответь!»).

     

    При работе по развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста используются следующие задания и упражнения:

    1. Оречевление ряда последовательно выполненных действий.

    Организуется игровая ситуация. Ребенку дается несколько заданий, которые он выполняет в названной последовательности. Потом ребенок должен прокомментировать свои действия.

    2. Составление предложений с использованием фланелеграфа. Объединение этих предложений в рассказ.

    Ребенок отбирает несколько персонажей и предметы, с которыми будут манипулировать их «герои». На фланелеграфе оформляются разные ситуации, о которых рассказывает ребенок. Затем с помощью взрослого составляется рассказ.

    3. Составление рассказа по картинке и серии картин.

    Сначала ребенок слушает рассказ. По прочтении надо предложить выбрать и разложить в нужной последовательности соответствующие картинки. Ребенку задается серия вопросов, с помощью которых определяется, что было в рассказе сначала, потом и чем все закончилось.

    4. Составление рассказа-повествования.

    Дошкольники могут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине, серии картин.

    5. Составление рассказов-описаний.

    Этому виду заданий предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов. Дошкольники могут описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей и животных.

    6. Рассуждение.

    У дошкольников особенно важно развитие умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное.

    7. Пересказ текстов.

    Обучать пересказу детей можно тогда, когда они уже овладели фразовой развернутой речью, научились слушать и понимать содержание текста. Пересказ помогает совершенствовать речевые навыки, развивает внимание ребенка и его мышление. Пересказ может быть выборочным, кратким, может быть творческое рассказывание.

    8.Разучивание стихотворений.

    При выборе материала надо, прежде всего, обратиться к народному творчеству, использовать народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их герои знакомы детям.

    Данная работа не является исчерпывающей. Нам представляется перспективным дальнейшее изучение вопросов о последовательности обучения детей дошкольного возраста различным функционально-смысловым типам высказываний, о взаимосвязи речевых занятий с другими видами деятельности, преемственности и перспективности в работе по развитию связной речи в разных возрастных группах. И чем раньше начать обучать детей рассказывать, пересказывать и заучивать стихи, тем лучше мы сможем подготовить их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

     

    Список использованной литературы:

    1. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. - 107 с.
    2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи». Москва, «Гном и Д» 2002 г.
    3. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. — 223 с.
    4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). - М.: Просвещение, 1981»;
    5. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1994.
    6. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"

    Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"...

    Педагогический час «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста»

    Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное развитие – развити...

    Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"

    Формирование у ребенка всех основных сторон устной речи(звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связной речи)   Чтобы правильно организовать познавательно – речев...

    "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"

    Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего вн...

    Консультация "Виды работы воспитателя по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста."

    Консультация для воспитателей "Виды работы воспитателя по развитию и совершенствованию связной речидетей дошкольного возраста."...