Главные вкладки

    Педагогический час «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста»
    методическая разработка по логопедии на тему

    Исмагилова Гульфия Ильдаровна
    Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное развитие – развитие значения слов. Четкая предметная соотнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка, а является продуктом развития. Сначала слово ассоциируется для малыша только с конкретным, «единичным» предметом, постепенно с развитием способности обобщения оно начинает обозначать все предметы данной категории.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ped.chas_ismagilova_g.i.razvitie_svyaznoy_rechi.docx25.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД №76» г.ТЮМЕНИ.

    Педагогический час

    «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста»

     Подготовила:

    Учитель-логопед Исмагилова Г.И.

    Тюмень, 2017г.

    Форма проведения: педагогический - час.

    Аудитория: педагоги ДОУ.

    Цель: систематизировать знания педагогов по развитию и совершенствованию связной речи у детей дошкольного возраста.

    Уважаемые коллеги на нашей встрече я хотела бы поговорить с вами о способах развития связной речи у детей. Развитие речи тесно связано с развитием познавательных и умственных способностей ребенка. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развернутые ответы на вопросы, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения.

    Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное развитие – развитие значения слов. Четкая предметная соотнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка, а является продуктом развития. Сначала слово ассоциируется для малыша только с конкретным, «единичным» предметом, постепенно с развитием способности обобщения оно начинает обозначать все предметы данной категории. К 4 – 5 годам дети осознают многозначность слов, но не улавливают их переносного значения. Уточнение смыслового содержания слов к 6-7 годам еще только набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом. Словарный запас активно обогащается за счет слов, придуманных ими («намакаронился», «грязиновые сапоги»). Словотворчество является важнейшей особенностью детской речи – показатель освоения морфологических элементов языка.

    Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.

    В речи детей существует множество проблем:

    - односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

    - бедность речи.

    - употребление нелитературных слов и выражений.

    - бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

    - неспособность выстроить монолог, например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

    - отсутствие умения обосновать свои утверждения.

    - отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.

    - плохая дикция.

    В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств, качеств; слова, выражающие видовые понятия (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.).

    Словарная работа в каждой группе проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.

    Методы и приемы словарной работы.

    1. Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром, обогащения словаря): рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещений детского сада, целевые прогулки и экскурсии; опосредованное ознакомление: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино-, диа- ,видео фильмов, просмотр кино-передач.

    2. Методы для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения.

    Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах, утренниках способствуют активизации образного словаря.

    Словарная работа проводится во время всех занятий, в режимные моменты. Таким образом, развитие словаря осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности.

    Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми как в детском саду, так и предложить их родителям.

    1. "Слово на ладошке". Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.

    2."Что бывает?".  Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

    Зеленый - ... дом, помидор.  Зимняя - ... одежда, рыбалка.

    Домашнее - ... печенье, задание.

    3.Скороговорки - языколомки необходимы для развития четкой артикуляции и дикции.

    Проворонила ворона вороненка.

    Ткет ткач ткани на платье Тане.

    4."Общие слова".

    1) Ребенок должен назвать фрукты..., мебель..., птиц..., овощи..., одежду...

    2) Ребенку предлагается назвать одним словом: н-р, сосна, береза, клен - это...

    5."Четвертый лишний".

    Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

    Н-р: ваза - роза - нарцисс - гвоздика

    6."Посчитай". Считаем все, что можно посчитать. Н-р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

    Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока... пять красных яблок и т.д.

    7. "Скажи наоборот".

    Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает "слово наоборот".

    Существительные: лето - зима, день - ночь, холод - ...тепло, север - юг и т.п.

    Глаголы: пришел - ушел, нырнул - вы

    Прилагательные: широкий - узкий, маленький – большой, богатый - бедный и т.п.

    Наречия: далеко - близко, высоко – низко.

    8. "Подбери слово".

    Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: "назови фрукт, название которого начинается со звука А" (апельсин, абрикос, ананас...)

    9."Большой - маленький".

    Ребенку предлагается назвать ласково, н-р, ложка - ложечка, стул – стульчик, звезда-звездочка, цветок-цветочек, стол-столик.

    10."Отгадай загадку".

    Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

    Н-р: "Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?" (репка)

    Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (помидор)

    11. "Назови, какой...".

    Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок – яблочное,

    12. "Подбери слово". Птица - перья. Рыба - вода, огурец - овощ, ромашка – цветок.

    13. "Расскажи стихотворение".

    Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

    14. "Расскажи сказку". Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

    15. Игра «Расскажи сказку по-другому»

    Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.

    Образец:

    сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик … и т. п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

    - А теперь, мы с вами разделимся на две команды.

    "Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей

    Вопросы 1 команде:

    1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)

    2. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

    3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

    4. Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)

    5. Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

    6. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

    Вопросы второй команде.

    1. Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)

    2. Как называется текс, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

    3. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

    4. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)

    5. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)

    6. Ведущий прием для активизации речи и мышления. (вопросы педагога)

    Итог

    Одним из показателей умственного развития ребёнка является речь, её богатство и правильность. Поэтому, очень важно взрослым поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

    Свой доклад мне бы хотелось закончить народной мудростью. Я начну фразу, а вы её продолжите:

    • Каков разум, таковы и (речи)

    • Коротка речь и ясна – оттого и (прекрасна)

    • Осла узнают по ушам, медведя по когтям, а дурака (по речам)

    • Короткую речь хорошо слушать, а под долгую речь хорошо (думать)

    • Краткость – сестра (таланта).

    Спасибо всем за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"

    Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"...

    Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста

    В собранном материале представлены приемы работы и виды деятельности с детьми, направленные на развитие связной речи...

    Консультация для воспитателей "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"

    Формирование у ребенка всех основных сторон устной речи(звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связной речи)   Чтобы правильно организовать познавательно – речев...

    "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"

    Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего вн...

    Консультация "Виды работы воспитателя по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста."

    Консультация для воспитателей "Виды работы воспитателя по развитию и совершенствованию связной речидетей дошкольного возраста."...