"Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественно творческих способностей детей дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)

План по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста"

Цель: развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребёнка - как субьекта отношений с самим собой, другими детьми и взрослыми, развитие воображения, формирование общей культуры общения через театрализованную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam.docx40.42 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

на тему:

«Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста».

Воспитатель:

Биушкина Ольга Владимировна

         Пояснительная записка

Актуальность

Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и  творить. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными способностями.

Имеющийся опыт использования игровых методик доказывает, что формирование коммуникативных умений лучше всего закрепляется в процессе театрализованных игр. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Проблемы коммуникативных способностей традиционно находятся в центре внимания отечественных педагогов. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишковой и др. В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой. Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством гармоничного развития ребенка, в том числе его творческих способностей.

 По мнению Т. И. Петровой, театр - это проверка мышления, памяти, речи, внимания, коммуникативных навыков. В работе «Театрализованные игры в детском саду» Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. отмечают, что в процессе театрализованной деятельности происходит развитие личности ребенка, а именно:

1. В процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;

4. Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп и выразительность речи;

5. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

6. Развивается эмоционально - волевая сфера;

7. Происходит коррекция поведения;

8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

10. Участие в театральных играх доставляет детям радость, вызывает интерес, увлекает их.

Методическое обоснование

Театрализованные игры делятся  на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм относят: настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Где ребенок или взрослый не являются действующими лицами, а только создают сцену, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Ребенок действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Театрализованная  деятельность  включает в себя:

- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- Игры - драматизации;

- Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- Упражнения по формированию выразительности исполнения;

- Отдельные упражнения по этике;

- Упражнения в целях социально- эмоционального развития детей.

Театрализованная деятельность строится по единой схеме:

- введение в тему, создание эмоционального настроения;

- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

- проигрывание ролей в парах.

Во время театрализованной деятельности необходимо:

- внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

- если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;

- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

- в заключение различными способами вызывать у детей радость.

            Цель:  развитие коммуникативных способностей и творческого потенциала каждого ребѐнка - как субъекта отношений с самим собой, другими детьми и взрослыми, развитие воображения, формирование общей культуры общения через театрализованную деятельность.

           Задачи:

  • Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды).
  • Разработать и реализовать план-программу по развитию коммуникативных и  творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
  • Работать с родителями по данной теме (родительские собрания, консультации, памятки).
  • Обобщить опыт работы по данной теме. Формирование коммуникативных способностей – одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников. Умение общаться обеспечивает человеку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме.

Ожидаемый результат:

  • Повысить собственный профессиональный уровень знаний в вопросах формирования коммуникативных умений воспитанников;

  • Сформировать уровень необходимых коммуникативных умений воспитанников, имеют развитое воображение, что позволяет свободно вступать и развивать общение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, соблюдать правила и культуру общения;

  • Повышать уровень педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах коммуникативного и речевого развития детей.
  • Сформировать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности;
  • Имеются представления об окружающей действительности, о предметах и явлениях, окружающих их;
  • Сформировать диалогическая речь;
  • Сформировать навык использования разных форм взаимодействия между детьми;
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  • Сформировать умение импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые;
  • Развить представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя;
  •  Уметь проявлять инициативу и фантазию в изготовлении кукол для собственных спектаклей.

Основными направлениями моей педагогической работы являются:

  • применение развивающие игры с детьми по овладению знаниями и представлениями о различных средствах коммуникации;

  • чтение художественной литературы для развития эмоциональной сферы воспитанников;

  • широкое использование театрализованных игр и специальных упражнений для целенаправленного формирования социально-коммуникативных навыков;

Методы и приёмы на развитие воображения и коммуникативных способностей

Повтор песенок, потешек, стихов, загадок.

Русские народные сказки о животных.

Рассуждение, объяснение, прослушивание аудиозаписи.

Кто на свете злее всех?

Анализ внешнего вида персонажа.

Рассуждение, объяснение.

Что в дороге пригодиться?

Решение проблемной ситуации.

Вопросы детям

«Укрась слово?»

«Что произойдёт, если?»

Развитие творческого мышления.

Вопросы детям

«Что не видно на картине?»

Выведение следствий

«Придумай конец знакомой сказки»

Рассширение представлений о реальности, развитие воображения.

Показ иллюстраций

«Как в лесу может спрятаться колобок?»

Самостоятельное придумывание сказок

Импровизация

«Так бывает, или не бывает?»

Решение проблемной ситуации.

Рассуждение

«Почему Баба – Яга стала злой»

Активация воспитателя

Образец воспитателя

«Придумай сюжет»

Самостоятельная деятельность, придумывание сюжета с опорой на схему.

Логическая задача

«Салат из сказок»

Придумывание начала и конца сказки путём введения игрушки – заменителя.

Творческая игра

Работа с родителями

Подробный список литературы для чтения детям, подготовить памятки, которые помогут родителям организовать работу по развитию коммуникативных способностей ребенка;

Организация и проведение родительских клубов: ««Речевые игры в семье», «Значение игрушек в развитии ребѐнка»; «Игрушки своими руками», «Игры на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»;

Разработка консультаций на темы: «Насколько важно читать ребѐнку»,

«Театрализованная деятельность в детском саду», «Театрализованные

игры - путь к детскому творчеству»;

Индивидуальная помощь родителям по их запросам;                        

Сбор домашнего фотоматериала, изготовление костюмов;                                                        

Месяц

Тема

Содержание работы

Игры на развитие коммуникативных навыков

Сентябрь

Виды театров

Что такое театр

Театр как одно древних искусств

Истоки зарождения театра. Знакомство с видами:

- кукольный театр;

- настольный;

- игры-забава.

Устройство театра (сцена, зрительный зал, костюмерная и т.д.)

Первые актёры (петрушки), знакомство с историей возникновения театра (обряды, игры)

Игры на расслабление различных групп мышц:

«Пчёлка мешает спать»,

«Кулачки»,

«Пружинка»

Игры на развитие доброго и внимательного отношения друг к другу:

«Подарки»,

«Приветствие»,

Этюд «Вот он такой».

Разгадывание характеров с опорой на художественное изображение «Фото друзей».

Создание игровых ситуаций:

 «Разговор по телефону»

Игры-импровизации:

«Игра в другого человека»,

Этюд «Удивление».

Игра-драматизация:

«Красная шапочка» или

 «Колобок».

«Отражение в озере»

«Свет мой зеркальце, скажи»

«Кто такой «Я»

Октябрь

Наши чувства:

- слова;

- азбука настроения.

Наши чувства

- Эмоции

Наши жесты и движения

Восприятие мира

Игра в слова, выполнение упражнений. Понятие «настроение», виды настроений.

Понятие «эмоции». Подбор подходящего цвета для определения эмоционального состояния (раскрашивание).

Этюды на имитацию

Тренинги

Сочинение рассказа о котёнке Тиме»

«Карлсон»

«Солёный чай»

Этюды: «Любопытство», «Театральные маски»

Я как зайка…»

«Знакомство с лисой»

«Эмоциональные руки»

«Движения по залу»

Ноябрь

Как я помню то, что помню?

Виды театров – театр из пластилина

Актёрское мастерство

Игра-драматизация

Игра на развитие зрительной памяти

Лепка

Игры для создания атмосферы свободного общения

Этюдный тренаж на развитие внимания

«Хомячок-молчун»

«Художник»

Рассматривание сюжетных картинок

«Сказка о дедке и бабке, с кем они жили и с кем подружились».

«Походка»

«Запрет»

«Слушай звуки»

«Что изменилось?»

Декабрь

Работа над постановкой голоса

Актёрское мастерство

Работа над сценической речью

Постановка к Новому году

Артикуляционная гимнастика

Произношение скороговорок

Гимнастика губ, языка

Выполнение этюдов, тренингов на раскрепощение

Озвучивание персонажей (мультфильма)

Тренинги

«Кто больше»

«Разные голоса»

«Песенка хлопками»

«Живая иллюстрация»

«Новый год»

«Царевна-Несмеяна»

«Зоопарк»

«Расскажи стихотворение»

Январь

Коррекционно-развивающая работа

Виды театра

Игры-этюды по выявленным психологом патологическим доминантам

- театр 5 пальцев

- теневой театр

Застенчивость:

   «В гостях, но под диваном…»

Агрессивность:

   «Осторожно, злая собака»

Страхи:

   «Ночной гость»

   «Собака не хочет оставаться одна»

Игры на рассматривание:

   «Шарик»

   «На берегу моря»

   «Львёнок и черепаха»

Февраль

Мы смеёмся

Пластика – элемент оздоровления и самоценное театральное искусство

Сценическое движение

Развитие чувства юмора

Координация движений и равновесия

Движение и музыка

Освоение пространства

Тренинги

Разминка плечевого пояса

Элементы акробатики

Сценические падения

Народная игра «И я»

   «Небылицы»

«Неудобная поза»

«Ласточка»

«Повтори движение под музыку»

«Стоп-кадр»

«Персонаж и музыка»

«Ветряная мельница»

«Миксер»

«Пружина»

«Кенгуру»

«Лягушка»

«Вперёд-назад»

Март

Театральные игры

Виды театра

Сценическая речь

Создание игрового самочувствия

Знакомство с видами театра:

- театр на прищепках

Знакомство с видами театра:

- театр на тарелках

- театр картинок

Дыхательный комплекс

Артикуляционная гимнастика

«Зеркало-ёлочка»

«Поменяться местами в кругу»

Игра «Ветер дует на …»

Упражнение «Комплименты»

Игра «Дотронься до…»

Разминка «Ласковое приветствие»

Игра «Липучки»

«Мельница»

Произношение скороговорок

Апрель

Художественное оформление

Актёрское мастерство

Виды театра

Режиссура  

Роль художника в театре

Этюдный тренаж на развитие внимания, памяти, воображения

Знакомство с видами театра:

- театр игрушек

- фланелеграф

- театр коробочек и шариков

Импровизации, мини-спектакль

Детская игра «Какие неполадки?»

«Повтори быстро»

«Подними»

«Слово наоборот»

Упражнение «Нос к носу»

Разминка «Дружба начинается с улыбки»

Игра «Поварята»

Театрализованная игра «Сам себе режиссёр»

Май

Грим

Пастиж

Костюм

Работа над образом

Виды грима

Виды пастижа:

 - натуральный

 - стилизованный

Знакомство видами костюма разных эпох, сказочных персонажей.

Подбор и изготовление костюмов своему образу или персонажу.

Творческая игра «Я – гримёр!»

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Сюжетно-ролевая игра «Швейное ателье»

Театральная игра «Собираемся в гости»

Театральная игра «мы сказочные герои»

        

Используемые источники.

1. «Театр сказок» Л. Поляк, «Детство-Пресс», г. Санкт – Петербург, 2008 г.

2. «Веселый театр» А.П. Розанова, «Детгиз», 1960 г.

3. «Теремок» М.А. Кац, М. – 1984 г.

, г. Тамбов, 2004

6. Додокина Н.В., Евдакимова Е.С. «Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей», М.: Мозайка-Синтез, 2008 г.

7. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детс

4. «Организация театральной деятельности детей дошкольного возраста» М.В. кратова, Н.Б. Дубинина, г. Тамбов, 1995 г.

5. «Секреты кукольного театра» Н.А. Ян, ТОИПКРО ком саду», М.: ТЦ Сфера, 2004 г.

8. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2009 г.

9. Гнедова О.Л., Майданюк Л.Е. «Театрализация сказок в коррекционном детском саду», СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007 г.

10. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2009 г.

Информационные ресурсы

http://www.ivalex.vistcom.ru/ - «Все для детского сада». На сайте предоставлены материалы, которые призваны помочь молодым воспитателям: консультации, авторские разработки, конспекты, диагностический материал.

http://www.detskiysad.ru/ - Портал Детский сад. Ру. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, полезных советов и рекомендаций.

http://www.solnet.ee/sol/001/s_ds.html - детский портал

http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогический идей «Открытый урок»

http://window.edu.ru/ - теоретический материал по театральной деятельности

http://vospitatel.resobr.ru/ - Сайт журнала «Старший воспитатель»

http://www.detskiysad.ru/rech/411.html - Интересный литературный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...

«Арт-терапия как средство развития эмоциональной сферы и творческих способностей детей дошкольного возраста».

Каждый ребенок - это драгоценная жемчужина, и от нас, педагогов зависит, сможем ли мы помочь детям высвободить скрытые возможности ребёнка  и сохранить совершенство и неповторимость каждого из ни...

Педагогический проект" Сказкатерапия как средство развития связной речи и творческих способностей детей дошкольного возраста"

Сказкотерапия — это занятия, направленные на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания; преодоление барьеров в общении; повышение уверенности в себе; раз...

Пластилинография как средство развития сенсомоторной координации и творческих способностей детей дошкольного возраста

Опыт работы по теме:«Пластилинография как средство развития сенсомоторной координации и творческих способностей детей дошкольного возраста»   АктуальностьПериод дошкольного детст...

"Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных и художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста"

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многоообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы ...

МАСТЕР – КЛАСС «Технология ТРИЗ – круги Луллия, как средство развития познавательных и художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста»

Цель: формировать представление педагогов об использовании методики «Кольца Луллия» в работе по развитию познавательных и художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.З...