МАСТЕР – КЛАСС «Технология ТРИЗ – круги Луллия, как средство развития познавательных и художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста»
материал

Цыганова Татьяна Николаевна

Цель: формировать представление педагогов об использовании методики «Кольца Луллия» в работе по развитию познавательных и художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи мастер - класса:

1.Раскрыть значимость кругов Луллия в работе с детьми.

2. Обосновать актуальность использования игр с кругами Луллия в работе с детьми дошкольного возраста.

3. Организовать групповую работу коллег с приёмами и видами работ по ознакомлению с кругами Луллия.

4. Организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его значимости.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_volshebnye_krugi_lulliya.docx55.06 КБ

Предварительный просмотр:

                           МАСТЕР – КЛАСС                    

     «Технология ТРИЗ – круги Луллия, как средство  

      развития познавательных и художественно - творческих      

              способностей детей дошкольного возраста»

   

                                          Подготовила воспитатель 1 квалификации:

                                                                                          Цыганова Т.Н.

                                         

Войдя в зал, педагоги берут на столе цветную кляксу, какая им понравится и присаживаются за стол с аналогичным цветом. Тем самым они выбирают одну из образовательных областей: 

Образовательная область «Коммуникация» - используются круги с изображением звуков и предметов с этими же звуками (в конце, середине, начале слов).

 Образовательная область «Познание» - круги для игр с экологическим содержанием (животное и его жилище, животные и их детёныши, птицы и их хвосты, деревья и их листья, плоды и т.д.), а также круги с изображением предметов разных размеров (больше – меньше и т.д.), с цифрами (состав числа).

 Образовательная область «Чтение художественной литературы» - круги с изображением сказочных героев и их жилищ или предметов, времен года.

Образовательная область ФЭМП: используем два кольца: большое и среднее. На среднее кольцо помещены цифры, на нижнем – картинки с предметами. С помощью стрелки выбираем цифру. Предлагаю рассмотреть цифру, правильно назвать её, затем подобрать картинку на нижнем круге, количество предметов на которой соответствует этой цифре.

 На столах будут лежать заранее приготовленные заготовки кругов Луллия с картинками согласно образовательной деятельности, деревянная палочка, стрелка из картона, пластиковые крышечки для перегородок.

Цель: формировать представление педагогов об использовании методики «Кольца Луллия» в работе по развитию познавательных и художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи мастер - класса:

1.Раскрыть значимость кругов Луллия в работе с детьми.

2. Обосновать актуальность использования игр с кругами Луллия в работе с детьми дошкольного возраста.

3. Организовать групповую работу коллег с приёмами и видами работ по ознакомлению с кругами Луллия.

4. Организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его значимости.

Ход мастер-класса.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы представить вашему вниманию одну из методик ТРИЗ и РТВ: «Круги Луллия». А начать я хочу со считалки-решалки:

«Что за шум, что за плач?!

Уронили в речку мяч!

По воде идут круги…

Ой, Потряскин, помоги!

Тише, Танечка, не плач,

Не боимся мы задач!

Не беда, не неудача –

Нерешенная задача!

Нужно думать и решать,

А не плакать и кричать.

Начинаем мы искать:

Кто поможет мяч достать?

Тот, кто в речке живет,

Тот нам мяч и подтолкнет!

Рыба плавает на дне,

 Рак живет на глубине,

Жук не сможет мяч поднять –

Надо уточку позвать!

Утя-утя! Ай-ай-ай!

Поскорее помогай!

Подтолкни немножко,

Дам тебе я крошки.

Мимо уточка плыла,

Тане мячик подала».

-Уважаемые коллеги, обратите внимание, как путем несложных умозаключений герой считалки: кот Потряскин, решил данную поставленную перед ним проблему.

Все вы знаете, что каждый ребенок – это сундук с сокровищами, полный необыкновенных идей, мыслей и фантазий. Но, к сожалению, не всегда у детей появляется возможность его открыть и правильно воспользоваться его содержимым. Поэтому детям необходимо давать возможность как можно больше проявить свои способности, не стесняясь неправильности   или неточности в ответах или в размышлениях. И сегодня я хочу показать и рассказать вам, как с помощью простых игровых заданий и упражнений можно наладить контакт с ребенком, привлечь его внимание, сделать поставленные задачи решаемыми и заодно превратить обучающий процесс в увлекательное полное удивительных открытий и радостных достижений событие. А поможет нам в этом изобретения Раймунда Луллия - "Круги Луллия". Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя. Раймонд Луллий, философ, богослов и алхимик 13 века, создал приспособление, логическую машину, для открытия новых истин и умозаключений, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра. Они бывают двух видов горизонтальные и вертикальные.  Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.

Сегодня я познакомлю вас  с «Кругами Луллия» и вы  увидите, как можно не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, понять, что эта игра, развивает с одной стороны, такие качества мышления как гибкость, подвижность, системность; с другой - поисковой активности, стремление к новизне; развитие речи и творческого воображения, дает детям возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить, развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Сейчас я предлагаю вам уважаемые коллеги игру «Полминутки для шутки» эта игра может служить динамической паузой, так как вы уже, наверное, устали сидеть и скучать

  1. Сколько Точек будет в круге

Столько раз поднимем руки.

  1. Сколько елочек зеленых

Столько делаем наклонов

4.Приседаем столько раз

Сколько бабочек у нас.

5.А притопнем столько раз

Сколько ежиков у нас

6.А прихлопнем столько раз

Сколько белочек у нас.

- Спасибо, отлично мы с вами поиграли.

А начинать игру с детьми с помощью «Кругов Луллия» мы можем со стихотворения:


             «Весь наш мир одни задачи.

              Пожелайте нам удачи!

              Раз, два, три, четыре, пять,

              Начинаем мы решать!

              Чтоб задачу победить,

              Ее нужно полюбить.

              Рассмотреть, полюбоваться,

              Изучить, восхищаться.

              Все, что рядом, без сомненья,

              Пригодится для решенья.

              Даже, если ты не гений,

              Ты получишь сто решений!» (А.Гин)

 

-Сейчас я вам подробно объясню, что из себя представляют «Круги Луллия» и как их можно использовать – в познавательной деятельности, развитию речи, математике, рисованию, художественному творчеству и, конечно в сочинительстве и фантазировании.

Принцип изготовления кругов Луллия состоит в следующем: вырезанные из картона или другого жесткого материала, разные по диаметру круги: от большего размера к меньшему, разбивают на нужное количество секторов, серединка вырезается. Круги нанизываются на стержень (например, от пирамидки, или на палочку, карандаш), сверху прикрепляется стрелка.  Круги должны быть подвижны. На сектора прикрепляются изображения, знаки, символы по теме. Вращая круги в разных направлениях и после их остановки стрелка указывает выбранный вариант картинок представляются для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.

Игры могут быть подобраны по двум направлениям:

1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна и т.д.), на меньший по величине – изображение листьев этих деревьев, на третий – плодов или семян (желудь, яблоко, шишка и т.п.), а на самый маленький – места произрастания (опушка леса, сад, сосновый бор и др.)

2. На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изо-деятельности ребенок самостоятельно выбирает, какую вазу он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные формы вазы, на среднем – цвет, а на маленьком – варианты росписи.

Авторы методики «Круги (кольца) Луллия» предлагают 4 типа игр, объединенных одной темой на основе одного набора кругов:

  • 1-й тип: «Найди реальное сочетание». Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например, Лист березы – клякса зеленого цвета. Лист березы зеленого цвета. Листья у березы бывает зелеными летом.)
  • 2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия. Например, лист березы клякса черного цвета. Березовый листок может быть черного цвета ночью.)
  • 3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». В данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.
  • 4-й тип: «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

-Уважаемы коллеги, сейчас я предлагаю вам попробовать сделать самостоятельно круги Луллия. У вас на столах лежит необходимый материал для создания дидактической игры «Круги Луллия» и стоит трафарет с названием образовательной области какой посвящена ваша игра. Предлагаю вам применить все четыре типа игры при ответе.

Но перед началом давайте немножко потренируемся: предлагаю вам проиграть такой вариант.  Представьте, что, раскручивая круги, наша стрелочка показала нам сочетание «Стекло – дом».

- Какой предмет мы бы получили? (стеклянный дом)

Я построил стеклянный дом.

- Что может быть хорошего в стеклянном доме?

Варианты педагогов

-Он светлый, прозрачный, веселый, необыкновенный, мы можем видеть природу, которая нас окружает и т.д.

- Какие недостатки у стеклянного дома?

Варианты педагогов

Нас видно в доме, неуютно и т.д.

- Но вот беда, я осталась не очень-то довольна этим перевоплощением. Я совсем не желаю, чтобы все видели, что у меня в доме. Помогите решить эту проблему.

Варианты педагогов

-Прозрачные стены дома можно завесить прозрачной или не прозрачной тканью, разрисовать стекла разными рисунками и когда свет будет попадать в дом, то в любую погоду в нем будет красочно и весело и т.д.

Это был пробный вариант.

Сейчас мы с вами использовали два кольца, давайте добавим еще один.

1. «Найди реальное сочетание - соедини правильно»

Под стрелкой соединим объект и его часть: чайник – крышка. Крышка это часть чайника. (Тем самым мы повторяем или изучаем части предмета.)

2. «Объясни необычное сочетание»

После раскручивания третьего круга, рассмотрим полученное сочетание: чайник – крышка – река. (Бывает такое, что люди бросают мусор в реку. Вот крышка от чайника и оказалась на дне реки. Крышка это часть реки).

При получении под стрелкой различных комбинаций, предлагать ребенку объяснять необычные соединения, которые получаются случайно. (да-да-когда?).

3. «Придумай фантастическую историю или сказку»

 Река- крышка от чайника. («Однажды туристы захотели у реки поужинать. Один мальчик пошел к воде с чайником, чтобы набрать воды и нечаянно уронил крышку от чайника в реку. Лежит на дне крышка и «плачет». Рыбки плавают рядом и хотят ей помочь выбраться из воды»).

4.«Реши проблему».

 «Если крышка от чайника останется в воде, какие проблемы появятся у реки? - В воде крышка от чайника покроется ржавчиной. Вода будет портиться, плохо будет всем жителям водоема. Как можно достать крышку из воды? - Все железное можно доставать магнитом из воды».

- Мне было интересно услышать ваши варианты, надеюсь у вас это задание вызвало положительные эмоции.

А сейчас я предлагаю самостоятельно сделать, а затем поиграть в игру «Круги Луллия».

Педагоги собирают игру и предлагают ответы по одной из предложенных образовательных областей.

Педагоги выполняют поставленную задачу.

-Молодцы, вы прекрасно справились. Надеюсь это было интересно, занимательно, и весело для вас. Посмотрите какую фантазию вы проявили. Здорово!

-А вы знаете, что подобные игры можно организовывать и не имея под рукой пособия. И сейчас мы с вами попробуем это сделать. Я приглашаю выйти  …. участникам. Рабочим материалом в игре, которую я для вас приготовила, будут картинки с изображением. Участники нашей игры образуют два круга, становясь на кружочки, расположенные на ковре и начинают двигаться. Первое ваше задание будет на «Реальное сочетание». Внутренний круг у нас остается неподвижным, о внешний круг продвигается по часовой стрелке до тех пор, пока под воображаемую стрелку, это будет красный круг, лежащий на ковре, не попадет подходящий для этого материала объект.

Педагоги выполняют задание.

- Какое сочетание у нас получилось? (…………) Отлично справились с заданием!

Например, Лист березы – клякса зеленого цвета. Лист березы зеленого цвета. Листья у березы бывает зелеными летом.). Солнышко – жёлтое, квадрат жёлтого цвета. Солнышко всегда жёлтое, и зимой, и летом.

 Второе наше задание будет на «Объясни необычное сочетание» и мы будем раскручивать два круга.

- внутренний круг, он продвигается против часовой стрелки.

 - внешний круг, он продвигается по часовой стрелке, и вы все останавливаетесь после того, как я закончу говорить следующие слова:

«Ходим кругом друг за другом.

Только надо не зевать.

Все, что стрелка нам покажет,

Будем дружно называть».

Педагоги выполняют задание.

Какое сочетание у нас получилось? (……) Вот сейчас мы и будем фантазировать. Попробуйте объяснить необычность данного сочетания. Вопрос: «Когда, или где такое сочетание может случится?»

Например, лист березы клякса черного цвета. Березовый листок может быть черного цвета ночью. Солнышко и квадрат синего цвета. Солнышко может быть синего цвета, когда на небе тёмные синие тучи.

А теперь мы переходим к третьему типу игры «Придумай фантастическую историю или сказку». Можно начать с известных всем слов жили-были или однажды…

- внутренний круг, он продвигается против часовой стрелки.

 - внешний круг, он продвигается по часовой стрелке, и вы все останавливаетесь после того, как я закончу говорить следующие слова:

«Ходим кругом друг за другом.

Только надо не зевать.

Все, что стрелка нам покажет,

Будем дружно называть».

Педагоги выполняют задание.

Какое сочетание у нас получилось? (……) Вот сейчас мы и будем фантазировать. С каких слов вы предлагаете начать: жили-были или однажды? К составлению истории могут подключится все желающие, дополняя друг друга наша история получится еще интересней. Ведь вы все прекрасно знаете, что обычно дети все вместе начинают рассказывать, и получается коллективный рассказ.

Заслушивается один рассказ.

 - Большое спасибо уважаемые коллеги. Четвертым заданием в нашей игре должно было стать «Решение проблемы», но мы рассмотрели её чуть ранее на примере стеклянного дома и крышки чайника в реке.

- Сейчас, я хотела бы представить вам еще один вариант игры. Для этого у нас есть этот замечательный разноцветный круг. Вы видите на нем сектора, такие же как на кругах Луллия.

- Для игры нам нужно 6 человек. Правила игры просты. Наша задача рассказать о предмете, который находится в центре круга, с опорой на схемы, расположенные в секторах круга. Все они вам знакомы. Когда я начну произносить слова, вы будете двигаться по кругу, по кружочкам расположенных на ковре, как только я закончу – вы должны остановиться. Кто окажется на красном кружке, это будет наша воображаемая стрелочка, тот и будет рассказывать.  Объектом, который мы будем описывать сегодня станет вода. Начинаем!

«Ровным кругом, друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте – знак найди,

Предмет в центре опиши.»

Педагоги описывают объект с опорой на свою схему.

Например, вода прозрачная, потому что сквозь нее видны предметы.

Повторяем игру еще два раза.

- Я благодарю вас, коллеги, можете присесть. Если в группе большое количество детей, можно попросить их дополнять ответы участников, но не повторять.

При решении задач в тренингах дети должны быть свободны в своих высказываниях, взрослые - приветствовать самые неожиданные предложения детей. Результаты в развитии ребенка Вы сможете заметить сразу. В его ответах вы увидите постепенное восхождение от односложных предложений к развернутым текстам, самостоятельно создает фантастические тексты, с удовольствием формулирует и решает проблемы - вот главный результат использования Кругов Луллия.

– В нашем мастер-классе я постаралась показать вам основные положения организации игр с кругами Луллия.

 Таким образом, мы можем сделать вывод, что методика «Круги Луллия» успешно может применятся в детском саду, делая процесс обучения увлекательным и интересным для наших детей.

                                      РЕФЛЕКСИЯ.

В конце нашего мастер –класса, я бы хотела провести рефлексию с помощью стихотворения синквейн: это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

Это стихотворение, состоящего из пяти нерифмованных строк.

 В нем нет рифмы, но есть смысл. Он определяет свое отношение к рассматриваемой теме в пяти строках, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.

Пример:

Мастер- класс

Занимательный, интересный

Учит, обогащает, развлекает

Значимость методики кругов Луллия

Опыт

Педагоги составляют один синквейн от каждого стола.

Спасибо за внимание. Мне было очень интересно общение с вами.

Если вас заинтересовала данная тема, я приготовила для вас информационные буклеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов и творческих способностей детей дошкольного возраста с особенностями в развитии средствами песочной терапии

Песочная   терапия  для детей -  это  прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действен...

Внедрение современных образовательных технологий для развития познавательных и интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста в образовательный процесс

laquo;ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНВАТЕЛЬНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»Инновация &ndash...

«Арт-терапия как средство развития эмоциональной сферы и творческих способностей детей дошкольного возраста».

Каждый ребенок - это драгоценная жемчужина, и от нас, педагогов зависит, сможем ли мы помочь детям высвободить скрытые возможности ребёнка  и сохранить совершенство и неповторимость каждого из ни...

"Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественно творческих способностей детей дошкольного возраста"

План по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных и художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста"Цель: развитие твор...

Педагогический проект" Сказкатерапия как средство развития связной речи и творческих способностей детей дошкольного возраста"

Сказкотерапия — это занятия, направленные на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания; преодоление барьеров в общении; повышение уверенности в себе; раз...

"Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных и художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста"

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многоообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы ...