Главные вкладки

    Театрализованная деятельность как средство развития и формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста
    статья по логопедии по теме

    Спильная Елена Валерьевна

    Театрализованная деятетельность очень эффективна при интегрированной работе учителя- логопеда с детьми дошкольного возраста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО
    РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТЕ

    учитель-логопед Спильная Елена Валерьевна-

    ГБОУ «Школа№400

    Мир - театр, а люди в нем актеры.  

    Уильям Шекспир

    Овладение речью заложено в основе развития личности. Это необходимый этап, подверженный влиянию разных факторов – прежде всего, эмоционального состояния человека, его склонностей, привычек, окружающей среды. Формирование личности ребенка в той или иной мере определяет черты его характера, способность к творчеству, активность, креативное мышление.

    Внешние факторы находят прямое отражение в степени развития речи. Высокий показатель, присущий взрослому человеку, свидетельствует о равновесии личностных структур. Напротив, прерывистость, диспропорция, скупость эмоционально-речевых выражений раскрывают внутренние проблемы ребенка, что служит сигналом недостаточного потенциала индивидуума.

    Модель личности закладывается еще в дошкольный период, служащий одним из самых важных для приобретения необходимых свойств. В связи с этим роль психолога, логопеда, воспитателя, педагога как помощника в прохождении этого необходимого и нелёгкого этапа становления становится определяющей. Ведь именно в их центре внимания должен находиться ребенок, нуждающейся в их поддержке и квалифицированной помощи для его гармоничного и всестороннего развития.

    Давно доказано, что нельзя лечить только один орган,  а нужно лечить весь организм человека, так и  логопед работает не только с речевыми процессами человека, но и  со всем человеком, личностью ребенка. Итак,  задача логопеда не только научить ребенка говорить правильно, красиво, выразительно, но воспитать всестороннюю, гармоничную личность ребенка, которая не только бы смогла социализироваться в обществе, но и принести пользу своей стране,  семье. Для этого мы в работе используем все, что есть в научном и методическом арсенале педагогов, логопедов, психологов. Для нас интеграция образовательных областей  возможность реализовать наши цели и задачи в жизнь. Нам очень нравиться разные виды арт-терапии, но особенно часто мы используем в работе театрализованную  деятельность и сказкотерапию.

     Театрализованная деятельность может проникать:

    1. в информацию образовательной программы;
    2. в способы познания, умения и навыки детей;
    3.  во взаимоотношения ребенка с миром (по И. Ю. Алексашиной, круг проблем: человек и природа, человек и общество, человек и человек;  по А. И. Субетто, человек и культура);
    4. в объективные процессы, явления, предметы окружающего мира, виды человеческой деятельности, модели объективных процессов и явлений жизни (по В. Н. Максимовой).

             Основные задачи театрализованной деятельности:

    1. формирование у детей правильного звукопроизношения;
    2. формирование лексико-грамматических категорий;
    3. развитие связной речи;
    4. формирование просодической стороны речи;
    5. укрепление собственного «Я» ребенка, развития чувства самоценности;
    6. развитие способности эмоциональной саморегуляции;
    7. восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»;
    8. коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции;
    9. коррекция и профилактика поведенческих отклонений.
    10. совершенствование артистических навыков детей;
    11. поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам.
    12.  Развитие общей и мелкой моторики

        Какой театр без сказки?

       Любое использование сказки в практике педагога – это сказкотерапия.

    Сказкотерапия,  взаимодействующая с театральной деятельностью,  в своем интегрированном проявлении очерчивает благодатные факторы  своей эффективности, заключающиеся в том, что в сказках:

    1. отсутствуют дидактика и нравоучения;
    2. отсутствуют четкие персонификации;
    3. язык образный и метафоричный;
    4. есть психологическая защищенность;
    5. наличие тайны и волшебства.

        В сказке главный герой - это не конкретный человек, не персонифицированный индивидуум, а собирательный образ, совокупность характеров. Каждый человек – ребенок или взрослый – выносит для себя из сказки наиболее актуальные вопросы и проблемами, а также нередко находит их решение, проецируя на себя различные ситуации. Во многом, сказки формируют особую картину Мира, в которой каждый действует по-своему.

    Большинство сказок имеют счастливый конец, что, безусловно, формирует у ребенка чувство собственной психологической защищенности и оптимизм. С другой стороны, герои, совершающие зло, получают возмездие, что также побуждает к выводу: как ты относишься к миру, так и мир относится к тебе. Волшебная сказка наделяет каждого персонажа  - даже если это неодушевленный предмет – свойствами «живого», таким образом, развивая фантазию ребенка, давая ему мощный импульс.

        Театрализованная деятельность охватывает всю логопедическую,  коррекционную работу логопеда.

       Как театр начинается в вешалки, так логопедическая работа начинается с артикуляционной  гимнастики.

       Объяснять малышу, что нужно делать логопедические упражнения ежедневно, чтобы хорошо говорить, практически бессмысленно. Мы знаем, что каждый ребенок имеет желание стать взрослым, и именно здесь и сейчас он почувствовать себя большим, самостоятельным. Значит, внутренний стимул для учебы есть, осталось педагогу увлечь маленького человека доброй, благородной, возвышенной целью, так, чтобы ребенку было жизненно необходимо выполнять задания логопеда.

        Мы постоянно находимся в творческом поиске: как  оставлять содержание, традиционную методику  логопедии– сердце коррекционной работы, но при этом бесконечно менять  оболочку занятий.  Сверхзадача занятий корректирует  место занятий, сказочных героев, костюмы. Можно сказать, что сверхзадача создает ауру занятия, основной смысл всей нашей с детьми деятельности (по Станиславскому).

       Вся наша коррекционная работа построена на принципе: «от простого к сложному»,- от звука к слову, от слова к предложению, от предложения – к рассказу, сказке. Постоянно повышая уровень трудности заданий в зоне ближайшего развития ребенка (по Л.С. Выготскому), мы   вызываем повышенный интерес к изучаемому материалу, ведь всегда интересно, когда немного трудно. Эмоциональное напряжение у малыша снимается тем, что мы рядом и всегда готовы помочь.

       Слушание сказок, рассказов имеет огромное значение в коррекционной работе.

        На дворе век компьютерных технологий. Дети видят много красочных, красивых мультфильмов, играют в зрелищные, компьютерные игры, но, к сожалению, мамы редко читают  сказки дочкам и сыночкам.  Детский мозг привык основную информацию  воспринимать зрительными анализаторами. На слух информация почти не воспринимается при нормальном физическом слухе, это, конечно, сказывается на развитии речи.

       Слушание  речи-рассказа  является  одним  из  факторов,  побуждающих
    ребенка выходить за пределы наглядно данного  в  область  воображаемого.
    А.В. Запорожец подчеркивает: «Слушание сказки… имеет важнейшее  значение для  формирования…  внутренней  психической  активности,   без   которой невозможна никакая творческая деятельность».Л.С. Славина  показала,  что  слушание  рассказов  детьми  опирается вначале на  восприятие,  затем  на  репродукцию  опыта  и,  наконец,  на
    воображение, на умение «представить себе сообщаемое».

       Первым делом, когда ребенок приходит к нам в группу, он учится слушать и слышать. Хочется отметить, что наши дети постоянно слушают сказки. Ребяткам постоянно читают воспитатели в свободное время, перед обедом, перед сном.   Есть совершенно разные варианты слушания сказок: слушание чтение педагога, слушание аудиосказок,  одновременно слушание и инсценирование известных  для детей сказок.

       По содержанию сказок задаем вопросы, просим пересказать.

    Ребятам  предлагаем придумывать самим сказки, сначала по опорным картинкам – самый простой вариант, постепенно усложняя. В подготовительной группе дети придумывают потрясающие сказки о мебели, об одежде…

       Театр- это волшебная страна, в которой ребёнок чувствует себя прекрасно, потому что это его мир . Малыш его придумал, сотворил.

       Дети очень любят в кого- то или во что-то превращаться. Маленькие дети- замечательные актёры: стоит кому- то из них одеть хотя бы часть какого либо костюма, как он сразу же входит в образ.

        С необыкновенной лёгкостью маленькие артисты готовы поверить, что логопедический кабинет- космический корабль, а зеркала- волшебные окна. Кукольный театр детей завораживает и притягивает к себе. Было замечено, как только дети поняли как можно «оживить» на руке  куклу Бибабо,  могли играть и играть. Дети с удовольствием  показывают знакомую сказку друг другу по несколько раз.

      Для ребенка  театрализованная игра – это естественный способ рассказа  о себе самом, своих мыслях, чувствах, опыте. В ней ребенок раскрывает свои истинные переживания. Игра – работа с воображением, в ней ребенок воспринимает то, что он себе представляет, как действительное. И чаще в творческом процессе для ребенка не так важен результат, как само создание. «Отражая жизнь, ребенок не заботится о зрителях и слушателях, в этом его коренное отличие от художника, актёра».

       Неотъемлемой частью развития ребенка является ТВОРЧЕСТВО, в котором он способен отражать всё, что его волнует и даже беспокоит. Театрализованная деятельность, как игра  - одна из форм развитий психических функций (речь, память, внимание, воображение, мышление) и способ познания ребенком мира взрослых.  Детская игра обеспечивает ребенку «психическую свободу», чтобы «могли оформиться все силы, все дремлющие в глубине души потенциалы». Л. В. Выготский подчеркивает родство искусства и игры в мире ребенка.

       Мы убедились на собственном опыте в эффективности театрализованной деятельности. В ней ребенок выводит наипервейшим собственное видение и удовольствие от самого процесса, что и является самом по себе важных терапевтическим фактором.

    Литература:

    1.Абраменкова В. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка.- М.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006.

    2.Дошкольное воспитание. 1999. - №11.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ

    3. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб: «Речь», 1998.

    4. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Читаем сказки с логопедом: Практическое пособие по развитию и коррекции речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.- СПб: КАРО, 2007.

    5. Кирелева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб: Речь, 2007.

    6. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические труды в 2-х т. М.: Педагогика, 1983.

    7. Лопатина Л.В., Иванова О.В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития: Учебное пособие. – СПб: КАРО, 2007.

    8.Маханева М.Д. Занятие по театрализованной  деятельности в детском саду.  - М.: Сфера, 2009.

    9.  Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на Дону: «Феникс», 2001.

    Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

    10. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990.  



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогическая технология Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

            На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, ...

    ВЛИЯНИЕ ТЕАТАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

    Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых и соответственно недоста...

    Программа "Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста"

    Программа "Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста"...

    Проект по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития диалогической формы связной речи у детей дошкольного возраста»

    ВведениеВ современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувст...

    Проект: «Синквейн как средство развития творческих и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста».

    Развитие речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ...

    Исследовательский проект «Театрализованная деятельность – как средство развития творческих и коммуникативных способностей старших дошкольников».

    Одной из задач ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Поэтому проблема творческого развития детей является одной из перспективн...