Театрализованная деятельность – как средство развития творческих способностей детей и коррекции их эмоционально – волевой сферы
проект по художественной литературе (старшая группа)

Астафьева Ольга Алексеевна

Театрализованная  деятельность – как  средство развития творческих способностей детей и коррекции их эмоционально – волевой сферы.

 

            Актуальность.

            Концепция художественного образования в Республике Казахстан нацелена на обеспечение реализации нравственного потенциала искусства как сред­ства формирования и развития этических принципов и идеалов личности; использование возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей; выявление художественно одаренных детей и обеспечение соответствующих условий для их образования и творчества

Художественное образование - это процесс овладения и освоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и фор­мирования целостной личности, ее духовности, творческой ин­дивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.

            Для развития современного ребенка нужна мотивация к раскрытию внутренних ресурсов личности, выявление заложенных возможностей и способностей. Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие.

Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием  детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

            Проблема.

            Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам  и событиям.

Синтетический характер театрального искусства выступает как активный, индивидуальный процесс, объединяющий способности воспринимать специфическое сце­ническое искусство и осуществлять разные по характеру творче­ские действия (продуктивные, исполнительские, оформительские). Такой синтез создает условия для развития и совершенствова­ния эмоциональной сферы и творчества детей. Однако в реаль­ной жизни он, как правило, нарушается. Это проявляется в сле­дующем:

            •  У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значительная часть детей остается вне этого вида искусства по объективным (отсутствие театров в данной местности) и субъективным причинам (недооценка взрос­лыми необходимости ознакомления с этим видом искусства);

            •  Наблюдается бессистемность и поверхностность ознакомле­ния с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступности восприятия сценически оформлен­ного произведения без специальных знаний, что ведет к последующему отторжению видов искусства, восприятие которых требует владения их специфическим языком;

            • Театрализованные игры детей характеризует примитивность и «свернутость» импровизации, бедность используемых для созда­ния образа средств выразительности и др.;

            •  Отсутствует готовность педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрали­зованной деятельности.

 

            Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Взрослые, руководя любым видом деятельности, могут влиять на чувства ребенка, его нравственные проявления, отношения к сверстникам, побуждать действовать по правилам, формировать у него начала идейной направленности. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведение творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их значимостью и глубиной. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Творческая деятельность развивает чувства у детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Все дети, особенно старшие дошкольники, любят заниматься искусством. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. А что может быть приятнее и полезнее, чем занятие любимым делом на благо другим?! Отдавая, делая добро, человек бывает более счастлив, чем только получая. Таким образом, формируется фундамент личности и простое человеческое счастье. Доброта и великодушие. Человечность.

         Ребенок с проблемами, действуя в удивительном мире театра, делает позитивные изменения в своём развитии. Занимаясь в театре, он уходит от своих переживаний, эмоционального отвержения, от чувства одиночества, страха, тревожностей или от конфликтов межличностных и внутрисемейных отношений. В процессе освоения театрального искусства ребёнок становится по своему психологическому состоянию качественно другим – успокоенным, духовно обновленным. У него отмечаются положительные изменения в эмоциональной и познавательной сферах. А публичные выступления дают неограниченные возможности для самовыражения и познания своего “Я”.

       Создание продуктов театральной деятельности облегчает процесс коммуникации, установление общения со значимыми взрослыми и сверстниками на различных этапах развития личности. А так же помогает адаптироваться в макро среде, расширяет кругозор.

 

            Объектом  является процесс исследования творческих способностей детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста в спец. учреждениях.

 

            Предмет исследования: Театрализованная  деятельность – как  средство развития творческих способностей детей и коррекции их эмоционально – волевой сферы.

            Цель. Приобщение детей с нарушением речи к театральной  деятельности посредством создания среды для актуализации творческих процессов.

            Задачи коррекционной работы.

1. Коррекция личности в межличностной, эмоционально-волевой сфере:

 а) формирование произвольной регуляции поведения, устранение негативных качеств характера;

б) адаптация в коллективе, формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми;

 в) развитие положительных качеств характера: доброты, переживания, отзывчивости, честности.

2. Преодоление недостатков в речевом развитии:

 а) развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата связанной речи.

3. Формирование психологических предпосылок для развития высших

 психологических функций:

 а) развитие моторики, формирование чувства ритма, формирование межанализаторных связей.

4. Развитие высших психических функций.

 а) развитие произвольного и непроизвольного внимания;

 б) развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти;

 в) развитие творческих способностей, фантазии и воображения;

5. Развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, вербально-логического мышления.

6. Формирование ведущих видов деятельности:

 а) развитие сюжетно-ролевой игры;

 б) подготовка к овладению учебными видами деятельности.

7.Воспитывать у детей интерес к театральной деятельности.

 8. Просвещение родителей, вовлечение их в орбиту театрализованной деятельности,            а) формирование заинтересованности в развитии творческих способностей детей, как составной части духовных направлений современного общественного устройства

                 Реализация проекта поможет раскрыть созидательный потенциал наших воспитанников и сформировать у них чувство ответственности. Создать условия для приобретения положительного опыта взаимодействия со сверстниками и проявления себя в разнообразных видах творческой деятельности. А также, «окрасить яркими красками» детство детей.

            Задачи работы.

1  Проанализировать научно- методическую литературу по изучаемой теме;

2 Выявить уровень сформированности творческих способностей старших дошкольников с нарушением речи на начало учебного года.

3 Провести работу по развитию творческих способностей с детьми дошкольного возраста с нарушением речи посредством театрализованной деятельности ( в течении всего учебного года).

4  Провести сравнительный анализ уровня творческих способностей детей с нарушением речи (начало – конец учебного года).

            Гипотеза.

Чем раньше начать работу по развитию творческих способностей с детьми с нарушением речи дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, тем больше возможности раскрытия творческого потенциала ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности на самостоятельное творчество, развитие всех ведущих процессов, способствующих самопознанию, самовыражению личности.

               Описание проекта

1 этап – исследовательский.

Цельпровести диагностику уровня развития психических  прцессов и уровня сформированности качеств, умений, необходимых для театрально – исполнительской деятельности у старших дошкольников с нарушением речи.

Направления работы:

 *отбор эффективных методов и приемов диагностики творческих способностей детей

 *проведение диагностики творческих способностей

 *формирование базы данных по результатам диагностики детей  

2 этап – подготовительный.

Цель: организация работы театральной студии

Направления работы:

 *организация театральной студии

 *разработка перспективного плана работы театральной студии, сценариев

 *пошив костюмов для спектаклей

 *создание условий для театра

3 этап – основной.

Цель: решение главных задач проекта

Направления работы:

 *педагогическое просвещение родителей

* показ театральных постановок  

4 этап – оценочный этап.

Цель: подведение итогов работы, обобщение накопленного опыта, поиск новых нестандартных решений

Направления работы:

* подведение итогов, анализ результатов

* анализ проведенных мероприятий

* повторный мониторинг

* составление отчетов 

 

 

План-график работ

Наименование этапов работ

Мероприятия

Сроки

Результат

 
Ответственные

Исследовательский этап

*Анализ и выбор методов диагностического обследования творческих способностей

 *Диагностика творческих способностей дошкольников

*Анализ результатов диагностики

01..09.13-11.09.13 
 
 
 

 

14.09.13-02.10.13 
 

05.10.13-16.10.13

анкеты,

опросники,

тесты 
 
 
 
 
 
 
 
  итоги диагностики

педагог-психолог,

воспитатели групп 

Подготовительный этап

*Формирование базы данных по способным детям

*Разработка перспективного плана, сценариев театрализованных постановок

*создание условий для театра

*Пошив костюмов 

 

19.10.13-23.10.13 
 
 
 

сентябрь 2013 
 
 
 

сентябрь-октябрь

2013 
 
 
 
 

списки участников театральной студии 
 

система работы 
 
 
 

организация театральной студии 
 
 костюмы для театральных постановок 

Руководитель ДОУ, методист,музыкальный руководитель, воспитатель

 

Основной этап

 

*Консультации, семинары-практикумы для родителей ДОУ

 

*Театрализованные постановки:

 

 

«Колобок» - Театр теней

 

 

«Настольный     театр      « Лисичка-сестричка и серый волк»»

 

«Федорино      горе -К.Чуковский»

 

в течение года  
 
 

ноябрь, декабрь, апрель 
 
 ноябрь 2013г

декабрь 2013г
 

апрель 2014г

 

методические разработки 

 

сценарии  моделирован-ных  сказок,        сценарии  по  произведениям  детских писателей

 

 

Методист, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели групп 

Оценочный этап

*Анализ проведенных мероприятий

 

*Повторный мониторинг дошкольников 
 
 
 

 

*Разработка перспективных планов

май 2014
 

апрель-май 2014 
 
 
 
 

 

май 2014

отчеты, отзывы 
 

аналитическ. справки, сравнительн. анализ результатов диагностики на начало и конец уч.года

перспективн. планирован. на следующий год

руководитель ДОУ, методист, педагог-психолог, музыкальный руководитель

           

 

Ожидаемый  результат

 Дети должны:

-владеть системой соответствующих эталонов и степенью сформированности операций по соотнесению этих эталонов с воспринимаемыми качествами объектов

-воспринимать разные произведения искусств и сравнивать различные способы реализации отношения человека к действительности (музыка, живопись, художественная литера­тура и др.);

- про­являть способность и потребность к импровизации в изобра­зительном и музыкальном искусстве;

-уметь показывать достаточно высокий уровень сюжетной игры, основанной         на подражании и творческой переработке полученных представ­лений

-воспринимать полноценно и глубоко литератур­ные произведения, предназначенного для драматизации;

-способность ребенка управлять своими чувствами, подчи­нять им игровые действия.

 

        Критерии.

1. Проведение интегрированных занятий с использованием

    а) художественная литература + театрализованная деятельность

    б) развитие речи + театрализованная деятельность

    в) изобразительная + театрализованная деятельность

    г) конструирование + театрализованная деятельность

    д) музыкальное + театрализованная деятельность

   

2. Инновационность:

    а) Использование технических средств (компьютеризация)

3. Уровень творческих способностей детей

     а) диагностика начало и конец года;

     б) Формирование базы данных по способностям детей

4.  Индивидуальная работа по развитию творческих способностей детей

     а) учет возрастных особенностей;

     б) усвояемость материала, с учетом подготовки детей на должном уровне;

     в) исход из возможностей ребенка (задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, обеспечить ребенку переживание успеха)

     г) коррекция индивидуальных пробелов в знании.

5.  Владение педагогом методики по организации театрализованной деятельности

- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослы­ми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); побуждать к импровизации средствами ми­мики, пантомимы, выразительных движений и интона­ций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, пережи­ваний; выбор сюжетов дра­матизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров);

- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра,  с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др.), театральными жанрами и пр.);

- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спек­такли с участием детей, родителей, сотрудников; органи­зация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).

  -знание физиологических особенностей ребенка, особенностей усвоения материала ребенком;

  - умение преподнести материал (доступность: помнить об особенностях восприятия детьми учебного материала; заинтересованность: учитывать специфику мотивации их деятельности).

 

            Тип проекта :

Учебно– методический, практико- ориентированный.

            Адресат.

Данный проект может быть адресован  психологам, воспитателям учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разностороннее развитие  детей дошкольного возраста

в театрализованной        деятельности

            В современной психологии и педагогике отмечается вли­яние игры на психическое развитие ребенка: формирование мотивационно-потребностной сферы, способностей, идеаль­ного плана сознания, преодоление познавательного эгоцент­ризма, интериоризацию социальных требований, нравствен­ных норм и правил поведения, произвольности поведения, эмоциональное развитие и т. д.

            Исследователи, по-разному называя, выделяют сюжетно-ролевую игру, ко­торая рассматривается как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, определяющий развитие всех сторон личности ребенка и создающий «зону ближайшего развития» .

Среди   сюжетно-ролевых   игр   большинство   ученых отмечают особую роль театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном от­ношении деятельности, в которой дети допускают руко­водство взрослого, не замечая его, поскольку желание по­играть в сказку огромно, доставляет радость и удив­ление — истоки творчества

 В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Это обусловлено ее родством с театром - синтетическим видом искусства, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность

          Значение и специфика театрального искусства заклю­чаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воз­действии художественного образа на личность.           Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для де­тей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педаго­гики и психологии, связанные с:

• художественным образованием и воспитанием детей;

• формированием эстетического вкуса;

• нравственным воспитанием;

• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);

• воспитанием  воли,  развитием памяти,  воображения,  инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжен­ности, решением конфликтных ситуаций через игру.

          Театрализованная деятельность дошкольников  базируется на принципах развивающего обучения, методы и организа­ция которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитыва­ется психологическая комфортность, которая предполагает:

 1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;

2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

3) развитие реальных мотивов: а) игра и обучение не должны быть из-под палки; б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешни­ми, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; в)  внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию ус­пешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

        Рассмот­рим компоненты театрализованной игры и специфику ее использования в работе по разви­тию дошкольников

Прежде всего, это ее неоценимая роль в эстетическом развитии детей. В процессе восприятия художественного произведения у детей формируется особый вид познания в форме эмоциональных образов. В них, с одной стороны, от­ражается внешняя реальность, с другой стороны, компонент в виде ощущений и представлений придает эмоциональному образу (в отличие от образа чисто рассудочного) побудительный, действенный характер отражения окружающей действительности.

        Особая роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам, и зрителям, что позднее послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества .

В определенный момент эсте­тическое восприятие дает толчок развитию познаватель­ной деятельности ребенка, поскольку художественное про­изведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете, понять художе­ственный образ.

        Эстетическое восприятие детей не сводится к пассивной констатации фактов. Дошкольнику доступна внутренняя актив­ность сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персо­нажей и их противоречивый характер. Это открывает перспективы использования театра­лизованной игры в нравственном развитии детей, когда полярные эталоны значимы в моменте соотнесения ребен­ком себя не только с положительным персонажем, но и с отрицательным. Благодаря этому за­рождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для него лично, но и для окружающих, что определяется как эмпатия или сочувствие, содей­ствие.

          Современные тех­нологии воспитания предусматривают овладение детьми действиями с различными сенсорными эталонами, символами, моде­лями и т. д. Так, для овладения специфическими способами умственной деятельности, по мнению Л.А.Венгер, О.П.Гаврилушкиной и др., важны ролевая игра, речь, рисование, конструирование, т, е. символико-моделирующие виды деятельности, механизмы которых складываются в дошкольном возрасте. Творческую деятельность детей орга­низует взрослый, совместно с которым ребенок открывает для себя логику деятельности. На решение проблемы гармоничного развития различных психических сфер ребенка направлены современные технологии, в ко­торых театрализованная игра рассматривается как одно из эффективных средств.

        В педагогической литературе театрализованная игра рас­сматривается и как средство развития детей. Для ребенка-дошкольника основной путь развития — эмпирическое обобщение, ко­торое опирается, прежде всего, на его наглядные представ­ления.

       Основная форма организации опыта обобщения детей - наблюдение и экспериментирование. Взрослый помогает проанализировать и обобщить этот опыт, подводит к установлению объективных зависимос­тей, к их фиксации в виде условных знаков. Второй формой организации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций, выражение своего отноше­ния к ним, выявление и обозначение их смысла в символической форме. Театрализованная игра является именно такой формой «проживания». Исследователи выделяют две группы способностей, важ­ных для развития детей: моделирование и символизацию. В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моде­лирования. К первому типу таких действий относятся действия замещения.  Игровое употребление предметов (замещение) — важнейшая характеристика театрализованной игры. Основу игры составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций, т. е. расхождение види­мого и смыслового поля. Основная функция воображения заключается в порождении и структурировании образа мира. Особен­ность игры состоит в том, что она представляет собой во­ображение в наглядно-действенной форме: ребенок, ис­пользуя один предмет в качестве заместителей реальных предметов, осуществляет символизацию, т. е. происходит дифференциация означаемого и означающего и рождение символа.

        В игре детей младшего возраста заместитель сохраняет сходство с моделируемым объектом по внешним призна­кам, для детей пяти-шести лет заместители становятся все более условными, символическими. В заданиях на заме­щение формируется умение применять «опредмечиваю­щий» образ, т. е. ребенок находится на этапе построения общей идеи создания продукта воображения, который в шесть-семь лет строится способом «включения» в ситуа­цию, например, при сочинении сказок.

При использовании наглядной модели возможно фор­мирование второго компонента процесса воображения - плана реализации идеи.

Д.Б.Эльконин указывает на «двойную» символизацию детской игры: при игровом употреблении предмета (при переносе действия на другой предмет, его переименовании) и при принятии на себя, выполнении роли взрослого или персонажа, предполагаю­щей обобщенное воспроизведение последовательности дей­ствий, выражающих ее социальную суть.

        Психологическое значение замещения в игре состоит в том, что в процессе его мысль ребенка от­деляется от действия. Необходима отправная точка (предмет-заместитель), а в театра­лизованной игре - кукла или костюм. В этом зак­лючается переходный характер игры, который делает ее промежуточным звеном между чисто ситуационной связанностью раннего возраста и мышле­нием, оторванным от «реальной ситуации».

           Реальные отношения — также структурный компонент игры представляют собой отношения между детьми как партнерами по совместной игровой деятельности и взрос­лым как возможным организатором и партнером. В самостоятельной деятельности эти взаимоотношения намного сложнее, чем в игре, регламентированной зара­нее заданным жестким содержанием. Реальные отношения определяются особенностями личностного развития ребенка и характером межличностных отношений между сверстни­ками. В функции реаль­ных отношений входит планирование сюжета, распределе­ние ролей, игровых предметов, контроль и коррекция вы­полнения ролей сверстниками-партнерами, т.е. позиционное замещение. Реальные отно­шения играют существенную роль в развитии коммуника­тивной и социальной компетентности ребенка, в его нрав­ственном развитии. Феномен «заигрывания» является пока­зателем развития ситуационного уровня замещения. Выделение и отражение эмоций, переживаемых ре­бенком в процессе игры в ходе выполнения принимаемых на себя ролей, моделирующих реальные, значимые для него межличностные отношения, дает возможность прочувство­вать последствия своих поступков, выявить новые значения своей деятельности, обеспечить формирование ее новых социальных мотивов. Одной из задач организации игры становится ориентировка детей в проблемных и кон­фликтных ситуациях, создание условий для усвое­ния в процессе театрализации новых способов взаимодей­ствия со сверстниками в психологически благоприятной ат­мосфере игровых занятий, осознание их благодаря оформлению в различных знаковых системах (вербализации, графике, пантомимике).

              Развитие у ребенка способности к успешному разреше­нию проблемных ситуаций в театрализованной игре за счет эмоционально-личностной и интеллектуальной децентрации, т.е. умения увидеть, проанализировать, продраматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить новые свойства и условия ее разрешения, по­вышает степень социальной и когнитивной компетентно­сти ребенка .

Следование роли и тексту театрализованной игры, взаимоконтроль участников способствуют формированию произвольного поведения. В игре сенсомоторные функции, память приобретают качество произвольности . Смысл деятельности, эмоциональ­ность и «жизненность» художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребенка . В процессе их восприятия дети переходят от «запаздывающей» к «опережающей» эмоциональной кор­рекции выполняемых действий .

По мнению И.Г.Вечкановой, режиссерская игра как форма организации деятельнос­ти детей позволяет изучить факторы, способствующие из­менению эмоциональной регуляции ребенка, выявить осо­бенности и средства совершенствования производных эмпатических эмоций, умения отражать чувства и состояния других, поскольку в этих играх быстро формируется чув­ство симпатии к взрослому, что обеспечивает эмо­циональное благополучие воспитанника.

           Волевая регуляция раскрывается в развитии чувства пространства (мизансцены), движений (жест, мимика, пан­томима), когда необходимо выразить состояние души персонажа, ведет к гармонии души и тела.

Поскольку театрализованная игра строится по заранее определенному сценарию, в том числе и основанному на художественном произведении, выде­лим различие сюжета и содержания игры . Сюжет — это та сфера действительности, которая определена автором текста и моделируется, воспроизво­дится в театрализованной игре. Содер­жание игры то, что именно воспроизводится в сюжете, т. е. моделирование социальных отношений и ситуаций в окружающем природном мире.

Учеными разработаны тесты и  критерии определения уровня развития театрально-игровых умений и навыков детей, которые представлены в программах дошкольного воспитания («Детство», «Развитие» и др.); сфор­мулированы параметры диагностики и развития эмоцио­нальной сферы у детей в процессе специально органи­зованного общения с использованием игр-драматизаций. Разработаны варианты включения театрализованных игр в другие виды детской деятельности, например, выявлена взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности в эс­тетическом воспитании детей: во-первых, в оформлении декораций, во-вторых, во взаимовлиянии на возникнове­ние образов . В первом случае изодеятельность является одним из составляющих компонентов театрализованной игры, в ходе которой офор­мляется предметно-игровая среда. Поскольку при постанов­ке важна декорация, необходимо, чтобы она была знакома, значительна на сцене и в игре, так как она создает настроение, «красивую правду и от­ражает объекты моделируемой реальности . Во втором случае педагоги и психологи видят истоки детского изобразительного творчества (рисунок, лепка, аппликация) в игровой деятельности, в том числе в игре-драматизации . Установлено, что воспро­изведение и на его основе творческое воображение гораз­до легче проявляется в игре, чем в изобразительной дея­тельности.

           Театрализованные игры  включаются и в про­цесс овладения решением задач, например, задач-драматизаций, в которых раскрывается мате­матическое содержание  и т.д. Театрализованная игра используется на за­нятиях по развитию речи детей, построенных на основе произведений художественной литературы , где процесс восприятия литературного текста рассматривается как специфическое общение.

Большое значение для развития детей имеет «личная дистанция», речевые и неречевые компоненты при опо­средствованном общении: мимика, жесты, «контакт глаз». В то же время современное развитие техники позволяет использовать различные средства обучения для знакомства с художественными произведе­ниями, которые затем можно театрализовать.

Таким образом, занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же  ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приобщение детей дошкольного возраста к театральной деятельности

 

        Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам  и событиям.

        Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

       Синтетический характер театрального искусства выступает как активный, индивидуальный процесс, объединяющий способности воспринимать специфическое сце­ническое искусство и осуществлять разные по характеру творче­ские действия (продуктивные, исполнительские, оформительские).        Такой синтез создает условия для развития и совершенствова­ния эмоциональной сферы и творчества детей. Однако в реаль­ной жизни он, как правило, нарушается . Это проявляется в сле­дующем:

•  у дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значительная часть детей остается вне этого вида искусства по объективным (отсутствие театров в данной местности) и субъективным причинам (недооценка взрос­лыми необходимости ознакомления с этим видом искусства);

•  наблюдается бессистемность и поверхностность ознакомле­ния с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступности восприятия сценически оформлен­ного произведения без специальных знаний, что ведет к последующему отторжению видов искусства, восприятие которых требует владения их специфическим языком;

• театрализованные игры детей характеризует примитивность и «свернутость» импровизации, бедность используемых для созда­ния образа средств выразительности и др.;

•  отсутствует готовность педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрали­зованной деятельности.

         Возникает противоречие:  между признанием ис­кусствоведческой и педагогической наукой значения театра в эмо­циональном и творческом развитии ребенка и дефицитом театрального искусства в жизни детей. К тому же интеллектуализация обучения и воспитания детей дошкольного возраста оказала отрицательное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка: снизилось внимание к развитию чувств, воображения и творчества. Преодоление этих противоречий возможно путем ознакомления детей с театром как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

        Ряд условий должны обеспечить полноценное художественно-творческое развитие дошкольников :

 *овладение ребенком системой соответствующих эталонов и степень сформированности операций по соотнесению этих эталонов с воспринимаемыми качествами объектов ;

 *опыт восприятия ребенком разных произведений искусства и сравнение различных способов реализации отношения человека к действительности (музыка, живопись, художественная литера­тура и др.);

*обеспечение возможности детям дошкольного возраста про­являть способность и потребность к импровизации в изобра­зительном и музыкальном искусстве;

*достаточно высокий уровень сюжетной игры, основанной на подражании и творческой переработке полученных представ­лений;

*полноценность и глубина восприятия ребенком литератур­ного произведения, предназначенного для драматизации;

*способность ребенка управлять своими чувствами, подчи­нять им игровые действия.

Условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к театральной деятельности :

- с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу;

- воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;

- заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников;

- уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

     Участие детей в театрализованных играх и спектаклях становится возможным при сформированности у них готовности к подобного рода деятельности: знание театра как вида искусства; эмоционально-положительное отношение к нему и определенный опыт собственной театрально-игровой деятельности.

положительно-эмоционального отношения к нему решаются задачи:

       На разных этапах ознакомления детей с театром и воспитания • формирование представлений о театре, эмо­ционально-положительного отношения к нему с помощью наблюдений, экскурсий; необходи­мо выделить особенности театра как культурного учреждения со спецификой труда, соци­альным значением, самим зданием и интерьером;

• подведение к пониманию специфики актерского искусства. На основе просмотров спектаклей формировать понимание деть­ми средств образной выразительности, с помощью которых арти­сты передают образ;

• формирование представлений о театральных профес­сиях (основных и вспомогательных) по наблюдениям за работой гримера, декоратора, костюмера и др., что активизирует интерес к театральному искусству, способствует расширению словарного запаса (гример, парик, осветитель и др.). Дети узнают чем заняты непосредственные участники театрального действия (актеры, музыканты, дирижер), кто готовит пьесу к постановке (режиссер, художник, балетмейстер), кто обеспечивает условия для ее осуществления (гример, костюмер, гардеробщик). Свои впечатления отражаются в рисунках. Выставка художественных работ поможет обобщить увиденное;

• ознакомление с правилами поведения в уч­реждении культуры. Система бесед, игровых диалогов, формиру­ющих нравственную сторону взаимодействия с учреждением ис­кусства. Зрительский опыт посещения театров, музеев способствует расширению и систематизации знаний, укрепляет культуру поведения в театре. Этот аспект должен пронизывать всю работу: предшествовать непосредственному знакомству с театром, сопутствовать беседам, играм, изобразительной деятельности и т.д. Необходимо неоднократно обсуждать с детьми следующие проблемы: «Какие существуют правила поведения в театре?»; «Кто их должен соблюдать и почему?»; «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?»; «Можно ли разговаривать во время действия, есть, шуршать конфетными обертками?»; «Для чего нужен антракт?».

        После бесед на эти темы желательно, чтобы дети разыграли сценки на закрепление правил поведения в театре. Например: дети рисуют билеты, выбирают «кассира», «билетера». Купив билет, заходят в «зал» (стулья заранее расставлены как в зрительном зале). «Билетер» помогает «зрителям» находить свои места. «Зрители» просят помочь найти место, благодарят за помощь, извиняются при проходе по ряду и т.д. Можно предложить разыграть ситуации, в которых они могли бы оказаться: «Представь, что спектакль уже начался, а ты не можешь найти место. Как бы ты поступил?».

При знакомстве с разными видами театрального искусства, можно попробовать поставить хорошо знакомую сказку («Репка», «Теремок») в жанре кукольного, драматического, музыкального (опера, балет, оперетта) спектаклей. Знакомиться с устройством театра также лучше, совершив экскурсию в «закулисный» театр, где можно походить по настоящей сцене, посидеть в гримерной, померить костюмы, сфотографироваться в них, послушать рассказы работников театра.

          С основными понятиями и терминологией театрального искусства детей дошкольного возраста лучше знакомить практически: во время игр, работы над пьесой, посещения театров, музеев, выставок. Не следует строго требовать усвоения понятий, достаточно того, чтобы дети понимали основные театральные термины, пополняли свой словарный запас. Для этого предлагаются театральные игры в виде вопросов и ответов, ребусы, кроссворды, загадки-головоломки, которые всегда вызывают у детей положительные эмоции.

 

 

Организация самостоятельной театрализованной

деятельности и развитие творческой активности дошкольников

 

           Изучение потенциальных возможностей ребенка в ходе художественной деятельности проводится учеными в контексте  проблемы формирования детского творчества: художественно-речевого; театрализовано-игрового.

Гармоничное сочетание разных видов художественной деятельности  в театрализованной игре позволяет решить задачу формирования художественного вкуса и творческой активности дошкольников.

          В театральном искусстве творчество – это соединение и раскрытие драматургом, режиссером, художником, композитором и актерами художественных образов, объединенных  единым замыслом. В театрализованных играх детям приходится быть и художниками, и актерами, и режиссерами, но результаты их деятельности нельзя сравнивать  с результатами работы взрослых.

          По мнению Л.С.Фурминой, «… творчество детей носит характер открытий для себя. И в театрально-игровой деятельности эти открытия связаны с достижением авторского замысла, с добавлением своего отношения к изображаемым явлениям. Следовательно, творчество детей просматривается в трех аспектах – создание драматургического материала,  исполнение своего авторского замысла, оформление своего спектакля. Однако деятельность эта носит игровой характер и поэтому не является раз и навсегда зафиксированной, импровизационность – характерное свойство всей детской деятельности.  Именно благодаря этому свойству театрализовано-игровая деятельность является активным творческим процессом».

        Старшие дошкольники проявляют большой интерес к театраль­ному искусству, что является предпосылкой развития творческих возможностей ребенка. Вместе с тем у дошкольников отсутствует опыт восприятия сценического искусства, не сформирована го­товность к самостоятельной театрализованной деятельности. Лишь немногие выпускники детского сада имеют достаточный уровень представлений о театре и игровых умениях, позволяющий им орга­низовать самостоятельную театрализованную деятельность.

        Восприятие дошкольником театра и самостоятельная театра­лизованная деятельность — процессы, исход­ные точки которых различны. Последовательность восприятия сце­нического искусства определяется психологическими особенно­стями и характером восприятия ребенком этого возраста различ­ных видов театра (восприятие различного сценического действия). Анализ истории театрального искусства, психологических особен­ностей восприятия, а также сравнительных характеристик театра­лизованной и сюжетно-ролевой игр показывает, что восприятие театрального искусства целесообразно начинать с наиболее простого, доступного для эмоционального отклика ре­бенка вида — кукольного театра.

        Последовательность формирования театрализованных игр соответствует историческому развитию разных видов сценического искусства. Поэтому самостоятельная театрализованная деятельность дошкольников приближается к ролевой игре как ведущей деятельности детей этого возраста и как предпосылке индивидуального сценического действия.

Творчество детей в театрально-иг­ровой деятельности проявляется в трех направлениях — как твор­чество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или твор­ческая интерпретация заданного сюжета), исполнительское (ре­чевое, двигательное) и оформительское (декорации, костюмы и т.д.), которые  могут объединяться.

          Условия для проявления самостоятельности и творчества дошкольников в театрализованных играх следующие:

 *содержание игр должно соответствовать интересам и  возможностям детей;

 *педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;

*театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети. 

           В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.). Участие педагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В.Берестова, Е.Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий.

            В средней группе педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др.), способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами-заместителями. Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал?», «Куда пошел?), иногда выступая  носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность.

Ребенку предлагаются творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальной или совместной режиссерской игры: завершить историю, показанную воспитателем; придумать и показать начало истории, которую продолжит воспитатель или другой ребенок.

В средней группе у ребенка развиваются способности к импровизации в режиссерских играх, которые постепенно превращаются в совместную деятельность.

        Старший дошкольный возраст – период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Предметно-игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства). Его использование помогает ребенку придумывать  и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения.

         На начальном этапе освоения сюжетосложения необходимо, чтобы игровой материал помогал ребенку домыслить, вообразить, опираясь на предложенную взрослым предметную ситуацию, выступал в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества. Педагог выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций, направляющих замыслы режиссерской игры. Опора делается на опыт детей, который активизируется при помощи содержания и структуры материала, а также постановки «сказочной» игровой проблемы, требующей разрешения.

Педагог, не принимая непосредственного участия в игре, лишь направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше? Кого они встретили? Что с ними случилось?». Его позицию можно определить как помощник в реализации детьми игровых замыслов.

         Развитие воображения позволяет дошкольнику занять особую внутреннюю позицию, предоставляющую ему возможность самостоятельно   задать предметные отношения, создать собственный сюжет и реализовать его. Дети создают игровые образы, используя речевые обороты, интонации, типичные для героя, действуя в соответствии с характером персонажа.

        Организации игр предшествует общий замысел. Каждый придумывает кусочек сюжета к выбранной теме. Задача педагога – научить детей согласовывать замыслы. Это требует от него установления связей между событиями, придуманными разными детьми. Он обращает внимание на то, что сочинять интересно когда каждый продолжает часть истории, придуманную другими. Педагог выступает как носитель умения проигрывать часть сюжета на основе приема «как будто».

         В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются индивидуальные  особенности игрового творчества каждого ребенка .

       У детей - «сочинителей» творческие проявления связаны прежде всего с созданием игровых сюжетов, с осуществлением игры в речевом плане и воображении. Они рано переходят к фантазированию.

      Дети-«исполнители» проявляют игровое творчество в реализации замыслов при создании образов игровых персонажей, используя мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую и оценочную речь.

       Дети-«режиссеры» максимально проявляют себя в игровом организационном общении, выступая посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, «дирижируя» замыслами игроков, способствуя их согласованию.

         Эффективность детской театрализованной деятельности и со­здание оригинальных сценических образов обус­ловлены степенью готовности дошкольника к ним.

         Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совмест­ной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребен­ка на всех ее этапах. Эта система включает: знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему; умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответ­ствии со сценической задачей; умение строить сценический образ действующих лиц; практические умения по осуществлению собственной сцени­ческой деятельности.

         Педагогическое сопровождение театрализованных игр направлено на сохранение  самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно-игровой среды. Педагог стремиться пробудить у ребенка  способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическая диагностика  театрализованной

деятельности детей дошкольного возраста

 

        Особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу. Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков, как основ социальной куль­туры поможет перво­класснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учите­лю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим.

        Акцент в организации театрализо­ванной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллек­тивной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

1. Основы театральной культуры

 

Высокий уровень:

3 балла

Средний уровень:

2 балла

Низкий уровень:

1 балл

 1

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализ-ой деятельности. Знает правила поведения в театре

Интересуется театральной деятельностью

Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре

.2

 

 

Называет различные виды театра, знает из различия может охарактеризовать театральные профессии

Использует свои знания в театрализованной деятельности

Затрудняется назвать различные виды театра

2. Речевая культура

   

Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание

Понимает главную идею литературного произведения

Понимает содержание произведения

. 2

Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев

Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев

Различает главных и второстепенных героев

   3

Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения

Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета

Затрудняется выделить единицы сюжета

 

 

Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи

В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения)

Пересказывает произведение с помощью педагога

3. Эмоционально-образное развитие

1 1.

Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя

Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности

Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения

4. Навыки кукловождения

1.1

Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем

Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем

Владеет элементарными навыками кукловождения

5. Музыкальное развитие

1.1

Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы

Передает в свободных пластических движениях характер музыки

Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки

.  2

Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета

Самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом

Затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом

     3

Самостоятельно использует музыкальное сопровождение на ДМИ, свободно исполняет песню, танец в спектакле

С помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец

Затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю

6. Основы изобразительно-оформительской деятельности

1.1

Самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будут изготовлять

Создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля

Создает рисунки на основные действия спектакля

. 2

Проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе)

Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов

Затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов

7. Основы коллективной творческой деятельности

1.1

Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем

Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности

Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем

 

Характеристика уровней знаний и умений

театрализованной деятельности

 

Высокий уровень

       Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.              Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов. Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень

        Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа и декорации к спектаклю. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности. С помощью воспитателя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета.    Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень

        Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью воспита­теля. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. С помощью воспитателя созда­ет рисунки (эскизы) к основным действиям спектакля. Не может самостоятельно изготовить декорации, персонажи к спектаклю. Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Затрудняется в подборе музыкальных фрагментов к спектаклю даже с помощью воспитателя. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие речи детей через театрализованную деятельность

            После создания в группе театрализованной зоны я составила перспективный план на старший дошкольный возраст и разработала конспекты занятий. Работу по театрализованной деятельности строила от простого к сложному. Сначала мы с детьми просто рассматривали иллюстрации, затем показывала сказки на фланелеграфе, использовала пальчиковый и настольный театр. Далее проводились этюды у зеркала на мимику и т.д. Большое внимание уделяла идеологической речи. От задания к заданию задачи усложнялись. Театрализованная деятельность в нашей группе проходила красной нитью через всю воспитательно-образовательную работу.
       В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”. Такая речь включает в себя вербальные (интонации, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, как в обычном разговоре, так и публично не стесняясь слушателей. Эффективную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность.

      Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, звуки музыки, а умело поставленные воспитателем вопросы, побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Занятия театрализованной деятельностью развивают сферу чувств, будят в ребенке сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                

 

      Концепция художественного образования в Республике Казахстан нацелена на обеспечение реализации нравственного потенциала искусства как сред­ства формирования и развития этических принципов и идеалов личности; использование возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей; выявление художественно одаренных детей и обеспечение соответствующих условий для их образования и творчества.                                          С самого раннего возраста ребёнок нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятельности. Поэтому очень важно приобщать детей к музыке, живописи, литературе и конечно, театру.                       

      Для развития современного ребенка нужна мотивация к раскрытию внутренних ресурсов личности, выявление заложенных возможностей и способностей. Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие. Поэтому особое значение в нашем д /с

«Бобек» уделяется театрализованной деятельности. Она помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

Дети с удовольствием участвуют в театрализованных  постановках. Им нравится играть роли, перевоплащаться  и быть настоящими артистами. Похвала и аплодисменты вселяют в детей уверенность, значимость в свои силы и возможности.

Ценность детского творчества следует видеть не в результате не в продукте творчества, а важно то, что они создают и творят сами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития творческих способностей. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра - любимая форма деятельности, в которой осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

Умело подбирая литературное произведение для инсценировки, интересно организовав работу над игрой-драматизацией, можно дать возможность погрузиться ребенку в более благоприятный мир, увлечь его, ненавязчиво побудить тем самым его к действиям, к определенной реакции. По поведению ребенка в театрализованной игре, по воплощению персонажей можно судить об особенностях настроения самого ребенка, о его психологическом состоянии.

Театрализованная игра учит ребенка нести ответственность за свои действия, проявлять эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять. дошкольный творческий педагогический театрализованный

Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни. Она способствует познанию реального мира, приобщению ребенка к нормам и требованиям общества; полноценному, разнообразному развитию личности ребенка, является (при правильной организации и проведении) полезным и интересным времяпрепровождением детей.

В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры. Л.С. Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию, Е.Л. Трусова применяет как синонимы понятия "театрализованная игра", "театрально-игровая деятельность и творчество" и "игра-драматизация", В.Н. Всеволдовский-Генгросс - драматические игры, которые характеризуются "наличием художественного образа и драматического действия". Большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их "творческими" (М.А. Васильева, С.А. Козлова, Д.Б. Эльконин и др.).

Игры-драматизации "представляют собой намеренное произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом -- сценарием игры" (О.А. Карабанова). В отличие от театральной постановки театрализованная игра не требует обязательного присутствия зрителя, участия профессиональных актеров, в ней иногда достаточно внешнего подражания. (5)

И.Г. Вечканова понимает театрализованную игру как деятельность по моделированию биосоциальных отношений, внешне подчиненную сюжету-сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т. п.). (4)

Театрализованная игра близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами (Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин). Исследователи (П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров) выделяют семь различных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую и планетарную. Театрализованная игра как сюжетная по существу является групповой, но может быть индивидуальной.

В театрализованной игре нет отношений состязания (если они не заложены в сценарии) в отличие от игры с правилами.

Вместе с тем театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным: роль (определяющий компонент), игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения.

Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей (Л.В.Артемова, Л.В.Ворошина, Л.С.Фурмина и др.). Театрализованные игры представляют собой "рубежный" вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н.Леонтьев), в которой происходит перенос акцента с процесса игры на ее результат. Это разновидность художественной деятельности, состоящей из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества (Н.А.Ветлугина). (21)

Подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа (С.А.Козлова, Т.А.Куликова).

В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому проявить активность, индивидуальность, творчество.

Привлекая внимание родителей к этим играм, подчеркивая успехи ребенка, можно способствовать возрождению семейной традиции устройства домашнего театра. Репетиции, изготовление костюмов, декораций, билетов-приглашений для родственников сплачивают членов семьи, наполняют жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».

:  «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».Цель: Углубить и систематизировать знания о форм...

Консультация для воспитателей : "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности".

Ребенок в творческой деятельности выявляет свое понимание окружающего и отношение к нему. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребенка....

План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».

Цель: Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....

план самообразования «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности». (2020-2023г.)

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и а...

Консультации для родителей. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТворческие способности – далеко не новый предмет иссл...