Консультация для родителей "Как воспитать будущего читателя"
консультация (старшая группа)

Шапкина Татьяна Юрьевна

Этот материал нужен для родителей и педагогов.Он поможет  и обогатит знания как взрослых,так и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Росинка»

Консультация для родителей старшей группы

«Вишенка»:

«Как воспитать будущего читателя»

        

Подготовила воспитатель

Шапкина Т.Ю

Наши дети читают все меньше и меньше. Эта печальная реальность должна заставить задуматься нас, взрослых, как-то изменить данное положение вещей.

Чтение - это многогранный мир, который обогащает наши души и ум. Через книгу дети познают окружающий мир, чтение формирует многие психические процессы ребенка: мышление, память, внимание, воображение, развивает речь ребенка, учит выражать свои мысли четко и ясно.

Задача взрослого сделать так, чтобы чтение для ребенка стало привычкой, необходимостью.

Процесс воспитания будущего активного читателя начинается с самого раннего детства, когда взрослый ежедневно читает детям сказки, потешки, стихи. Чтение книг создает единение между родителями и ребенком. Мелодичный, спокойный, ласковый тон родителей, читающих книгу, успокаивает малыша, учит его вслушиваться, понимать речь. Чтение книг - это своего рода диалог между ребенком и родителем. Ребенок, не умеющий еще говорить, отвечает на напевные слова мамы активными движениями ручек и ножек, что говорит о его заинтересованности.

В более старшем возрасте в детской библиотеке должны появиться книги о птицах, животных, детях своей эпохи, с которыми ребенок мог бы себя отождествлять.

Важно выбирать книгу для чтения по взаимному согласию, чтобы ребенок почувствовал себя вовлеченным в процесс чтения, чтобы чтение вызывало у него интерес.

Во время чтения книги можно разъяснить ребенку значение незнакомых слов, обсудить с ребенком какие-либо ситуации, переложив их на опыт ребенка. В этом случае дальнейшее чтение будет более интересно для малыша.

После прочтения книги обсудите с ребенком впечатления, извлеченные уроки, предложите ребенку нарисовать сюжет или слепить из пластилина понравившегося героя. Таким образом, прививается навык чтения, ребенок учится правильному поведению, развивается творчество, мышление, воображение. Но самое главное - это время, проведённое рядом с близкими людьми: мамой и папой.

Как заинтересовать ребенка чтением?

Для ребенка важен личный пример родителей, дети должны видеть взрослых читающими. В читающей семье дети будут читать.

Серьезно подойдите к выбору детской литературы, учитывая возраст ребенка. Начните с журналов, в которых много иллюстраций. Позже ребенок будет читать их с удовольствием, отождествляя себя с персонажами.

Важно знать увлечения и предпочтения своего ребенка. Помогите ему создать коллекцию любимых журналов, брошюр, других материалов в интересующих его предпочтениях. Это поможет малышу преумножить знания по интересующей его теме, будет стимулировать его искать новую информацию самостоятельно.

Неоценимую помощь в приобщении ребенка к чтению могут оказать бабушки и дедушки. Дети любят слушать, затаив дыхание их истории, истории о приключении знаменитых героев, созданных известными писателями, классиками мировой литературы. Интерес, вызванный рассказом бабушки или дедушки, может подтолкнуть ребенка самому прочитать книгу.

Почему дети не читают?

В современном мире существуют несколько «врагов» чтения, особенно для малышей - это телевидение, компьютер, интернет. Они являются отвлекающими компонентами, так как вызывают привыкание, нездоровую зависимость для физического и психического развития ребенка.

Для родителей крайне важно контролировать программу просмотра телепередач для детей, посещаемые ими сайты. Родители должны знать, что смотрит их чадо. С другой стороны следует привлечь этих двух «врагов» на свою сторону. Дети любят смотреть современные мультфильмы, после просмотра расскажите детям о книгах с другими знаменитыми историями.

Самое главное, во всех попытках, всех усилиях заинтересовать ребенка чтением, взрослые должны оставаться спокойными, улыбаться, проявлять радость от чтения книг и журналов. Нельзя ребенка насильно заставлять читать, иначе это вызовет реакцию отторжения. Чтение для ребенка должно ассоциироваться с веселым, интересным времяпрепровождением, а книги и журналы с погружением в увлекательный мир чтения.

Воспитываем будущего читателя

                                                                                                                  

   Ох уж эти современные дети!  Ещё говорить не научились, а порой и ходить, уже знают, как включить компьютер, какие кнопки нажать, чтобы открыть любимую игру. А родители в восторге: «До чего же умный мой малыш, схватывает на лету!». А почему же ребёнок не обращает внимания на книги, ведь каких их только сейчас нет: и с яркими картинками, и звуковые, и с тактильными элементами, и раскладушки, и книги-панорамы, и книги с 3D картинками и т. д.    Родители  начинают беспокоиться, что же делать, для того, чтобы ребенок заинтересовался чтением? Как сделать так, чтобы чтение для детей стало личной необходимостью? Какие книги выбирать для чтения?

    Чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности нашего общества.

О снижении статуса литературы, о резком сокращении чтения в структуре свободного времени детей, о замещении книжной культуры визуальной многие знают не понаслышке.

Социологи и психологи всего мира утверждают, что сегодня в стране более 30% взрослого населения не читает книг. По данным ЮНЕСКО, наша страна занимает 41-е место по интеллектуальному развитию молодёжи, тогда как в 50-е годы занимала 3-е место. Известно, что именно чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую и социально ценную личность. Что, как и когда мы можем сделать для детей, чтобы привлечь их к чтению?

 Прежде всего, культура чтения закладывается в семье. Собственный пример читающих родителей играет  значительную роль.  Необходимо начинать читать вслух с раннего возраста, обязательно читать ребёнку перед сном.  Замечательно, когда семья вечером собирается не у телевизора, а все вместе по очереди вслух читают интересную книгу и обсуждают прочитанное. Оставляйте печатные издания везде, где ваш ребенок может их увидеть, дарите ему книги, разрешайте самому выбирать книги в магазине или библиотеке. Запишите своего ребенка в районную или городскую библиотеку. Хорошо, если дома есть своя библиотека или хотя бы книжная полка детских книг.  Не заставляйте читать ребенка против воли, лучше предложите поиграть в настольные игры, связанные с чтением. Обязательно слушайте, как малыш читает сам, он должен чувствовать интерес старших. После просмотра художественного или мультипликационного фильма предложите прочесть книгу, по которой он снят.

Очень часто, когда ребенок начинает читать сам, родители перестают интересоваться чтением, разговаривать о  прочитанном. Постепенно ребенок начинает взрослеть. У него возникает собственное отношение к действительности. Он приступает к серьезному чтению, которое толкает на необходимость вглядываться в окружающее и утверждаться  в каком-то собственном мнении обо всем, что он видит, слышит, узнает из книг. Именно сейчас ему особенно нужен внимательный собеседник, которому хочется доверить складывающиеся представления, взгляды, переживания, мысли, и о многом другом, связанном с процессом становления личности и с влиянием книги на течение этого процесса. И этим собеседником может стать родитель.

Конечно же, в решении проблем детского чтения существенную роль играет деятельность дошкольных учреждений по приобщению детей к литературе, поскольку именно в дошкольном возрасте совместными усилиями педагогов и родителей формируется в ребёнке читатель.

Серьёзное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы уделяется в контексте дошкольного образования, потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи и мышления. Именно поэтому интерес к чтению рассматривается в качестве одного из ведущих показателей готовности ребёнка к обучению в школе.

Полезные советы, воспитывающие будущего читателя.

  • Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у ребёнка отношение к чтению как удовольствие.
  • Наглядно демонстрируйте, что вы цените чтение: дарите книги, покупайте, пополняйте домашнюю библиотеку.
  • Читайте ребёнку вслух ежедневно. Выделите для книг специальное место.
  • Поощряйте попытки самостоятельного чтения книг ребёнком (даже его имитацию).
  • Не прекращайте чтение вслух тогда, когда ваш ребёнок научится читать достаточно бегло. Читать ему всё равно трудно. Чтение вслух сближает взрослого и ребёнка.
  • Посетите с ребёнком библиотеку, научите пользоваться её фондом. Регулярно посещайте её.
  • Предоставьте ребёнку возможность самому выбирать книги, журналы по интересующей его теме.
  • Подпишитесь на детские журналы на имя ребёнка с учётом его интересов и увлечений.
  • После просмотра фильма предложите ребёнку прочитать книгу, по мотивам которой он был поставлен.
  • Не спешите расставаться с не раз прочитанной книгой. Сделайте иллюстрации, «оживите» героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из ткани, связав, склеив из бумаги и т.д.
  • Воспитывайте бережное отношение к книгам, учите правилам обращения с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как воспитать маленького читателя

Консультация для родителей о том, как привить ребёнку любовь к чтению книг...

Как воспитать будущего читателя

Памятка для родителей...

Консультация для родителей. " Будущего читателя необходимо воспитывать, когда он еще является слушателем».

Почему детям необходимо читать книжки.Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас, книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное други...

"Растим будущего читателя". Консультация для родителей (законных представителей)

Совместное путешествие в книгу становится тем звеном, которое скрепляет взаимоотношения поколений и формирует внутреннюю потребность в чтении на всю жизнь. В таком трудном деле, как воспитание ли...

Консультация для родителей «Воспитываем будущего читателя»

Общеизвестно воспитательное, познавательное и эстетическое значение художественной литературы в развитии личности ребёнка. На важность приобщения дошкольников к книге, красоте художественного слова ук...

Консультация для родителей "Будущего читателя необходимо воспитывать, когда он ещё является слушателем"

Консультация для родителей "Будущего читателя необходимо воспитывать, когда он ещё является слушателем"...