презентация на тему кто есть я
статья (старшая группа)

Темина Инна Валерьевна

Актуальная тема по социально-культурному воспитанию "кто есть я"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кто есть я21.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Кто есть Я»

              В настоящее время одной из приоритетных целей дошкольного образования является формирование целостной гармоничной личности дошкольника. Решение этой задачи продуктивно в условиях целостного педагогического процесса, направленного не только на интеллектуальное, нравственно-эстетическое, физическое развитие, но и на познание ребенком собственного духовного потенциала, своей личностной сущности.

        Слайд 1. Опираясь на исследования М.В. Корепановой, под образом «Я» мы понимаем совокупность развивающихся представлений ребенка о себе, сопряженную с их самооценкой и определяющую выбор способов взаимодействия с социумом.

При исследовании особенностей формирования образа «Я» необходимо учитывать сензитивность периода дошкольного детства, его влияние на характер взаимодействия ребенка со сверстниками.

Слайд 2.

         Современные материалы исследований показывают, что представления ребенка о себе и его отношение к себе не являются врожденными, а возникают в ходе общения. Формирование образа «Я» ребенка в полной мере зависит от той информации, которую ему предоставляет его ближайшее окружение: мир взрослых и мир сверстников.

        В дошкольном возрасте дети проявляют интерес к себе - своему телу, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребёнка с людьми и на развитие всех видов детской деятельности.

        На протяжении всего дошкольного возраста представления ребёнка о себе существенно меняются: он начинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызывается это отношение. Становление личности ребёнка происходит успешно при условии активности самого ребёнка, когда он включён в процесс собственного «социального строительства».

          Учитывая, что основным инструментарием саморазвития личности является самопознание, педагоги, психологи и родители должны помочь ребенку «открыть», познать свое собственное «Я».

Важнейшим требованием является насыщение программы с учетом уровня личностного развития, существующей у ребенка Я-концепции и степени освоения личностного опыта. Программы самопознания, направленные на становление Я-концепции дошкольников, реализуются через систему занятий, игр и упражнений, которые проводятся в целостном педагогическом процессе.

Слайд 3.

Слайд 4.

         Перед началом систематической работы целесообразно определить уровень детей в плане представлений их о себе. С этой целью использовать методы и методики диагностики, опираться на критерии и уровни, направленные на изучение «Я».

            У старших дошкольников провели диагностику

       Слайд 5.

          Результаты группы показали, что некоторые вопросы вызвали затруднения у детей: 83% не справились со вторым вопросом, они отвечали «не знаю»; так же возникли сложности при ответе на шестой вопрос, это 33%. 67% ответили, что не любят когда их ругают, так же 67 % сказали, что им нравится в детском саду и они не хотели бы там ничего менять. Большинство опрошенных детей ответили, что им всё нравится в детском саду, а с тем, что их не устраивает, они стремятся справиться самостоятельно. Если у ребенка возраста 6-7 лет нет друзей, нет взаимопонимания со стороны сверстников, тогда любые игровые приемы и даже непринужденное общение со взрослым малоэффективны. Всем детям нужны друзья. Или хотя бы ощущение, что ты кому-то из сверстников интересен.

             При проведении методики направленной на изучение наличия представлений о себе были получены следующие результаты: 50% дошкольников подробно рассказывают по собственным фотографиям о себе, правильно описывают себя; 50% дошкольников не совсем подробно, четко, могут рассказать по фотографиям о себе, они частично, не всегда правильно описывают себя. Это говорит о том, что у детей в старшем дошкольном возрасте не всегда имеются полные представления о себе. Образ-Я сформирован не полностью. Они могут описать свою внешность, но описание своего эмоционального состояния вызывает затруднение.

           При проведении методики «Лесенка» направленной на изучение самооценки ребенка, были получены следующие результаты: дошкольники оценивают себя 75% – самый лучший, 25% – хороший, 0% –плохой. На вопрос: «на какую ступеньку тебя поставила бы воспитательница?», дети ответили следующим образом 50%- на 7 ступеньку, 50%- на 6 ступеньку.

            Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод о том, что практически у всех детей, опрошенных нами, достаточно высокая самооценка. Позитивным признаком считается, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» или даже «самые лучшие». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребёнок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведёт.

            Слайд 6.

 Создание специальных человековедческих ситуаций связано с использованием этического и правового содержания, требующего от детей разного дошкольного возраста выбора способов решения на основе использования личностного опыта. Содержание ситуаций продумывается с учетом возрастных особенностей, характера личностного опыта, уровнем развития «Я», связано с особенностями жизнедеятельности. Личность, действуя в таких условиях, вынуждена преобразовывать свой личностный опыт!

Слайд 7. Одним из средств формирования «Я» выступает игра. Игра представляет унитарные возможности формирования «Я» ребенка раннего и дошкольного возраста. Она позволяет формировать новые линии «Я», повышать самооценку, осознавать приводимый в движение личностный багаж, рефлексировать, анализировать и оценивать его, делать выводы, прогнозировать его применение в дальнейшем. В игре ребенок учится сопоставлять опыт ретроспективный и опыт сегодняшнего дня, опыт взаимодействия и опыт рефлексивного поведения. Опосредствованное опытом «ролевой игры» отношение к себе способствует формированию у ребенка сознательных целей: запомнить ролевые действия, фиксировать содержание игры, контролировать себя со стороны. Можно применять и апробировались многочисленные дидактические игры на формирование «Я», а именно «Прекрасный сад», «Волшебный стул»,  «Добрые художники», «Волшебные руки», «Комплименты» и пр.. Они позволяют формировать определенные линии «Я» («Я умею», «Я знаю», «Я мечтаю», «Я — товарищ», «Я и мои вещи» и др.), форматировать позитивную Я-концепцию личности ребенка, позитивную самооценку себя, самопринятие. При создании условий для развития игровой практики у детей целесообразно влиять не только на отражение ими явлений окружающего социума, но и на познание собственного внутреннего мира. Сюда мы относим игры, цель которых состоит в преобразовании личностного опыта и обогащении внутреннего мира ребенка: «Тайна имени», «Талисман», «Туннель в страну имен». Кроме того, предлагаемые игры позволяют содействовать развитию силы духа, чувства сострадания, качеств жизнерадостности, навыков творческого поведения. Сюда мы относим игры в воображаемую ситуацию «Как будто... » (ситуаций может быть много), «Складываем все в кучу», «Ищем новое в облике, поведении сверстника», «Сумасшедший день», «Сумасшедший художник», «Предмет любви» и др.

Слайд 8.

             В игре пробуются различные модели поведения, которые применяются затем в реальных ситуациях, что является началом индивидуального опыта дошкольника. Знания, приобретённые ребёнком в индивидуальном опыте, отличаются большой конкретностью. Поэтому представления дошкольника, основанные на таких знаниях, имеют менее выраженную эмоциональную окраску, чем представления, сформированные посредством общения с другими людьми.

          Формирование образа «Я» и развитие представлений о себе является основой осознания ребёнком себя в этом мире, выделения своей уникальности и связи с другими людьми. Искажение представлений о себе, своих возможностях приводит к трудностям психического и эмоционального развития дошкольников. Поэтому важно в возрасте 6 -7 лет, когда закладываются основы будущей личности, научить ребёнка любить и принимать себя таким, какой есть.

         Слайд 9.  

          Подводя итоги всему вышесказанному, хочется еще раз подчеркнуть всю значимость дошкольного детства как периода, определяющего весь дальнейший процесс личностного развития человека. Особую роль в данный период приобретает формирование образа-Я.

        Приобщение ребёнка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства психологов, начинается с формирования представлений о себе. Проблема самосознания одна из самых сложных в психологии. Оно формируется в основном под влиянием двух главных факторов: собственной практической деятельности ребёнка и его взаимоотношений с другими людьми.

          Компетентный педагог сможет помочь ребенку принять себя таким, каким он есть сегодня, научить сопоставлять наличное представление о себе с желаемым, прогнозируемым, представления «зеркального-Я» с актуальным (реальным) «Я»; адекватно оценивать себя и свои возросшие возможности

          Таким образом, осознание ребенком своего «Я» является решающим моментом в целостном развитии личности дошкольника. Представляется необходимым включение в содержание дошкольного образования опыта самопознания дошкольников, который будет способствовать развитию у детей самостоятельности, уверенности в себе и результатах своей деятельности в игровом пространстве детского сообщества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: «Почему же нельзя есть снег?». Опыты со снегом во второй младшей группе.

Расширять представления детей об особенностях снега, устанавливать взаимосвязь (снег  в тепле тает, превращаясь в воду). Закреплять культурно-гигиенические навыки (снег нельзя кушать, он грязный)...

Консультация на тему: "Что есть бедный, а что есть богатый внутренний мир?"

Что есть бедный, а что есть богатый внутренний мир?...

Презентация проекта "У похода есть начало" для детей старшего дошкольного возраста

В презентации данного  проекта  подробно показана работа всех участгников образовательного процесса: педагогов, родителей, детей....

Презентация итогов по проекту "Есть мама у меня"

Актуальность проекта: В современном мире интерактивности стало все сложнее родителям заниматься воспитанием детей. Это, в первую очередь, связано с возрастом и образовательным статусом родителей, во- ...

Методическая разработка "Презентация 3 "Что же есть у бабочки"

Презентация 3 - третье занятие проекта о бабочках...

Конспект образовательно-воспитательного мероприятия на тему: «ЧТО ЕСТЬ ДОБРО, ЧТО ЕСТЬ ЗЛО?» ПО ПРОГРАММЕ «ДОБРЫЙ МИР». ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ.

АктуальностьМы живём в сложном мире. Наше общество преодолевает политический, социальный, экономический и экологический кризис. Но остаётся в обществе самый страшный кризис – нравственный. В нас...

Презентация проекта "Почему нельзя есть снег"

Презентация проекта "Почему нельзя есть снег"...