Конспект образовательно-воспитательного мероприятия на тему: «ЧТО ЕСТЬ ДОБРО, ЧТО ЕСТЬ ЗЛО?» ПО ПРОГРАММЕ «ДОБРЫЙ МИР». ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Жаворонкова Ирина Вениаминовна

Актуальность

Мы живём в сложном мире. Наше общество преодолевает политический, социальный, экономический и экологический кризис. Но остаётся в обществе самый страшный кризис – нравственный. В настоящее время в России все больше и больше распространяется культ бездуховности и безнравственности. Этот культ распространяется самыми разными способами: телевизионными передачами, действиями политических и общественных деятелей, поведением взрослых и т.д. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Румянцевская средняя общеобразовательная школа»

143560 Московская область, город Истра, п. Румянцево, шоссе Волоколамское, 117

 тел. 8-(498-31)-6-06--65

Конспект образовательно-воспитательного мероприятия на тему:

«ЧТО ЕСТЬ ДОБРО, ЧТО ЕСТЬ ЗЛО?»

ПО ПРОГРАММЕ «ДОБРЫЙ МИР».

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ.

Воспитатель:

Жаворонкова И.В.

Истра 2019г.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе.

Тема: «Что есть добро, что зло?»

 По программе «Добрый мир» .

«Православная культура для малышей»

Актуальность

Мы живём в сложном мире. Наше общество преодолевает политический, социальный, экономический и экологический кризис. Но остаётся в обществе самый страшный кризис – нравственный. В настоящее время в России все больше и больше распространяется культ бездуховности и безнравственности. Этот культ распространяется самыми разными способами: телевизионными передачами, действиями политических и общественных деятелей, поведением взрослых и т.д. Несмотря на разнообразие методов, сущностью их является навязывание человеку стереотипов агрессивного и безжалостного поведения по отношению к другим, пренебрежение нравственными нормами ради материальной выгоды. Сегодняшние дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что полностью зависит от доброкачественного воспитания. Проблема приобретения ребёнком эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной. Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно. Всё остальное приложится. Из жизни они сами будут выбирать, и вбирать в себя всё доброе и честное. Между тем, детский сад - это первое социальное место, где взрослые люди могут помочь детям сформировать и усвоить такие ценности как доброта, отзывчивость, милосердие. Не стоит забывать, что дети – будущее России, но от взрослых зависит, каким будет это будущее. Задача современного педагога не только овладевать нормами международных социальных и педагогических компетенций, но и стремиться использовать инновационные процессы в детской среде. Воспитать в каждом ребёнке гражданина и патриота своей страны, развить чувство долга в оказании помощи нуждающимся, побудить к совершению добрых и полезных поступков – одна из главных задач педагога. Этот процесс начинается с ранних лет развития ребенка и проходит через всю сознательную жизнь человека. Младший возраст детей предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, авторитет взрослых, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в младшем возрасте и роль педагога в процессе социализации личности огромна.

Цель:

Воспитание духовно-нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.

Задачи:

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.
  • Формировать умение договариваться, помогать друг другу, стремление радовать старших добрыми поступками.
  • Формировать душевные качества: сочувствие, отзывчивость, скромность, доброта, стыд.
  • Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, слушать свою совесть.
  • Развивать связную речь, совершенствовать речь как средство общения.
  • Развивать умение точно характеризовать ситуацию, учить высказывать предположения, делать простейшие выводы.
  • Приучать детей к самостоятельности суждений.
  • Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, воспитывать способность тонко различать добро и зло.

Предварительная работа:

  • Путешествие с книгой, обсуждение поговорки «Добро не умрет, зло пропадет»
  • Рассказ «От чего зло»
  • Рассказы «Как Ваня хорошие дела делал»
  • Рассказ «Хорошо что солнышко светит»
  • Работа с иллюстрацией
  • Беседа на тему «Добрые дела»

Словарь:

Зло, Страх, Одиночество, Голод, Душа, Совесть, Лень, Лодырь.

Материал для занятия:

- альбомный лист,

- фломастеры,

- простой карандаш,

- ластик,

- салфетки из ткани

- восковые мелки

-акварельные краски

- кисточки

- стаканы с водой

- простые карандаши

Предполагаемый результат:

С помощью систематической работы по духовно- нравственному воспитанию я надеюсь достичь следующих результатов:

•устойчивость навыков поведения;

•стабильность психического развития;

•целостность восприятия мира;

•воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

•формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

•развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Музыкальное сопровождение:

  • «Если добрый ты» (№30 сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева)
  • «Дорога добра» (№30 сл. Ю. Энтина, муз. М. Медкова)

Постановка проблемы:

Часто, к сожалению, приходится встречаться с детской жестокостью. Например: во время игры упал товарищ - ему больно, а у детей это вызывает смех; уронил игрушку в лужу – обидно, опять смех; ребенок не слушается маму – равнодушие. Наблюдается явный дефицит сочувствия, жалости, послушания.

Ход занятия:

Приветствие.

Воспитатель:

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваются: «Доброе утро»

- Доброе утро и солнцу и птицам

- Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Давайте поздороваемся друг с другом (дети поворачиваются, протягивая ладошки друг другу здороваются под музыку)

- У вас у всех ладошки теплые? (ответы детей)

- Да, потому что вы все поделились своим теплом друг с другом. У каждого из вас есть своя «дорога добра», моя «дорога добра» ведет меня каждый день к вам в детский сад. А куда ведет вас ваша «дорога добра»? (ответы детей)

1 этап

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по страницам замечательной книги «Добрый мир. Хорошо – плохо». Давайте вспомним заповеди для самых маленьких. Самая главная заповедь – послушание.

- Есть такая замечательная поговорка «Добро не умрет. А зло пропадет»

- А кто знает, что такое добро, зло?

Примерные ответы детей:

- Правила жизни, которые определил Бог; нарушение правил жизни, которые определил Бог.

Воспитатель:

- А помощь друг другу – доброе или злое дело?

Примерные ответы детей:

- Доброе.

Воспитатель:

- Послушание родителям и старшим – доброе или злое дело?

Примерные ответы детей:

- Доброе.

Воспитатель:

-А бывают ссоры меду детьми?

Примерные ответы детей :

- Бывают.

Воспитатель:

- А какие дела больше помнятся – добрые или злые?

Примерные ответы детей :

- Добрые.

Воспитатель:

- Значит – добро не умрет, а зло пропадет.

Я прочитаю вам рассказ «От чего зло», а после мы с вами побеседуем.

Воспитатель:

- Почему животные не боялись пустынника?

- Был ли он добрым или злым?

- Откуда берется зло, по мнению Ворона? Голубя? Змея? Пустынника?

- Почему Бог велел человеку думать о душе?

- Как человеку следует заботиться о своем добром помощнике?

2 этап

Воспитатель:

- Ребята! Подумайте и скажите, а какие добрые дела мы можем сделать.

(Примеры добрых дел, 2-3 примера)

 - Вот послушайте ребята рассказ «Как Ваня хорошие дела делал»

- Какие добрые дела мама предложила сделать сыну?

Примерные ответы детей :

- Позаботиться о младшей сестре, помочь няне, покормить собачку.

Воспитатель:

- Я прочитаю ещё один рассказ «Хорошо, что солнышко светит»

- Почему плакал Юра?

- Какой вывод сделала мама?

- А вам ребята понравилось, как поступил Юра?

- Каким словом можно охарактеризовать Юру?

Примерные ответы детей :

- Лодырь.

Воспитатель:

- Кто-то к нам стучит. Это пришел Доктор Айболит и предлагает поиграть в одну замечательную игру.

Д. Айболит(тематическая кукла):

- Я всех животных и детей лечу лекарствами: таблетками, микстурой, уколами.

- А каким лекарством можно вылечить:

- Злую Бабу Ягу от злости? (кротостью, добротой)

- Упрямого козлика, который не хотел уступать дорогу на мостике? (смирение, уступчивость)

- Братца Иванушку, который превратился в козленочка? (послушанием)

- Будьте здоровы, ребята, не болейте. А если вдруг я понадоблюсь, вызывайте - всегда помогу.

3 этап

Воспитатель:

- Каждое доброе дело имеет свой цвет. И наши добрые дела похожи на радугу (работа с иллюстрацией)

- Что нарисовано?

-На рисунке изображены ступеньки – добрые качества души человека, которые приближают его к Богу. Это – вера в Бога, надежда на Его помощь, любовь к Нему, чистота и смирение (мир души). На вершине – крест, который напоминает о вечной жизни человека с Богом.

Воспитатель:

Выставляется дерево.

Посмотрите, это - то самое заколдованное дерево, о котором говорилось в сказке. Наступила осень, облетели с него волшебные цветы. Дерево, стало похоже на обыкновенное, но на самом деле оно продолжало быть заколдованным. Бывало, путники заходили в этот волшебный лес и присаживались отдохнуть под деревом. А как вы думаете, что становилось с путниками? Какими они становились? Тот, кто садился под «добрую половину» дерева - добрели душой и сердцем. Тот, кто попадал под его «злую половину», становился жестоким, злым и жадным.

- Волшебница же хотела, чтобы все, кто у нее побывал становились добрыми. А как мы можем предупредить людей, что нельзя садиться под вторую половину?

- Что можно нарисовать (Добрые и злые цветы и развесить их на ветках) Но как же нарисовать добрый цветочек и злой? Чем отличается добрый цветочек от злого? (Цветом, характером, линией) Итак, каждому надо нарисовать один цветочек добрый и злой. Помня о том, что они должны отличаться друг от друга и по цвету, и по контуру. (Мягкому, плавно изогнутому или резкому, изломанному. Показываю образец)

Практическая самостоятельная деятельность. У вас на столах лежат кисти и краски, бумага для рисования. Давайте вспомним, как будем работать. Смочи Кисточку в воде. Излишки воды вытри о край баночки с водой. Набери краску на Кисточку. Накладывать мазки на бумагу следует, держа локоть на столе и придерживая другой рукой лист бумаги.

Не держи долго Кисточку в воде, иначе она искривится.

Проводи кисточкой по бумаге легко, не нажимая. Сначала кончиком кисти делаем серединку цветка, а затем вокруг нее по кругу "примакиваем" лепестки. Дети выбирают два силуэта и рисуют добрый и злой цветок. Педагог оказывает нуждающимся помощь и напоминает, что цветы отличаются друг от друга. По мере выполнения работы дети наклеивают свои цветы на добрую и злую половину дерева.

Анализ. – Давайте полюбуемся нашей работай. Можем ли мы продолжить сказку? Как? А если мы перемешаем цветы, сгладим острые углы. Как можно меньше в нас будет злых качеств. Каждый человек будет стремиться быть добрее, а дерево в этом будет помогать.

Добрых людей, как всегда не хватает,

Добрых людей, как всегда дефицит.

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые – щедро больным помогают,

Добрые- дарят тепло и уют,

Добрые- в ногу со слабым шагают

И никогда спасибо не ждут.

Воспитатель:

- Вот и подошла к концу наша прогулка по страницам этой замечательной книги. Я хочу вам еще раз повторить нашу поговорку «Добро не умрет, а зло пропадет». Помните эти слова и будьте добрыми.

Рефлексия:

Воспитатель:

 Дети чем мы сегодня занимались?

Примерные ответы детей.

Воспитатель:

Что из нашего сегодняшнего приключения вы считаете самым важным? Почему?

Примерные ответы детей.

Воспитатель:

 Вам понравилось?

Примерные ответы детей.

Рекомендации для педагогов и родителей:

Для тогойчтобы добиться желаемого результата родителям ийпедагогам  необходимо:

  1. осознать,что только общими усилиями семьи и детскогоёсадаёможно  помочь  ребенку;
  2. воспитывать у ребенка уважение к родителям, которые дали ему жизньйи приложили много душевныхи физическихсил,йдля того  чтобы они росли и были счастливы;
  3. помнить о том, что ребенок уникальная личность, поэтому  недопустимо егойсравнивать сёдругими детьми, такого как, он нет  большеёв мире и мы должны ценитьего индивидуальность  поддерживать и развивать ее;
  4. в педагоге ребенок всегда должен видеть людеййготовых оказать ему личнуюйподдержку и придти на помощь;
  5. проникнуться чувством искреннегойуважения к тому, что создается  самим ребенком (рассказ, песенка, постройка и т.д.);
  6. восхищатьсяйвместейс родителями его инициативоййи  самостоятельностью, это способствует формированию у ребенка  уверенности в себе и своих возможностях;
  7. регулярно индивидуально общаться сйродителями ийобсуждать все  вопросы, связанные с воспитание и развитием ребенка.

Используемая литература:

1. Шевченко Л.Л. «Добрый мир». Православная культура для малышей.

Методическое пособие.- М.: Центр поддержки культурно –

исторических традиций Отечества, 2012.

2. Шевченко Л.Л. « Добрый мир». Православная культура для малышей. Книга №1. Прогулки по дням творения. / Под редакцией Л.Н. Антоновой.

Экспериментальный учебно–методический комплект для дошкольных

образовательных учреждений. – М.: Центр поддержки культурно –

исторических традиций Отечества, 2011.

3. СД – диск – музыкальное сопровождение занятий. Учебно-методический комплект «Добрый мир». Православная культура для малышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника для старшего дошкольного возраста по программе "Добрый мир" (Православная культура для малышей) "Праздник Весны и Пасхи"

Сценарий праздника разработан согласно программе "Добрый мир" (Православная культура для малышей) авт. Л.Л.Шевченко...

Сценарии праздников и развлечений по экспериментальной программе "Добрый мир. Православная культура для малышей" Л.Л. Шевченко

Сценарии праздников и досугов  по экспериментальной программе Л.Л. Шевченко "Добрый мир. Православная культура для малышей"...

Рабочая программа по программе "Добрый мир. Православная культура для малышей" Л.Л. Шевченко в подготовительной группе.

Рабочая программа по программе "Добрый мир. Православная культура для малышей" Л.Л. Шевченко в подготовительной группе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА ОСНОВЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ДОБРЫЙ МИР. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА ОСНОВЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ«ДОБРЫЙ МИР. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ...

Рабочая программа на основе парциальной программы "Добрый мир. Православная культура для малышей" для детей 6-7 лет.

Рабочая программа на основе парциальной программы "Добрый мир. Православная культура для малышей" для детей 6-7 лет....