Главные вкладки

    Различные методы и приемы работы с дошкольниками по реализации ФГОС
    консультация

    Фомина Марина Игоревна

    Воспитание и обучение в большинстве случаев зависит от методов и приемов, используемых воспитателем, чтобы объяснить детям что-либо, формировать у них умения и знания, развивать способности в определенной области деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Различные методы и приемы работы с дошкольниками по реализации ФГОС

    Метод обучения – это определенная система действий воспитателя, который организовывает познавательную и практическую деятельности ребят. В свою очередь прием обучения – это детали, части определенного метода. Методы и приемы обучения дошкольников имеют свою специфику.

     

    Обычно методы обучения классифицируют по источнику получения знаний, навыков и умений. Дети-дошкольники обретают знания в непосредственном восприятии предметов, а также из разговоров с воспитателем и в практической деятельности, конечно.

     

    В связи с этим выделяют такие методы обучения дошкольников:

    1. наглядные;

    2. словесные;

    3. практические методы.

     

    Методы и приемы:

    Практические: рисование, физкультминутка , импровизация, имитация , игровая беседа с элементами движений, экспериментирование , проектная деятельность, решение проблемной ситуации, игровые задания, моделирование, элементы драматизации творческие задания, игровые упражнения, аппликация, рассматривание, игры-драматизации

    Наглядные: показ, рассматривание, просмотр мультфильмов, наблюдение, демонстрация, прослушивание аудиозаписи, презентация

    Словесные: беседа, вопросы, пояснения, объяснения, составление рассказов, объяснения, указания ,разговор, ситуативный разговор, напоминание , проблемные ситуации и вопросы, художественное слово, загадки, рассказы детей и воспитателя, чтение

     

    МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

    Методы воспитания

    – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.

    Методы обучения

    – совокупность путей, способов достижения целей.

    Приём обучения

    – часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

    В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное) .

     

    Наглядные методы и приемы обучения

    Методы

    1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

    Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.

    2- Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ) .

    Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

    Приемы

    • показ способов

    действий;

    • показ образца.

     

    Словесные методы и приемы обучения

    Методы

    1- Рассказ педагога.

    Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

    2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .

    3- Беседа.

    По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).

    По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

    4- Чтение художественной литературы.

    Приемы

    • вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;

    • указание (целостное и дробное) ;

    • пояснение;

    • объяснение;

    • педагогическая оценка;

    • беседа (после экскурсии, прогулки,

    просмотра диафильмов и т. п.) .

     

    Игровые методы и приемы обучения

    Методы

    1. Дидактическая игра

    2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

    Приемы

    • внезапное появление объектов;

    • выполнение воспитателем игровых

    действий;

    • загадывание и отгадывание загадок;

    • введение элементов соревнования;

    • создание игровой ситуации.

     

    Практические методы обучения

    1- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .

    2- Элементарные опыты, экспериментирование.

    Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

    3- Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

    Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:

    - содержанияобразовательной деятельности;

    - возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;

    - формы организации деятельности (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы) ;

    - оснащенности педагогического процесса;

    - личности воспитателя.

     

     

     

     

    СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

     

    Средства воспитания

    – система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.

    Классификация средств воспитания

    (Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова)

    1.Средства материальной культуры

    – игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.

    2.Средства духовной культуры

    – книги, предметы искусства, речь.

    3.Явления и объекты окружающего мира

    – явления природы, растительный и животный мир.

     

    Средство обучения

    – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний

    Выбор средств обучения зависит от:

    - закономерностей и принципов обучения;

    - общих целей обучения, воспитания и развития;

    - конкретных образовательных задач;

    - уровня мотивации обучения;

    - содержания материала;

    - времени, отведенного на изучение того или иного материала;

    - объема и сложности материала;

    - уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;

    - возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;

    - типа и структуры занятия;

    - количества детей;

    - интереса детей;

    - взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность) ;

    - материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

    - особенностей личности педагога, его квалификации.

     

    Виды детской деятельности (с соответствии с ФГОС ДО)

    в младенческом возрасте

    Возрастная категория (2 месяца - 1 год)

    - непосредственное эмоциональное общение с взрослым,

    - манипулирование с предметами

    - познавательно-исследовательские действия,

    - восприятие музыки, детских песен и стихов,

    - двигательная активность

    - тактильно-двигательные игры

    в раннем возрасте

    Возрастная категория (1 год - 3 года)

    - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

    - экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.,

    - общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,

    - самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.,

    - восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

    для детей дошкольного возраста

    Возрастная категория (3 года - 8 лет)

    - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,

    - коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками,

    - познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними,

    - восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице,

    - конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

    - изобразительная (рисование, лепка, аппликация,

    - музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

    - двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребенка.

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в разных группах детского сада.

    Методы и приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературойв разных группах детского сада....

    использование различных методов и приемов для развития мелкой моторики дошкольника.

    Данная рекомендация поможет применять воспитателям все это в разных  видах деятельности ребенка....

    «Формы, методы и приемы работы с дошкольниками по ранней профессиональной ориентации воспитанников ДОУ»

    В последнее время утрачивается ценность труда для молодого подрастающего поколения. Признаком «успешности» человека молодёжь считает наличие денег, а то, что эти «деньги» должн...

    «Нетрадиционные методы и приемы работы с дошкольниками в деятельности олигофренопедагога»

    Данная работа посвящена проблеме выбора нетрадиционных методов и приемов, используемых олигофренопедагогом в коррекционной работе.  Выбранная  тема является актуальной как для олигофренопеда...