Консультация для воспитателей «Мнемотехника и развитие речи детей».
консультация

Исрафилова  Регина   Исрафиловна

В данном материале говорится о том, что такое мнемотехника, о ее задачах, структуре (мнемодорожки, мнемоквадраты, мнемотаблицы), о том, как применять мнемотехнику в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.konsultatsiya_mnemotehnika_i_razvitie_rechi.docx15.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Мнемотехника и развитие речи детей».

Воспитатель: Абдулазизова Р.И.

Мнемотехника (с греч. искусство запоминания) – это специально разработанные приемы и способы, облегчающие процесс запоминания.

Технология мнемотехники органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

На сегодняшний день использование мнемотехники становится все более актуальным. Не секрет, что очень часто мы сталкиваемся с тем, что дети не могут запомнить элементарное стихотворение; не могут составить рассказ, или воспроизводят его непоследовательно, перескакивая с одного на другое; не могут пересказать текст. Тогда на помощь приходит мнемотехника.

Мнемотехника помогает развивать: зрительную и слуховую память, словарный запас, ассоциативное мышление, связную речь, воображение, зрительное и слуховое восприятие.

Задачи мнемотехники:

1.развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии;

2.развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память;

3.развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выявлять существенные признаки;

4.содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера;

5.обучать детей правильному звукопроизношению;

6.воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

В чем же заключается суть мнемотехники? На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы- рисунки, ребенок легко воспроизводит  текстовую информацию.

Как применять мнемотехнику в детском саду:

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, предлагая мнемодорожки, это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная форма – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Итак, структура мнемотехники- это мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.

Полтора года назад я начала использовать технологию "мнемотехника " в своей работе с детьми второй младшей группы. Сначала я использовала готовые схемы других педагогов , адаптировала и изменяла их, что-то придумывала сама, и увидела эффективность этой технологии. Поскольку это были дети второй младшей группы, то мнемоквадраты мы не использовали. Сразу перешли к мнемодорожкам. По ним мы заучивали стихи Агнии Барто «Уронили мишку на пол…», «Наша Таня громко плачет…» (показ). В возрасте 3-4 лет можно использовать и простейшие мнемотаблицы: например, заучивать потешки или тексты слов к подвижным играм (показ).

Помимо организованной образовательной деятельности мнемодорожки помогают нам в режимных моментах : это например, схема одевания на прогулку в раздевалке, схема правильного порядка мытья рук в умывальной комнате(показ).

В средней группе работа усовершенствовалась, мнемотаблицы усложнялись (показать примеры).

Как работать с мнемотаблицей:
1. Выразительно прочитайте стихотворение.
2. Объясните ребенку непонятные, новые слова.
3. Рассмотрите таблицу к стихотворению. (Впоследствии вы сможете сами с ребенком рисовать подобные схемы)
4. Прочитайте стихотворение, показывая ребенку опорные картинки в мнемотаблице.
5. Предложите ребенку повторить стихотворение по мнемотаблице.
6. Предложите ребенку прочитать стихотворение без помощи мнемотаблицы.

В старшей и подготовительной группе много внимания уделяется составлению рассказов, развитию связной речи. Поэтому используются сложные мнемотаблицы: «Расскажи о времени года», «Расскажи о своей семье», «Расскажи про животного», «Расскажи о птицах» и т.д.

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

-расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире;

-появляется желание пересказывать, ребенок понимает, что это совсем не сложно;

-заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям;

-это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников;

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребенка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Условия успешного развития речи детей"

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия.  Данный материал отвечает на вопрос: "Каковы  же условия ...

Консультация для воспитателей ясельной группы "Развитие речи детей раннего возраста"

Всем известно, что своевременное психическое и личностное развитие детей обеспечивает развитие речи. Но не все знают, что причины нарушений в развитии детей старшего дошкольного возраста  - недос...

Консультация для воспитателей "Мнемотехника в развитии речи дошкольников"

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это п...

Консультация для воспитателей "Мнемотехника и развитие речи детей"

В данном материале говорится о том, что такое мнемотехника, о ее задачах, структуре (мнемодорожки, мнемоквадраты, мнемотаблицы), о том, как применять мнемотехнику в детском саду....

Консультация «Использование приемов мнемотехники в развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Консультация «Использование приемов мнемотехники в развитие речи детей старшего дошкольного возраста»...