Самообразование "Метеоплощадка как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"
материал

Сэротэтто Анастасия Александровна

метеоплощадка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx93.28 КБ
Файл perspektivnyy_plan_raboty_na_2020-2021.docx8.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

План работы по самообразованию:

“Метеоплощадка как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста”.

Автор разработки: воспитатель

Сэротэтто Анастасия Александровна

             Яр-Сале 2020 год

Направление: информационно-исследовательский

Группа: подготовительная (6-7 лет)

Воспитатель: Сэротэтто Анастасия Александровна

Дата начала работы над темой: ноябрь 2020 г.

Окончание работы: в подготовительной группе июнь 2021г.

Форма самообразования: индивидуальная.

Актуальность

         Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Детский сад ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности. Дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, ранее неизведанного.
        Дети дошкольного возраста интересуются различными вопросами, связанными с определением характера погоды, с сезонными изменениями, происходящими в природе, климатическими условиями Ямальского района. Задача создать условия для самостоятельного нахождения ответов на вопросы воспитанников, что способствует развитию познавательной активности детей. И ориентируясь на возникшую проблему, изучив литературу, я столкнулась с проблемой, что в программах по экологии представлены только формы, методы и приемы работы с детьми, кроме прогнозирования погоды. я как педагог начала искать новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии. У дошкольников недостаточно сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.
        Для того, чтобы процесс наблюдения за явлениями погоды сделать интересным, необходимо оборудовать на территории дошкольного учреждения метеорологическую площадку. Все дети детского сада во время прогулки смогут воспользоваться оборудованием для наблюдений, приборами для фиксации состояния погоды и состояния окружающей среды. С созданием метеоплощадки на территории ДОУ появится возможность на прогулке погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.

Цель: Создание условий для обучения детей основам экологии; формирование экологических знаний и представлений через взаимодействие детей и взрослых в пространстве метеоплощадки.

Задачи:

- организовать опытно-исследовательскую деятельность детей в пространстве метеоплощадки для систематических наблюдений за погодой;

- развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов, через различные виды деятельности;

- расширить представления детей о разных аспектах взаимодействия человека с природой;

- расширить представления о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;

- знакомить с измерительными приборами, учить использовать их для определения состояния погоды и ее прогнозирования;

- воспитывать представления о необходимости бережного и созидательного

отношения к природе.

Ожидаемые результаты:

У меня, как воспитателя сформируюся основы педагогического мастерства, профессиональизма и творчества:

  • умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
  • овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста (проектная деятельность);
  • умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике;
  • пополнение копилки профессиональных  достижений, создание интернет-портфолио воспитателя.

У детей сформируется:

  • творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, синтезировать полученные знания;
  • социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско-творческой деятельности;
  • повысится степень самостоятельности, иниативности и познаватеьной мотивированности.

У родителей воспитанников:

  • появится интерес к совместному проведению исследования, подготовке к предстоящему творчеству и изготовлению конечного продукта;
  • заинтересованность  в презентации семейных проектов, которые обеспечивают ситуацию успеха каждой семье.

Обоснование необходимости метеоплощадки:

        Использование метеоплощадки как средство формирования экологических представлений актуален:

Во-первых, в пространстве метеоплощадки традиционный процесс наблюдения за явлениями природы и погоды становится более интересным и познавательным. Это обусловлено тем, что стремление экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире является естественным состоянием ребенка.

Во-вторых, образовательная деятельность на метеоплощадке, которые дошкольники воспринимают как игру в метеорологов, помогают знакомить их с элементарными метеорологическими приборами и способами их применения в практической деятельности.

В-третьих, в ходе организованной деятельности в пространстве метеоплощадки у детей развиваются не только исследовательские умения, но и коммуникативные навыки, нравственная и эмоциональная сферы.



Предварительный просмотр:

Перспективный план самообразования

на 2020-2021 год

Месяц

Название мероприятий

Цель

Октябрь

Выбор темы самообразования.

Изучение методической литературы; составление плана работы.

Ноябрь

Беседа “Что такое погода?”

Обобщить знания детей о погодных явлениях; рассмотреть, как погодные явления меняются в течение года.

Декабрь

Знакомство с профессией метеоролога. Беседа о часах. Солнечные часы. Беседа «Влияние солнца на образ жизни людей и животных».

 Познакомить с профессией «метеоролог». Рассказать о влиянии солнца на все живое, закрепить и расширить знания детей о октябре. Продолжать знакомить детей с народными приметами.

Январь

Опыт «Следы на снегу», опыты со снегом, льдом. Знакомство с барометром.

Продолжать расширять знания детей о приборах, учить ими пользоваться, ставить опыты, закрепить и расширить знания детей о январе. Продолжать знакомить детей с народными приметами.

Февраль

Беседа «Дуют ветры в феврале». Знакомство с ветряным рукавом.

Чем измерить скорость ветра? Изготовление флюгера.

Продолжать расширять знания детей о приборах, учить ими пользоваться, ставить опыты. Расширить знания детей о феврале. Продолжать знакомить детей с народными приметами. Продолжить работу с календарем природы.

Март

Календари

Познакомить детей с разными календарями и дневниками наблюдений, которые использовал человек в разные времена, их значение для человека.

Апрель

Явления в природе весной:

оттепель, ветер, облака,  дождь.

1. Рассмотреть, что собой представляет оттепель, в результате чего она возникает

2. Рассмотреть, что собой представляет ветры, в результате чего оно возникает, что такое циклоны и антициклоны.

3. Рассмотреть, что представляют собой облака: как они образуются, какие виды облаков бывают и чем они отличаются друг от друга.

4. Описать процессы, которые приводят к образованию дождевых капель в облаках и выпадению их на землю в виде осадков.

Май

«Это волшебница - вода».

«Взаимосвязь солнечной погоды и таяния снега».

Повторить свойства воды.

Познакомить детей с такими моментами явлений в природе, с закономерностью перехода утра в день и ночь.

Июнь

Развлечение «Солнце, воздух и вода наши –лучшие друзья».

Итоговое мероприятие с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация экологической развивающей предметной среды, которая должна способствовать не только познавательному...

Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста

Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...

Статья "Экологическое пространство, как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

Формирование экологических представлений дошкольников возможно при создании определенных педагогических условий.Первым условием является подготовленность педагога к осуществлению э...

Мероприятие "Юные метеорологи" для детей среднего дошкольного возраста. В рамках проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

Широкие возможности для развития ребенка - дошкольника оказывает эксперементирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий....

Консультация для педагогов «Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста»

Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, по мнению психологов, педагогов теории и практики, является среда. В современных педагогических концепциях она выступае...

Консультация для педагогов на тему: «Экологическое пространство как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста»

Повышение компетенции воспитателей в вопросе экологического воспитания детей дошкольного возраста....