Методы и приемы управления поведением ребенка
статья (средняя группа)

Щелокова Анна Олеговна

Методы и приемы управления поведением ребенка Неспецифические методы коррекции поведения можно разделить на две группы: методы изменения деятельности детей и методы изменения отношения к ребенку.

Первая группа- методы изменения деятельности детей: введение новых видов деятельности; изменения содержания деятельности; изменение смысла деятельности.

Введение новых, дополнительных видов деятельности. Прежде всего, это те виды деятельности, которые прежде либо отсутствовали в опыте ребенка, либо были представлены недостаточно полно.  

 

Вторая группа методов коррекции поведения детей - методы изменения отношения к ребенку: личный мир взрослого и сверстника; игнорирование поведения ребенка; «разрешение» на поведение; изменение статуса ребенка в коллективе; поощрение или педагогическая поддержка.

Личный, пример взрослого и сверстника. Взрослый, его поведение (слова, чувства, поступки) - эталон, образец, объект подражания для ребенка. Взрослые должны реализовывать произвольное, тщательно одобряемое поведение как в -общении с детьми, так и друг с другом. Для старшего дошкольника примером, наряду со взрослым, становится и сверстник. Поэтому иногда целесообразно не указывать ребенку-нарушителю на его плохое поведение, а обратить внимание на сверстника, который ведет себя хорошо или справился с некоторыми недостатками своего поведения. Этим взрослый косвенно подчеркивает, что не плохое поведение, а хорошее заслуживает внимания и одобрения воспитателя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_upravleniya_povedeniem_rebenka._21.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы управления поведением ребенка

Неспецифические методы коррекции поведения можно разделить на две группы: методы изменения деятельности детей и методы изменения отношения к ребенку.

Первая группа- методы изменения деятельности детей: введение новых видов деятельности; изменения содержания деятельности; изменение смысла деятельности.

Введение новых, дополнительных видов деятельности. Прежде всего, это те виды деятельности, которые прежде либо отсутствовали в опыте ребенка, либо были представлены недостаточно полно.  Например художественно-эстетическая деятельность в различных видах искусства.

  1. В дошкольном возрасте дети преимущественно слушают чтение взрослых и пересказывают услышанное. На примере работы со сказкой детям можно предложить индивидуальное или коллективное придумывание продолжения известной сказки; рисование по мотивам сказки, иллюстрации к сказкам; разыгрывание (инсценирование) сказки, эпизодов сказки с помощью кукол(куклотерапия).

В сказочной куклотерапии дети «оживляют » кукол. По мере того, как ребенок совершенствует взаимодействие с куклой, меняется и его поведение. Даже неусидчивые, подвижные дети становятся более внимательными, сдержанными, уравновешенными. Малообщительные, замкнутые – более открытыми, эмоциональными. «Оживляя» куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции – «держит себя в руках», учится управлять своим поведением, адекватно выражать свои чувства.

Привлекательность сказки для коррекции неконструктивного поведения детей заключается в следующем:

-в сказках отсутствуют прямые нравоучения и назидания;

-в сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает каждый ребенок: необходимость выбора, взаимопомощь, борьба добра со злом. Главный герой сказки- образ собирательный и ребенок достаточно легко идеализирует себя с ним, становится «участником»

  1. Музыка или музыкотерапия (музыкальное сочинительство, музыкальные импровизации, слушание музыки, ритмические движения под музыку)- эффективное средство развития личности ребенка, коррекции его поведения. Особенно благотворно музыка влияет на детей, имеющих различные нейродинамические расстройства. С помощью музыки (музыкального ритма),   как считал В. М. Бехтерев, можно установить равновесие и деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и растормошить заторможенных, урегулировать их поведение. Музыку можно использовать как основной, ведущий коррекционный фактор, так и дополнять музыкальным сопровождением некоторые коррекционные занятия (например, рисование) для усиления его воздействия, повышения эффективности. Это достигается за счет возбуждающего, увлекающего и вдохновляющего воздействия музыки на ребенка.

Вторая группа методов коррекции поведения детей - методы изменения отношения к ребенку: личный мир взрослого и сверстника; игнорирование поведения ребенка; «разрешение» на поведение; изменение статуса ребенка в коллективе; поощрение или педагогическая поддержка.

Личный, пример взрослого и сверстника. Взрослый, его поведение (слова, чувства, поступки) - эталон, образец, объект подражания для ребенка. Взрослые должны реализовывать произвольное, тщательно одобряемое поведение как в -общении с детьми, так и друг с другом. Для старшего дошкольника примером, наряду со взрослым, становится и сверстник. Поэтому иногда целесообразно не указывать ребенку-нарушителю на его плохое поведение, а обратить внимание на сверстника, который ведет себя хорошо или справился с некоторыми недостатками своего поведения. Этим взрослый косвенно подчеркивает, что не плохое поведение, а хорошее заслуживает внимания и одобрения воспитателя.

  1. Игнорирование поведения ребенка. Часто лучший способ прекратить, пресечь нежеланное поведение, например, капризы, перестать на них реагировать, «не замечать». Через несколько попыток ребенок понимает, что с помощью каприза цель не достигается, и перестает вести себя подобным образом.
  2. «Разрешение» на поведение. Этот прием противоположен предыдущему. В некоторых случаях взрослый может действовать парадоксально. Вместо того, чтобы проигнорировать или пресечь не конструктивное поведение ребенка, он поступает прямо наоборот: поощряет, разрешает и поддерживает его. Например, просит ребенка повторить выходку или присоединяет к ней весь класс, группу. Эффект этого приема заключается в том, что неконструктивное поведение становится разрешенным и доступным другим детям, утрачивает свою былую привлекательность, ценность и ребенок отказывается от него.
  3. Изменения (повышение) статуса ребенка в коллективе. 

Например: несмотря на постоянное неконструктивное поведение, на ребенка возлагается ответственное поручение. Оно может быть разовое - помочь воспитателю приготовить пособия к занятиям, или постоянное. Изменение статуса закономерно вынуждает ребенка изменить свое поведение (в соотнесении с возложенными на него обязанностями и требованиями ситуации)

  1. Четкую формулировку правил поведения.

Поведение детей в детском саду регулируется правилами, соответствующими моральным нормам нашего общества. В силу конкретности мышления дошкольнику доступны лишь такие правила, которые предполагают определенные, конкретные поступки.

Например: «Любую вещь, которой пользовался, надо класть на место», «Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней», «Надо вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу» и т.д.

Все правила, которые даются детям, должны быть сформулированы четко, доступно для их понимания, в форме указаний, а не запретов. Следует помнить, что каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми. Воспитатель разъясняет им правило, обучает его выполнению, напоминает о нем, предупреждая возможные нарушения.

  1. Метод «временного языка» 

Сравните: «Постоянный» язык «У тебя никогда ничего не получается как следует!» «Временный» язык «Сегодня у тебя это задание не получилось. Я верю, что завтра ты постараешься, и у тебя все получится».

  1. Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций. 

Зная «сильные» стороны ребенка, педагог в определенной ситуации озвучивает их.

Напоминание: «Ты же умная, терпеливая, способная девочка».

Выражение удивления, сопоставление достоинств ребенка с его негативным поведением: «Неужели это говорит Миша? Ну, Миша, не ожидала от тебя такого».

  1. Метод «смещения негативной оценки»

- на самого себя

Сравните:

-«Опять ты все перепачкал!» «Мне обидно, когда не уважают мой труд. Вымой, пожалуйста, руки».

-«Не умеешь вести себя как все нормальные дети!» «Мне неприятно такое поведение».

-«Опять подрались. Будете оба наказаны» «Мне грустно видеть, когда вы ссоритесь»,

-«Я удивлена, что вы не смогли договориться. «Я уверена, что вы сможете найти общий язык, если постараетесь».

-«Да сколько же можно повторить!» «Я начинаю сердиться, когда приходится повторить одно и то же».

- на третье лицо

Сравните:

- «Не смей трогать чужие веши!» «Маше не нравится, когда ее вещи берут без спроса. Если ты хочешь поиграть ее куклой, нужно спросить разрешения».

-«Ты достал всех сегодня на физкультуре» «Ребята могут на тебя

обидеться».

-на объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков

Сравните:

-«Сколько раз можно напоминать про грязные кисточки»  «Если не вымыть кисточки сразу, потом это сделать будет гораздо

труднее» .

-«Вечно разбросаешь все игрушки, а убирать их потом не хочешь!» «Об игрушки на полу можно споткнуться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы управления поведением детей в условиях пребывания в детском саду».

«Методы и приемы управления поведением детей в условиях пребывания в детском саду»....

Методы и приемы работы с ребенком

Успех воспитания  во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, учитывая характерные для каждого возраста формы общения ....

Реферат на тему: «Барложецкая Н. Ф.: Методы и приемы работы с ребенком»

РЕФЕРАТ по программе профессиональной подготовки «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании (воспитатель ДОУ)»Тема: «Барложецкая Н. Ф.: Методы и приемы работы с ребенком»....

Методы и приемы работы с ребенком

Методы и приемы работы с ребенком играют важную роль в воспитании детей в любом их возрасте. Конечно, методов воспитания существует достаточно большое количество. Если спросить среднестатистического п...

Приемы регуляции поведения ребенка

Приемы регуляции поведения ребенка...

Управление поведением ребенка

Управление поведением. Информация для родителей, в которой говорится о формах трудного поведения, с которыми сталкиваются замещающие родители при воспитании приемных детей, об основных причинах таког...