Рабочая программа развития второй группы раннего возраста "Лучик"
рабочая программа

Силантьева Наталья Владимировна

Рабочая программа развития  для детей второй группы раннего возраста (с1года до 2лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_luchik.docx574.92 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\img042.jpg

C:\Users\1\Desktop\img040.jpg

Пояснительная записка

Программа осуществляется на базе Государственного казенного учреждения Центр содействия семейному воспитанию «Соколенок».  ГКУ ЦССВ «Соколёнок» является учреждением и осуществляет деятельность по адаптированной общеобразовательной программе дошкольного образования.

Цели Программы

*Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком раннего возраста;

*Формирование основ базовой культуры личности;

*Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

*Подготовка к жизни в семье и в современном обществе;

*Обеспечение безопасности жизнедеятельности воспитанников.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально- художественной, чтения.

Задачи Программы:

*Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

*Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

*Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

*Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

*Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

*Уважительное отношение к результатам детского творчества;

*Единство подходов к воспитанию детей в условиях учреждения и семьи

Содержание Программы:

Рабочая программа развития «Лучик»:

*соответствует принципу развивающего образования;

*сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

*соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

*обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач      процесса образования детей раннего возраста;

*строится с учетом принципа интеграции образовательных областей;

*основывается на комплексно-тематическом принципе;

*предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей;

*предусматривает решение программных образовательных задач в рамках непосредственно образовательной деятельности, самостоятельной деятельности и при проведении режимных моментов;

*предполагает построение образовательного процесса в игровой форме;

*позволяет соблюдать принцип инклюзивного воспитания и образования.

Структура программы.

Программа подразделена на следующие разделы:

1.Организация жизни и воспитания детей;

2.Содержание психолого-педагогической работы;

3.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы;

4. Коррекционная работа;

5. Методическая литература.

Нормативные документы на основании которых составлена рабочая программа:

-  Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) "Об образовании в Российской Федерации";

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;

-  Устав ГКУ ЦССВ «Соколенок»;

-  "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2.4.1.3049-13 № 26 от15.05.2013 г.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

-  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС);

-  Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,

 А.М. Васильевой, (2014 г.).

- Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.

- Детский фонд ООН ЮНИСЕФ. Декларация прав ребенка, 1959.

Раздел: «Организация жизни и воспитания детей»

Возрастные особенности детей

В этом возрасте совершенствуются двигательные навыки, речь и психика; продолжается активный рост. В этом периоде уменьшаются темпы физиологического развития, но увеличивается мышечная масса, формируется лимфоидная ткань, расширяются двигательные возможности, усложняются психологические навыки ребенка, совершенствуется моторная деятельность, ребенок начинает рисовать, различать цвета. Рацион питания становится более разнообразным.

Физические:

*Ежемесячная прибавка в весе составляет 200-250 г, а в росте 1 см. Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток. Длительность каждого периода активного бодрствования у детей до полутора лет составляет 3-4 часа, у детей двух лет — 4-5,5 часа.

*Рост ребенка — величина стабильная и изменяется только в сторону увеличения. Рост ребенка является отражением его физического развития. На процесс роста влияет множество факторов. Он зависит от питания ребенка, от обеспечения организма необходимым для развития полным комплексом питательных веществ нутриентов: белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов и др. На рост влияют и наследственные факторы. Кроме этого, рост ребенка регулируется гормонами, определяющими рост костно-хрящевой ткани. К ним относятся: гормон щитовидной железы, соматотропный гормон гипофиза, инсулин, половые гормоны. Больше всего ребенок растет во время утреннего сна. Подвижные спортивные игры стимулируют рост. Рост ребенка также зависит от его пола. На рост влияет и время года, наиболее интенсивно рост увеличивается в весенне-летний период.  С 1 года темпы роста снижаются. Рост ребенка можно рассчитать по формуле: 100 см – 8(4 – n), где n — число лет).                        

*Основными приобретениями второго года жизни можно считать совершенствование основных движений, особенно ходьбы. После полутора лет у малышей кроме основных развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику). В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом. 

На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить «только за ручку».

*Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания детей во второй группе раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства.

*Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития понимания речи, окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из 200-300 слов. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, а речь самого малыша становится основным средством общения со взрослым. Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. После 1 года 8-10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь.

*С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, с другой — он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.

Психические:

* Дети осваивают действия с разнообразными игрушками по подражанию после показа взрослого.

*Малыши учатся доводить предметные действия до результата.

*Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку). *Воспроизводя подряд 2-3 действия, они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни. К концу второго года в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность.

*Дети воспроизводят бытовые действия с сюжетными игрушками.

*На втором году складывается предметная деятельность с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетно-ролевая игра (отобразительная).

*Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с ее неустойчивостью.

*Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. При этом понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить.

*Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний.

*Дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам. *Важным приобретением речи, мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения – это позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке.

*Малышам становятся понятны сюжетные инсценировки.

*Дети старше полутора лет способны поддерживать диалог-воспоминание со взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом.

*Упрощенные слова заменяются обычными, пусть и несовершенными в фонетическом отношении.

*Ребенок в большинстве случаев после полутора лет правильно произносит губно-губные звуки (п, б, м), передне-язычные (т, д,) и задне-язычные (г, х). Свистящие, шипящие и сонорные звуки, а также слитные фонемы в словах, произносимых ребенком, встречаются крайне редко.

*К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений.

*Ребенок старше полутора лет активно обращается ко взрослым с вопросами. На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения. Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами. В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хороший», «красивый».

                              

Организация жизни детей

*Дети второго года жизни распределяются по психофизиологическим особенностям на две подгруппы: первая — с 1 года до 1 года 6 месяцев; вторая — с 1 года 6 месяцев до 2 лет.

*С учетом оптимальной продолжительности активного бодрствования и обеспечения необходимого по длительности сна детям каждой возрастной подгруппы рекомендуется свой режим.

*Дети первой подгруппы спят днем два раза, а с 1 года 6 месяцев их переводят на один дневной сон.

*Ночной сон ребенка длится 10-11 часов.

*Режимы составлены так, чтобы по возможности развести время бодрствования и сна каждой подгруппы (когда дети первой подгруппы спят, дети второй подгруппы бодрствуют, и наоборот).

*В холодный период бодрствование детей первой подгруппы организуется в помещении.

*Дети второй подгруппы гуляют 1-2 раза в день (в зависимости от погодных условий).

*В теплое время года жизнь детей всей группы организуется на специально оборудованном озелененном участке учреждения.

*В помещении проводятся кормление, сон, гигиенические и оздоровительно-закаливающие процедуры.

*Перевод ребенка на режим второй подгруппы (с 1 года 6 месяцев) проводится постепенно. Показателями для перевода являются: возрастающая потребность в более длительном бодрствовании, изменения в поведении при укладывании, физическое развитие и состояние здоровья.

                                                  Режим дня

Вид деятельности

1 год- 1 год 6 мес.

1 год 6 мес. -2 года

Подъем, утренний туалет

6.30-7.30

6.30-7.30

Самостоятельная деятельность, игра

7.00-7.30

7.00-7.30

Подготовка к завтраку, завтрак

7.30-8.00

7.30-8.00

Самостоятельная деятельность

8.00-8.30

8.00-8.30

Подготовка и проведение игры занятия 1 (по подгруппам)

9.10

9.40

Подготовка ко сну, 1 й сон

9.30-11.30

Подготовка к прогулке, прогулка

9.20-11.00

Возвращение □ прогулки, игры

11.00-11.30

Подготовка к обеду, обед

11.30-12.00

Постепенный подъем, обед

12.00-12.30

Подготовка ко сну, сон

12.00-15.00

Прогулка. самостоятельная деятельность

12.30-15.00

Подготовка и проведение игры занятия 2 (по подгруппам)

13.15-14.00-14.10

Полдник

15.00

15.30

Подготовка ко сну, 2 й сон

15.30-17.00

Подготовка и проведение игры занятия 2 (по подгруппам)

17.00-17.30

16,00-16.15-16.30

Подготовка к прогулке, прогулка

17.30-18.30

16.30-18.00

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

18,00-18,20

Подготовка к ужину, ужин

18.30-19.00

18.30-19.00

Самостоятельная деятельность

19.00-20.00

19.00-20.00

Подготовка ко сну, ночной сон

20.30-6.30 (7.30)

20.30-6.30 (7.30)

                Оздоровительно-закаливающие процедуры

Оздоровительно-закаливающие процедуры осуществляются с использованием естественных факторов: воздуха, солнца, воды.

В групповых помещениях поддерживается постоянная температура воздуха (+21-22 °С).

Одежда детей в помещении является двухслойной.

Во время сна в спальне поддерживается прохладная температура (+17-19 °С). Закаливание детей осуществляется и во время одевания после сна, и при переодевании в течение дня.

Одним из эффективных закаливающих мероприятий является прогулка с детьми в любую погоду не менее 4 часов (в зимнее время —до температуры -15 °С). В ненастье можно гулять с детьми на крытой веранде, организуя подвижные игры (зайчики скачут на лужайке, мышки убегают от кота в норки и др.).

В теплое время года на прогулке предусмотрено кратковременное (3-5 минут) пребывание детей под прямыми лучами солнца.

В конце прогулки разрешается походить 2-3 минуты босиком по теплому песку (убедившись предварительно в его чистоте и безопасности).

После окончания прогулки в летнее время гигиенические и закаливающие процедуры сочетаются при умывании и мытье ног, при этом учитывается состояние здоровья каждого ребенка и степень его привыкания к воздействию воды.

        Предметно-развивающая образовательная среда

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка, поэтому микросреда группы безопасна, отвечает здоровье сберегающим и развивающим требованиям, эстетически привлекательна. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы доступны детям, что позволяет воспитанникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена свободная площадь,  дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной деятельности, игрушки меняются, стимулируя двигательную активность, несколько раз в день.                                      При создании развивающей среды в группе воспитатели пользуются альманахом «Предметная развивающая среда д. с.» ЦОУО ОМЦ Методические рекомендации по созданию предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГТ. Департамента образования г. Москвы Отв. Ред.: Образцова А.Д., Цепелева М.Ю.

Макросреда группы- её участок, оснащён всем необходимым возрастным оборудованием и выносным материалом, дети посещают парк «Сокольники».

Воспитатели реализовывают новые методики и разрабатывают различные проекты, помогающие осуществлению Программы.

Интеграция образовательных областей

Педагоги целенаправленно используют интегрированный подход при организации образовательного процесса.

Педагоги целенаправленно организовывают образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности.

Проводятся только комплексные игры-занятия.

В группе ведётся работа по методике М. Монтессори и парциальной программе

С.Н. Николаевой «Юный эколог» и программе Кольцовой М.М., Рузиной М.С. «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг». 

Формы работы с детьми

Воспитательно-образовательный процесс подразделен на:

*Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе специально организованных игр-занятий:

игры: дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;

просмотр: мультфильмов, видеофильмов;

чтение: программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

создание ситуаций: педагогических, морального выбора (понятных возрасту);

наблюдения: за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

изготовление: (совместное) украшений для группового помещения к праздникам, сувениров;

проектная деятельность: экспериментирование, конструирование (по возрасту);

оформление: уголка природы по временам года, выставок детского творчества

выставки: работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;

инсценирование и драматизация: отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера (понятных возрасту);

рассматривание и беседы: по предметным и сюжетным картинкам, иллюстрациям к знакомым сказкам и потешкам, произведениям искусства (понятным по возрасту), игрушкам;

продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация, работы из природного материала;

слушание: народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;

подыгрывание: на музыкальных инструментах;

пение: совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, драматизация песен;

танцы: показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, совместные действия детей, хороводы;

физкультурные занятия: игровые, сюжетные, тематические, комплексные, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек; игры и упражнения под музыку.

*Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов:

физическое развитие: комплексы закаливающих процедур, гимнастика пробуждения, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;

социально- личностное развитие: ситуативные рассказы, беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в уборке игрушек после игр; формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;

познавательно- речевое развитие: создание речевой развивающей среды; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей;

художественно эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении гимнастики пробуждения, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.

*Самостоятельную деятельность детей:

физическое развитие: самостоятельные и организованные подвижные игры, игры на свежем воздухе;

социально- личностное развитие: индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

познавательно- речевое развитие: самостоятельная игра в уголке театра, ряженья; предметно-игровая деятельность, рассматривание книг и картинок; развивающие игры на прогулке;

художественно- эстетическое развитие: предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать (преимущественно во второй половине дня), рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, танцы), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.

Хотя этот раздел и называется «самостоятельная деятельность», она вся проходит с подачи и под наблюдением воспитателя. Вся работа ведётся в доступной для детей игровой форме.

*Взаимодействие с семьями детей;

знакомство с семьей: встречи-знакомства.

информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные консультации, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет- ресурсы.

образование родителей: организация «школы для родителей», создание библиотеки.

* Взаимодействие со специалистами учреждения.

Консультации, диагностика уровня НПР, рекомендации.

 Раздел: «Содержание психолого-педагогической работы»

*Общение со взрослым носит деловой, объектно-направленный характер. На втором году закрепляется и углубляется потребность общения со взрослым по самым разным поводам. Речь становится основным средством общения со взрослым.

Следует поощрять попытки детей к общению.

*К двум годам дети постепенно переходят от языка жестов, мимики к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз.

Следует давать детям языковые образцы для подражания.

*На втором году жизни у детей сохраняется и развивается тип эмоционального взаимного общения. По двое-трое они самостоятельно играют друг с другом в разученные ранее при помощи взрослого игры. Однако опыт взаимного общения у детей невелик, и основа его еще не сформирована. Имеет место непонимание со стороны предполагаемого партнера. Ребенок может расплакаться и даже ударить. Он активно протестует против вмешательства в свою игру. Игрушка в руках другого гораздо интереснее для малыша, чем та, что стоит рядом. Отобрав ее у соседа, малыш ее просто бросает за ненадобностью.

Воспитателю не следует проходить мимо подобных фактов, чтобы у детей не пропало желание общаться. При планомерной работе это можно преодолеть.

*Взаимное общение детей в течение дня возникает, как правило, в предметно-игровой деятельности и режимных процессах. С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, с другой — он осваивает правила поведения в группе. Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.

Следует всячески оберегать и заинтересованность детей в самостоятельности, поскольку предметно-игровые действия и самообслуживание только формируются.

*Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, вести себя в группе соответствующим образом. При этом они пользуются простыми словами: «на», «дай», «пусти», «не хочу» и др.

Следует на фоне «охраны» деятельности каждого малыша формировать совместные действия.                                                                                                     Сначала по подсказке взрослого, а к двум годам самостоятельно дети способны помогать друг другу. Подражая воспитателю, один малыш пытается «накормить, причесать» другого.

Следует поощрять попытки помощи детей друг другу.

 *Возможны несложные плясовые действия малышей парами на музыкальных занятиях.

Следует показывать детям пример, вставать с застенчивыми детьми в пары.

*Необходимо учить детей занимать себя, если взрослый занят с нуждающимся в его помощи малышом; помогать вовремя сменить вид деятельности; обеспечивать эмоционально-положительное состояние детей в играх п других видах самостоятельной деятельности.

*Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний.

Следует организовывать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, составляющие основу сенсорного воспитания.

*Дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «надень шапку, надень колечки на пирамидку и т.д.». Важным приобретением речи, мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения.

Следует организовывать совместные специальные дидактические игры взрослых и детей.

*Малышам становятся понятны сюжетные инсценировки. Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматривания сохраняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способны поддерживать диалог-воспоминание со взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом.

Следует проводить показы- инсценировки не реже двух раз в неделю.

*Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях.

Следует не пропускать момент перевозбудимости и переключать детей на более спокойные занятия.

*Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания детей во второй группе раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства.

Следует создавать условия для самореализации детей.

Задачи воспитания и обучения

*Продолжать укреплять здоровье детей, закалять их, развивать основные виды движений. Создавать условия, способствующие развитию двигательной активности. Предупреждать утомление детей.

*В режимных процессах формировать простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности.

*Расширять ориентировку детей в ближайшем окружении, пополнять запас понимаемых слов и активный словарь, развивать потребность в речевом общении. Формировать умение понимать слова, обозначающие названия предметов, действия.

*Формировать умение понимать простые предложения, небольшие рассказы. Содействовать формированию умения выражать словами, а затем короткими предложениями свои потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого.

*Использовать окружающую обстановку и общение с ребенком для развития его восприятия, мышления, внимания, памяти.

*Формировать умение действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением; подражать игровым действиям взрослого, отображать в игре по подражанию, образцу знакомые жизненные ситуации.

*Развивать познавательную и двигательную активность детей во всех видах игр.

*Формировать навыки культуры поведения: здороваться, прощаться, благодарить. Отмечать примеры доброжелательного отношения ребенка к сверстникам. Побуждать к сочувствию и отзывчивости.

*Формировать умение бережно относиться к растениям и животным.

*Развивать эстетическое восприятие. Обращать внимание детей на запахи, звуки, цвет, размер предметов.

*Формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации.

*Развивать интерес к музыке, поддерживать радостное состояние при прослушивании произведения. Расширять музыкальные впечатления, обогащать слуховой опыт ребенка. Устанавливать взаимосвязь музыки и движений. Побуждать к подражанию певческим интонациям взрослого, к простейшим ритмическим движениям под музыку.                                                                                                                       *Поощрять самостоятельную деятельность детей. Предоставлять им возможность играть с разнообразными дидактическими материалами. Приучать доводить начатую игру до конца. Формировать умение играть, не мешая сверстникам.

Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:

*образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) (далее по тексту — «организованная образовательная деятельность»);

*образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

*самостоятельную деятельность детей.

Воспитание при проведении режимных процессов

Воспитывать культурно гигиенические навыки и навыки самообслуживания. 

*Поддерживать стремление детей к самостоятельности.

*Соблюдать, принцип постепенности включения каждого ребенка в режимный процесс. (За стол усаживать только по 2-3 человека, не умеющих есть самостоятельно. Остальные дети в это время продолжают играть. И так далее.)

*Детей первой подгруппы приучать к тому, что перед едой и по мере загрязнения им обязательно моют руки.

*Учить малышей есть ложкой густую пищу, к 1 году 6 месяцам — и суп. Приучать есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой (с помощью взрослою), после еды благодарить взрослых (как умеют).

*Детей второй подгруппы продолжать учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию. Закреплять умение после еды благодарить взрослых, задвигать стул.

*Содействовать активному участию детей в процессах, связанных с прогулкой и сном. *К 1 году 7 месяцам приучать раздеваться с небольшой помощью взрослого (снимать шапку, валенки, рейтузы, расстегнутые туфли, шорты и колготки). К 2 годам под контролем взрослого выполнять отдельные действия: снимать и надевать перечисленные одежду и обувь в oпрeделенном порядке.

*К 2 годам учить с помощью взрослого пользоваться носовым платком, приводить в порядок одежду, прическу, аккуратно и в определенной последовательности складывать одежду, ставить на место обувь. Учить бережно относиться к вещам. *Обращать внимание детей на порядок в группе.

*Способствовать выработке навыка регулировать собственные физиологические отправления (к 2 годам).

*Воспитывать элементарные навыки культуры поведения: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом; спокойно разговаривать в группе, не шуметь в спальне; слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на его просьбы, требования, помогать.                                                                                                          *Продолжать учить детей понимать слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно», «нужно» и действовать в соответствии с их значением; приучать здороваться, прощаться, благодарить.

*Формировать умение обращать внимание на играющего рядом товарища, понимать его состояние, сочувствовать плачущему. Приучать не мешать сверстнику, не отнимать игрушки, делиться ими, уметь подождать.

*Формировать умение бережно относиться ко всему живому: не рвать цветы и листья, не ходить по газонам, не обижать животных, ласково обращаться с ними, защищать их. Положительное отношение к окружающему должно носить действенный характер: нужно учить детей поливать растения, кормить животных и птиц.

Расширять ориентировку в окружающей среде.                                                         

Формировать умение свободно ориентироваться в группе (приемной, спальне), знать назначение этих помещений, помнить места хранения личных вещей, свое место за столом, свою кровать.

Развивать понимание речи.                                                                                                                 

У детей первой подгруппы расширять запас понимаемых слов: названий часто употребляемых предметов обихода (мыло, носовой платок, расческа и т.п.), простейших бытовых действий (раздеваться, умываться и др.), названий частей тела.

У детей второй подгруппы закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы обихода, их назначение, цвет, размер, местоположение (высоко, низко). Помогать детям запоминать цепочку разворачивающихся по подсказке взрослого действий (взять мыло, вымыть руки с мылом и вытереть их и др.).

Развивать активную речь.                                                                                                             

Детей первой подгруппы продолжать учить произносить облегченные и легкие по звуковому составу слова («дай мне», «на» и др.).

Детей второй подгруппы побуждать к замене облегченных слов полными; подсказывать названия предметов одежды, обуви, мебели, отдельных действий с ними.

К 2 годам содействовать формированию умения выражать просьбы, желания, впечатления короткими предложениями из 2-3 слов.

Чтение художественной литературы.

*Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи).

*Сопровождать чтение (рассказывание) показом картинок, игрушек.

*Приучать детей слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения.

*Предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении.

*Обращать внимание на интонационную выразительность речи детей.

Примерный перечень для чтения и рассказывания детям

                    Русский фольклор

Русские народные песенки, потешки.

«Ладушки, ладушки!..»,

«Петушок, петушок...»,

«Большие ноги...»,

«Водичка, водичка...»,

«Баю-бай, баю-бай...»,

«Киска, киска, киска, брысь!..»,

«Как у нашего кота...»,

«Пошел, кот под мосток…».

Русские народные сказки.

«Курочка Ряба»,

«Репка» (обр. К. Ушинского),

«Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).

                    Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

3. Александрова. «Прятки»;

А. Барто. «Бычок», «Мячик», "Слон» (из цикла «Игрушки»);

В. Берестов. «Курица с цыплятами»;

В. Жуковский. «Птичка»;

Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»;

С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»);

И. Токмакова. -Баиньки».                                                                                                    Проза.                                                                 

Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.);

Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»;

В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»;

Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»);

К. Чуковский. «Цыпленок».

Воспитание в играх-занятиях

Распределение непосредственно образовательной деятельности основано на

принципах:

- соблюдение права воспитанников на дошкольное образование;

-дифференциации и вариативности, которое обеспечивает использование в педагогическом процессе модульный подход;

- соотношение между инвариантной (не более 60% от общего времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования) и вариативной (не более 40 % от общего нормативного времени, отводимого на основании основной общеобразовательной программы дошкольного образования) частями учебного плана;

- сохранение преемственности между инвариантной (обязательной) и вариативной (модульной) частями;

- отражение специфики учреждения;

- учет особенностей возрастной структуры; 

- ориентирование на реализацию образовательной услуги.

В целях планомерного воздействия на развитие детей проводить специальные игры-

занятия.

Цель:

*Приучать детей слушать взрослого;

*Следить за тем, что он делает и показывает;

*Подражать его словам и действиям;

*Выполнять задания.

Игры-занятия

С детьми второго года жизни проводить по два занятия в день: с каждой подгруппой по десять занятий в неделю.

Игры-занятия с детьми первой подгруппы проводятся во второй период бодрствования, с детьми второй подгруппы — в утренний и вечерний периоды бодрствования.

С детьми в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев игры-занятия проводятся по подгруппам (по 2-4 человека). Длительность занятия 3-6 минут. Детей в возрасте 1 года 6 месяцев — 2 лет можно объединять по 4-6 человек в зависимости от вида занятия. Продолжительность занятия от 4 до 8-10 минут.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 3- 4-го года жизни - не более 15 минут, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младших группах не превышает 30 минут. В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную

деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной

образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Учебная нагрузка определена с учетом необходимого требования - соблюдение минимального количества занятий на изучение каждой образовательной деятельности, которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка.

Календарно-тематическое планирование осуществляется по возрастам.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве отражена в адаптированной индивидуальной общеобразовательной программе для детей с ЗПР и адаптированной общеобразовательной программе для детей со сложным дефектом развития.

На базе центра функционирует логопедический кабинет с целью осуществления коррекционной работы логопедом. Коррекционно-развивающие занятия логопеда не входят в учебный план. Занятия проводятся с малыми подгруппами (2-3воспитанника) или индивидуально и выводятся за пределы учебного плана. Количество занятий и состав групп определяется Письмом Минобразования РФ от 14.12.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Коррекционные занятия, проводимые логопедом, являются вариативными по отношению к занятиям по развитию речи в общеобразовательном процессе. Такая вариативность обеспечивает исключение превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребенка.

В учебный план включены мероприятия групповые, межгрупповые; праздники, театрализованные представления, показы- инсценировки, развлечения, целевые прогулки.

               Перечень основных игр занятий

            Виды игр занятий

Количество               в    неделю

Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи

3

Развитие движений

2

Со строительным материалом

1

С дидактическим материалом

2

Музыкальное

2

Общее количество игр занятий

10

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Развитие движений

Создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности; содействовать развитию основных движений. Учить ходить в прямом направлении, сохраняя равновесие и постепенно включая движения рук; влезать на стремянку и слезать с нее; подлезать, перелезать; отталкивать предметы при бросании и катании; выполнять движения совместно с другими детьми.

От 1 года до 1 года 6 месяцев

Ходьба и упражнения в равновесии. Ходьба стайкой в прямом направлении по лежащей на полу дорожке.

Ходьба с помощью взрослого вверх по доске, приподнятой одним концом от пола на 10-15 см (ширина доски 25 см, длина 1,5-2 м), и вниз до конца. Подъем на опрокинутый вверх дном ящик (50 х 50 х 10 см) и спуск с него. Перешагивание через веревку, положенную на землю, или палку, приподнятую от пола на 5-10 см.

Ползание, лазанье. Ползание на расстояние до 2 м, подлезание под веревку (высота 50 см), пролезание в обруч (диаметр 50 см). Лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1 м).

Катание, бросание. Катание мяча (диаметр 25 см) вперед (из исходного положения сидя, стоя). Бросание мяча (диаметр 6-8 см) вниз, вдаль.

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

Ходьба и упражнения в равновесии. Ходьба стайкой, ходьба по доске (ширина 20 см, длина 1,5-2 м), приподнятой одним концом от пола на 15-20 см. Подъем на опрокинутый вверх дном ящик (50 х 50 х 15 см) и спуск с него. Перешагивание через веревку или палку, приподнятую от пола на 12-18 см.

Ползание, лазанье. Перелезание через бревно (диаметр 15-20 см), подлезание под веревку, поднятую на высоту 35-40 см, пролезание в обруч (диаметр 45 см). Лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1,5 м).

Катание, бросание. Катание мяча (диаметр 20-25 см) в паре со взрослым, катание по скату и перенос мяча к скату. Бросание мяча (диаметр 6-8 см) правой и левой рукой на расстояние 50-70 см.

Общеразвивающие упражнения. В положении сидя на скамейке поднимание рук вперед и опускание их, отведение за спину.

В положении сидя повороты корпуса вправо и влево с передачей предмета.

В положении стоя наклоны вперед и выпрямление; при поддержке взрослого наклоны вперед, перегибаясь через палку (40-45 см от пола). Приседания с поддержкой взрослого.

Подвижные игры

Формировать у детей устойчивое положительное отношение к подвижным играм.

Ежедневно проводить подвижные игры с использованием игрушки и без нее.

С детьми 1 года - 1 года 6 месяцев подвижные игры проводятся индивидуально. с детьми старше 1 года 6 месяцев — индивидуально и по подгруппам (2-3 человека).

Развивать основные движения детей (ходьба, ползание и лазанье, катание и бросание

мяча).

Формировать умение двигаться стайкой в одном направлении, не мешая друг другу. Развивать умение внимательно слушать взрослого, действовать по сигналу.

Примерный список подвижных игр:

«Догони мяч»,

«Передай мяч»,

«Доползи до погремушки»,

«Догони собачку»,

«Маленькие и большие»,

«Поймай бабочку»,

«Где пищит мышонок?» и др.

Самостоятельные игры с игрушками, стимулирующими двигательную активность: с каталками, тележками, автомобилями, самолетами и пр.

Игры-занятия с дидактическим материалом 

От 1 года до 1 года 6 месяцев

Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Обучать действиям с предметами: нанизывать на стержень пирамидки 2—3 кольца одинакового размера, собирать с помощью взрослого в определенной последовательности пирамидку на конусной основе, состоящую из 2—3 колпачков разных размеров; собирать пирамидку из четырех колец двух контрастных размеров; открывать и закрывать одноместную матрешку, вкладывать меньшие предметы в большие и вынимать их.

Совершенствовать разнообразные действия с предметами (открывать — закрывать, нанизывать — снимать, прокатывать, втыкать, шнуровать, накладывать), ориентируясь на их величину (большой, маленький), цвет (красный, синий). Учить действовать с различными дидактическими игрушками (шаробросы, дидактические коробки, грибки и втулочки со столиками к ним и т.д.).

Игры занятия со строительным материалом (настольным, напольным). Знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма), «опредмечивая» их (призма — крыша).

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Развивать умение различать предметы по величине: с помощью взрослого собирать пирамидку из 4—5 колец (от большого к маленькому), из 4—5 колпачков.

Формировать умение подбирать крышки (круглые, квадратные) к коробочкам и шкатулкам соответствующих форм; собирать двухместные дидактические игрушки (матрешки, бочонки), составлять разрезные картинки из двух частей (пирамидка, яблоко и др.).

Упражнять в соотнесении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки.

Проводить дидактические игры на развитие слухового внимания («Кто -в домике живет?», «Кто нас позвал?» и т. д.).

Развивать умение различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый); по предложению взрослого отбирать предметы определенного цвета.

Использовать специальные дидактические пособия: помогать детям соотносить цвет и форму грибочков и втулочек с цветовым полем, плоскостные и объемные предметы с фигурными отверстиями коробок и столиков. Предоставлять возможность самостоятельно играть с дидактическими игрушками, мелким и крупным строительным материалом.

Игры-занятия со строительным материалом (настольным, напольным). Продолжать знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма, цилиндр), «опредмечивая» их (цилиндр — столбик, труба).

Знакомить со способами конструирования — прикладыванием, накладыванием. Побуждать совместно со взрослым обыгрывать постройки, использовать для игр сюжетные игрушки.

Формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек.

В летнее время на прогулке проводить игры с природными материалами. Сочетать игры с песком с играми со строительным материалом, игры с водой—с сюжетными играми. Развивать умение выкладывать камешками, ракушками, шишками изображенные взрослым на песке знакомые фигуры. Поощрять самостоятельное включение детьми в сюжетные игры природного материала в качестве предметов-заместителей (листик — тарелка).

Музыкальное воспитание

Создавать у детей радостное настроение при пении, движениях и игровых действиях под музыку. Вызывать эмоциональный отклик на музыку с помощью самых разнообразных приемов (жестом, мимикой, подпеванием, движениями), желание слушать музыкальные произведения. Неоднократно повторять с детьми произведения, с которыми их знакомили ранее (на первом году жизни и в течение этого года).

От 1 года до 1 года 6 месяцев

Приобщать к веселой и спокойной музыке, способствовать формированию умения различать на слух звучание разных по тембру музыкальных инструментов (барабан, флейта или дудочка).

Помогать понять содержание понравившейся песенки, подпевать (как могут, умеют), постепенно формируя умение заканчивать петь вместе со взрослым.

Приучать ходить под музыку, показывать простейшие плясовые движения (пружинка, притопывание ногой, переступание с ноги на ногу, прихлопывание в ладоши, помахивание погремушкой, платочком; кружение, вращение руками — «фонарики»). В процессе игровых действий вызывать желание передавать движения, связанные с образом (птичка, мишка, зайка).

Примерный музыкальный репертуар (слушание):

«Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида;

 «Колыбельная», муз. В. Агафонникова;

«Искупался Иванушка», рус. нар. мелодия;

«Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия, обр. А.Быканова;

«Верхом на лошадке», «Колыбельная», «Танец», муз. А. Гречанинова;

«Мотылек», «Сказочкам», муз. С. Майкапара.

Пение и подпевание

«Кошка», муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкель;

«Наша елочка», муз. М. Красева, сл. М. Клоковой;

«Бобик», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой;

«Петушок», «Лиса», «Лягушка», «Сорока», «Чижик», рус. нар. попевки.

Образные упражнения

«Зайка и мишка», муз. Е. Тиличеевой;

«Идет коза рогатая», рус. нар. мелодия;

«Собачка», муз. М. Раухвергера.

Музыкально-ритмические движения

«Шарик мой голубой», муз. Е. Тиличеевой;

«Мы идем», муз. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского;

«Маленькая кадриль», муз. М. Раухвергера;

«Вот так», белорус, нар, мелодия («Микита»), обр. С. Полонского,

 сл. М. Александровской;

«Юрочка», белорус, пляска, обр. Ан. Александрова;

«Да, да, да!», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского.

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

Примерный музыкальный репертуар

Слушание

«Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель;

«Курочки и цыплята», муз. Е. Тиличеевой;

«Вальс собачек», муз. А, Артоболевской;

Вторая венгерская рапсодия Ф. Листа (фрагмент);

«Три подружки», муз. Д. Кабалевского;

«Весело - грустно», муз. Л. Бетховена;

«Марш», муз. С. Прокофьева;

«Спортивный марш», муз. И. Дунаевского;

«Наша Таня», «Уронили мишку», «Идет бычок», муз. Э. Елисеевой-Шмидт, стихи Л.Барто;

«Материнские ласки», «Жалоба», «Грустная песенка», «Вальс», муз. А. Гречанинова.

Пение и подпевание

«Водичка», муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой;

«Колыбельная», муз. М. Красева, сл. М. Чарной;

«Машенька-Маша», рус. нар. мелодия, обр.В. Герчик, сл. М. Невельштейн;

«Воробей», рус. нар. мелодия;

«Гули», «Баю-бай», «Едет паровоз», «Лиса», «Петушок», «Сорока», муз. C. Железнова.

образные упражнения

«Медведь», «Зайка», муз. Е. Тиличеевой;

«Идет мишка», муз. В. Ребикова;

«Скачет зайка», рус. нар. мелодия, обр. Ан. Александрова;

«Лошадка», муз. Е. Тиличеевой;

«Зайчики и лисичка», муз. Б. Финоровского, сл. В. Антоновой;

«Птичка летает», «Птичка клюет», муз. Г. Фрида;

«Цыплята и курочка», муз. А. Филиппенко.

Музыкально-ритмические движения

«Марш и бег», муз. Р. Рустамова;

«Да, да, да!», муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского;

«Юрочка», белорус, пляска, обр. Ан. Александрова;

«Постучим палочками», рус. нар. мелодия;

«Бубен», рус. нар. мелодия, обр, М. Раухвергера;

«Барабан», муз. Г. Фрида;

«Петрушки», муз. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского;

«Мишка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель;

«Зайка», рус. нар. мелодия, обр. Ан. Александрова, сл. Т. Бабаджан;

«Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан, И. Плакиды;

пляска «Вот как хорошо», муз. Т. Попатенко, сл. О, Высотской;

«Вот как пляшем», белорус, нар. мелодия, обр. Р. Рустамова;

«Солнышко сияет», сл. и муз. М. Чарной.

Примерный перечень праздников и развлечений

Праздник. 

Новогодний утренник «Елка».

Рассказы с музыкальными иллюстрациями. 

«В лесу», муз. Е. Тиличеевой;

«Праздник», «Музыкальные инструменты», муз. Г. Фрида;

«Воронята», муз. М. Раухвергера.

Игры с пением. 

«Зайка», «Солнышко», «Идет коза рогатая», «Петушок», рус. нар. игры, муз. А. Гречанинова;

«Зайчик», муз. А. Лядова;

«Воробушки и кошка», нем. плясовая мелодия, сл. А. Ануфриевой;

«Прокати, лошадка, нас!», муз. В. Агафонникова и К. Козыревой, сл. И. Михайловой; «Мы умеем», «Прятки», муз. Т. Ломовой;

«Разноцветные флажки», рус. нар. мелодия.

Развлечения, «В гости к кукле Кате», «В гости к игрушкам», «На лужайке», «Зимние забавы», «День рождения у куклы Маши», «Кто в домике живет?», «В зоопарке», «В цирке», «В гостях у елки» (по замыслу педагогов).

Театрализованные развлечения. 

Инсценирование рус. нар. сказок («Репка», «Курочка Ряба»), песен («Пастушок», муз. А. Филиппенко;

«Петрушка и Бобик», муз. Е. Макшанцевой),

Показ кукольных спектаклей 

(«Петрушкины друзья», Т. Караманенко;

«Зайка простудился», М. Буш;

«Любочка и ее помощники», А, Колобова; «Игрушки», А. Барто).

Забавы. 

Народные и заводные игрушки;

Фокус «Бабочки»;

Обыгрывание рус. нар. потешек;

Сюрпризные моменты: «Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок», «Кто к нам пришел?», «Волшебные шары» (мыльные пузыри).

Раздел «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» 

Мониторинг образовательного процесса

*  Мониторинг образовательного процесса  проводится педагогами, ведущими занятия с воспитанниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы. Мониторинг детского развития проводится два раза в год.

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения ребенка в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту нервно-психического развития ребенка. В ходе мониторинга заполняется таблица.

*   Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.

Диагностика проводится в эпикризные сроки, воспитателем и специалистами учреждения.

На основе проведенных методик составляется индивидуальная карта развития каждого ребенка и выстраивается индивидуальная коррекционная работа.

Анализ карт развития позволяет:

-оценить эффективность образовательной программы;

-организацию образовательного процесса в группе;

-составить план индивидуальных занятий и коррекции отставания в развитии.

Методики обследования и психодиагностики:

- Е.О. Смирнова. Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет;

- Э.Л. Фрухт, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста.        

Раздел «Коррекционная работа».

Коррекционная работа включает в себя:

*Равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

*Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в группу.

*Индивидуальные образовательные программы предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого.

*Для детей с ОВЗ так организовывается процесс воспитания и обучения, чтобы были удовлетворены их потребности, как общие (с нормально развивающимися детьми), так и их особые образовательные, заданные характером нарушения их психического развития.

*Воспитатели группы активно работают со специалистами учреждения, составляют коррекционные планы и ведут дневники наблюдения.

*Использование следующих систем и технологий коррекционно-педагогической работы:

Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. Закревская О.В «Развивайся, малыш!»

Программа М. Питерси «Маленькие ступеньки». Ассоциация Даун Синдром  Программа Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития».                                                      Программа "Каролина". Для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья

В группе находятся детей с ОВЗ, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Группа детей с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.

В настоящее время контингент воспитанников группы составляют дети как с нормальным ходом психического развития, так и с различными вариантами аномалии развития и генетическими изменениями.                                                                                 Поэтому особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, на основании которой составляется план коррекционной работы и индивидуальные программы развития.

Методическая литература:

1. Голубева Л. Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

2. Лямина Г. М. Развитие речи детей раннего возраста. — М., 2005.

3. Ребенок от рождения до года / Под ред. С. Н. Теплгок. — М.: Мозаика-Синтез. 2008-2010.

4. Ребенок второго года жизни / Под ред. С. Н. Теплюк. — М.: Мозаика-Синтез. 2008-2010.

5. Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

6. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. — М.: Мозаика-Синтез,2005-2010.

Наглядно-дидактические пособия.

7. Разенкова Ю. А., Теплюк С. Н., Быродова И. А. Иллюстрированный материал для развития речи детей раннего возраста (10 месяцев— 1 год 6 месяцев). - М., 2005.

8. Е.О. Смирнова. Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет;

9. Э.Л. Фрухт, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста.

10.Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) "Об образовании в Российской Федерации".

11.Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования.

12.Устав ГКУ ЦССВ «Соколенок».

13. "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» 2.4.1.3049-13 № 26 от15.05.2013 г.

14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).

16. Комарова Т. С, Зацепина МБ. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада, —М.: Мозаика-Синтез, 2010.

17. Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. — М., 2005.

18. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010. 

19. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.

20. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

21.Гербова В. В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

22.Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.; Мозаика-Синтез. 2005-2010.

23.Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

24.Аксенова Л. И. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями // Специальная педагогика. — М., 2001.

25. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002

 26.Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационных тенденций обучения и воспитания: Хрестоматия /Сост. Л. В. Калинникова, Н. Д. Соколова. –М, 2005.

27.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. — СПб., 2008.

28.Программа М. Питерси «Маленькие ступеньки» (Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии: в 8 кн. - М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001)
29.Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: Педагогическая помощь. — М., 2006.

30.3абрамная С. Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2002.

31.Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания / Под ред. Е.А. Стребелевой. -М.,2004.

32.Лебединская К.С. Никольская О.С., Баенская Е.Р и др. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. — М, 1989.

33.Левченко И. Ю., Киселева Н. А Психологическое изучение детей с нарушениями развития. —М., 2007.

34.Левченко И. Ю., Киселева Н. А. Психологическое изучение детей с отклонениями развития. -М., 2005.

35.Левченко И. Ю., Приходько О. Г Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001.

36.Левченко И. Ю., Ткачёва В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. — М, 2008.

37.Закревская О.В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.                                                                                                                       38. Николаева С.Н. «Юный эколог» Мозаика-Синтез 2010.                                 39.Джонсон-Мартин, Дженс, Аттермиер: Программа "Каролина" для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями: И, Каро, 2005 г.                         40.Кольцова М.М., Рузина М.С. Программа Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг Екатеринбург: У-Фактория, 2004.                                                                    41. «Предметная развивающая среда детского сада» Москва 2011г. Отв. Ред.: Образцова А.Д., Цепелева М.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе во второй группе раннего возраста

Аннотация к рабочей программе во второй группе раннего возраста....

Рабочая программа воспитателя второй группы раннего возраста (2 – 3 года)

Рабочая программа воспитателя второй группы раннего возраста разработана и утверждена в структуре Примерной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ «Детский сад №4» на основе Основной...

Рабочая программа воспитателей второй группы раннего возраста

Рабочая программа воспитателейвторой группы раннего возраста...

Рабочая программа для второй группы раннего возраста (от 2 до 3 лет) составлена на основе общеобразовательной программы дошкольного учреждении

Рабочая программа группы раннего возраста в соответствии с ФГОС (далее программа) является документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспита...