Программа дополнительного образования кружок "Любознайка"-поисково исследовательская деятельность
опыты и эксперименты (средняя группа)

Арутюнян Наира Васильевна

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит  метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков,  К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_lyuboznayka_2.docx463.05 КБ

Предварительный просмотр:

           

                                                      Содержание:  

 I .  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 1.1.Пояснительная записка

Стр. 2-4

    1.1.1.   Цель и задачи по реализации программы дополнительного образования

Стр. 4

    1.1. 2   Принципы формирования Программы

Стр.4-5

     1.1.3.  Планируемые результаты освоения Программы

Стр. 5

     

 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Особенности осуществления образовательного процесса в кружке «Любознайка»

Стр. 5-6

  1. Содержание работы по освоению детьми Программы

Стр. 6-10

  1. Система работы по взаимодействию с семьями воспитанников.

Стр. 10-12

 III . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Материально – техническое обеспечение Программы

Стр.12

  1. Программно – методическое обеспечение

Приложение 1. Перспективный план

Стр.12

Стр.13

      Приложение 2. Мониторинг

Стр. 13 - 20

 1. Целевой раздел                                  

 1.1. Пояснительная записка.

 

        Дополнительная  образовательная программа кружка «Любознайка» (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – Ф3, а также:

  • Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10. 2013 г. №1155);
  • Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.06 г. №06 – 1844 о «Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»-  Сан ПиН 2.4.1. 3049 – 13 (утверждены Постановлением  Главного государственного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
  • Уставом МБДОУ, утвержденным Постановлением Администрации муниципального образования «Селенгинский район» г. Гусиноозерска от 23.12.2015 г. №524;
  • Конвенцией о правах ребенка». Принята резолюцией 44 \25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
  • Основной образовательной программой ДОО.

                       

       В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, сон, прогулку, прием пищи и т. д.

Ребенок с самого рождения уже сам по себе является исследователем. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

У детей четвертого года жизни ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:

• у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает) ;

• сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;

• появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.

Дети уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «почему? » и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них. Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или

 объекта природы (цвет, форма, величина) ; мнется, ломается; высоко – низко; далеко – близко; мягкий - твердый - теплый и т. д.) .

Программа кружка  направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит  метод обучения дошкольников -  экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков,  К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

        Актуальность:

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н.

Подъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

 Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

 Новизна:

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

1.1.1. Цель и задачи  по реализации Программы дополнительного образования.

Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

*Развивающая:

1) развивать инициативу, активность, самостоятельность; 

2)развить и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный интеллект  

3)расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

*Образовательная:

 1)формировать у детей знания о живой и неживой природе; 

2) Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

3) Обогащать словарь и развивать речь детей младшего дошкольного возраста.

*Воспитательная: 

1)воспитывать любовь и бережное отношение к живой и неживой природе; 2)воспитывать интерес к интеллектуальным играм, формировать стремление доводить дело до конца, доброжелательное отношение к сверстникам.

3)привлечение родителей к совместной деятельности.

   Организация работы идёт по следующим взаимосвязанным направлениям:

• О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

• О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром).

• О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы).

• О человеке.

• О предметном мире.

Основными условиями реализации детского экспериментирования являются:

 - взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);

- использование разных видов деятельности;

 - четкое определение содержания экологического воспитания;

 - использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.

 - взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;

 - создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);

 - экологическая грамотность самих взрослых.

Приёмы реализации рабочей программы:

Приёмы организации воспитанников в процессе обучения:

- создание ситуаций, побуждающих оказывать помощь друг другу;

Приёмы активизации умственной активности:

- включение игровых упражнений;

- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

- решение проблемных ситуаций;

Приёмы обучения:

- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок.

Оборудование детской лаборатории:

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  •  разные виды бумаги, ткани;
  •  медицинские материалы: ватные диски, пипетки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

Организационно-методическое обеспечение:

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью  детей.

Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста.

Возраст детей 3-4 года.

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 15минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования

1.1.2.Принципы   и подходы к формированию Программы:

Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения) ;

Доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному) ;

Проблемность – направленная на поиск разрешения проблемных ситуаций;

Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Обучение родителей позитивному общению с собственным ребенком: навыкам игры с ребенком; изменения отношения к собственному ребенку через игру в сторону понимания и принятия; развитие творческих способностей взрослых; вовлечение родителей в тесное взаимодействие в воспитательном процессе.

Основное содержание исследований:

*О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево) .

*О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д.) .

*О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа) .

*О человеке.

*О предметном мире.

                                  ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКА

Занятия кружка проводятся I раз в неделю: 

четверг -  во второй половине дня.

Время работы: 16.30 – 16.45 ч

Количество детей : 16 человек

                                ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

            Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что ребенок:

*активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;

*быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;

* интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;

*подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;

*радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.

*задает вопросы поискового характера: Почему? Зачем? Для чего?

*активно познает и называет свойства и качества предметов (цвет, размер, форма),характер поверхности, материал из которого сделан предмет, способы его использования

Обязательно следует иметь в виду, что полноценное овладение ребенком предметной деятельностью происходит только в процессе общения со взрослыми.

         ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Сентябрь.

1. «Почему осенью бывает грязь»

Цель: Знакомство со свойствами почвы.

2. «Играем с песком»

Цель: Уточнение представлений о свойствах сухого и мокрого песка.

3. «Солнечные лучики»

Цель: Формирование знаний о естественном источнике света – солнцем.

4. «Что в коробке»

Цель: Знакомство со значением света и его источниками: солнце, фонарик, свеча.

Октябрь

1. «Каменная дорога»

Цель: Знакомство детей со свойствами камней: твердые, тяжелые, большие, маленькие, тонут в воде, могут вдавливаться в мокрый песок.

2. «Кто живет в воде.

Цель: Развитие познавательного интереса и воображения.

3. «Вкусная водичка»

Цель: Пополнение знаний о свойствах воды: вода не имеет вкуса, но может его принимать и изменять.

4. «Волшебная вода»

Цель: Выявление свойств воды и краски, способность красок растворятся в воде и изменять цвет воды.

Ноябрь

  1. «Плыви, плыви кораблик»

Цель: Знакомство со свойствами воды и бумаги.

2. «Чудо бумага»

Цель: Расширение знаний детей о различных видах бумаги.

3. «Горячо – холодно»

Цель: Определение температуры веществ и предметов.

4. «Теремок»

Цель: Знакомство детей с деревом.

Декабрь

1.«Льдинки разноцветные, яркие, приметные»

Цель: Закрепление одного из свойств воды: замерзает при низких температурах.

2. «Мороз и солнце день чудесный»

Цель: Закрепление знаний о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

3. «Ледовая фантазия»

Цель: Формирование представлений о свойствах льда (лед – это твердая вода, лед - тает в тепле) .

4. «Ветер, ветер, ветерок»

Цель: Знакомство с таким природным явлением, как ветер, умение опреде-лять силу ветра.

Январь

1. «Да здравствует мыло душистое»

Цель: Расширение знаний о свойствах мыла и его назначением, путем экспериментирования.

  1. «Снег – снежок»

Цель: Знакомство с элементарными свойствами снега: холодный, в тепле тает, превращается в воду.

3. «Следы на снегу»

Цель: Пополнение знаний детей о плотности снега.

Февраль

  1. «Мои глаза»

Цель: Формирование представлений о глазах человека, о значении в на-шей жизни.

2. «Носики – курносики сопят»

Цель: Формирование представлений детей о носе человека, о его функциях и значении в жизни человека.

3. «Для чего мне нужен язычок? »

Цель: Формирование представлений детей о языке человека, его значении.

4. «Держим ушки на макушке»

Цель: Формирование представлений об органе слуха – ухе.

Март

  1. «Что лучше бумага или ткань»

Цель: Знакомство с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами.

2. «Тарелочка из глины»

Цель: Знакомство с глиной, ее качествами и свойствами.

3. «Бантик из бумаги и ткани»

Цель: Закрепление представления о свойствах бумаги (мнется, рвется, размокает в воде) и ткани (мнется, ее можно стирать и гладить) .

4. «В гостях у Красной Шапочки»

Цель: Закрепление знаний о материалах (ткани, бумаге, глине, дереве, из которых сделаны предметы.

Апрель

1.«Тонет – не тонет»

Цель: Закрепление знаний о легких и тяжелых предметах (одни остаются на поверхности воды, другие – тонут.

2. «Витамины на окне»

Цель: Формирование представлений детей о том, что для роста растений нужны вода и свет.

3.«Весенняя веточка»

Цель: Наблюдение за появлением листочков на веточке.

4. «Что в пакете? »

Цель: Знакомство со свойствами воздуха.

Май

  1. «Мыльные пузыри»

Цель: Закрепление представлений о свойствах воздуха.

2. «Живое - не живое»

Цель: Формирование представлений о понятии «живое» и «неживое», сравнение живого и неживого по характерным признакам.

3.Итоговое занятие

Цель: Определение эффективности занятий кружка в достижении поставленных задач.

4. Мониторинг, презентация.

 Сотрудничество с семьей:

1.Анкетирование родителей:

Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской деятельности ребенка.

1). В чем проявляется исследовательская активность вашего ребенка?

2). С какими предметами и материалами любит экспериментировать ваш ребенок?

3). Бывает ли так, что начатое в детском саду исследование ребенок продолжает дома? Если да, то, как часто? (Часто, редко, всегда, никогда).

4). Какое участие вы принимаете в исследовательской деятельности ребенка?

5). Делится ли ребенок с вами результатами исследований (своими открытиями)?

2.Создание развивающей среды с целью развития детского экспериментирования;

3.Поместить статью на информационный стенд «Маленькими шагами в прекрасный мир!»

4. Семинар – практикум Опытническая и экспериментальная деятельность детей младшего возраста.

                                       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

3. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М. : Мозаика - Синтез, 2007

4. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2013.

5.Мартынова Е.А. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с..

6.Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. – М.: АРКТИ,2005.

7. Смирнова Т.В. Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)  – Волгоград: Учитель, 2013.

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию «Развитие поисково – исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

То, что я услышал, я забылТо, что я увидел, я помнюТо, что я сделал, я знаю (Китайское изречение)В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста п...

Программа дополнительного образования по познавательно-исследовательской деятельности (РЭМП)

Математическое развитие воспитанника - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать ...

Программа дополнительного образования по познавательно-исследовательской деятельности (РЭМП) в старшей группе «Весёлая математика»

Математическое развитие воспитанника - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать ...

Программа дополнительного образования по познавательно-исследовательской деятельности (РЭМП) в подготовительной группе «Весёлая математика»

В настоящее время, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего...