Тема самообразования«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
проект (средняя группа)

Арутюнян Наира Васильевна

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr_proekt-esr.gr_20.docx39.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                       детский сад №11 «Березка» общеразвивающего вида

 Согласовано:                                                                                      Утверждено:      

 Зам. зав по УВР                                                                                  Заведующая МБДОУ                                                                                                                       МБДОУ детский сад                                                                           детский сад №11 «Березка»                                                               №11 «Березка»                                                                                    Амерханова Г.Я.                  

 Тодоренко Е.В                                                                                      ____________

_____________                                                                                            

                                            План по самообразованию

                                              Средняя группа «Ручеек»

                                              2020 – 2021 учебный год

ТЕМА: «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»


                                                                     Составитель: Арутюнян Наира

                                                                                          Васильевна воспитатель МБДОУ

                                                                                 Детский сад №11 «Березка»

                                                                   г.Гусиноозерск

                                                                            2020 г.

НАПРАВЛЕНИЕ: социально-личностное

ЦЕЛЬ: Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства путем внедрения инноваций в образовательный процесс.

ЗАДАЧИ:

  1. Формировать способности к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности.
  2. Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические основы технологии проектной деятельности.
  3. Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов
  4. Исследовать результативность применения метода проектов в образовательную деятельность в условиях внедрения ФГОС ДО.
  5. Привлечь родителей к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.
  6. Обобщать и распространять собственный педагогический опыт.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.) Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность приобретает все большую популярность, т.к. она:

  • Личностно ориентирована;
  • Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
  • Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
  • Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • Приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного труда.

Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1.История и сущность проектной деятельности;

2.Актуальность применения проектно-исследовательской деятельности в ДОУ;

3.Цели и задачи проектной деятельности детей среднего дошкольного возраста;

4.Методика организации исследований и экспериментирования детей дошкольного возраста;

5.Этапы работы над проектом;

6.Прогнозируемые результаты;

7.Особенности исследовательских проектов детей среднего дошкольного возраста;

8.Роль родителей в проектной деятельности;

9.Практическая реализация проектов;

10.Дальнейшее развитие проекта.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

У меня, как у воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

  • умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
  • овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста (проектная деятельность)
  • умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.
  • Пополнение копилки профессиональных достижений, создание портфолио воспитателя и воспитанника средней группы.

У детей сформируется:

  • творческие способности, коммуникативные навыки, умение экспериментировать, синтезировать полученные знания;
  • социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско - творческой деятельности;
  • повысится степень самостоятельности, инициативности и познавательной мотивированности.

У родителей воспитанников:

  • Появится интерес к совместному проведению исследования, подготовке к предстоящему творчеству и изготовлению конечного продукта;
  • Заинтересованность в презентации семейных проектов, которые обеспечивают ситуацию успеха каждой семье.

ИЗУЧЕНИЕ  МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


  1. Белая, К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К.Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений — М.: Мозаика — Синтез, 2008.
  3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/– М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
  4. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.
  5. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994.
  6. Захарова М.А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
  7. Маханёва, М.Д. Самообразование педагогов / М.Д. Маханёва // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.
  8. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград, 2008.
  9. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  10. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении // методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010.
  11. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах: http://nsportal.ruwww.maam.ruhttp://doshvozrast.ru,

https://portalpedagoga.ruhttp://dohcolonoc.ru, т.д.


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ


Организационно – теоретический

(подготовительный)

Повышение своего профессионального уровня, развитие любознательности и познавательной активности:

  • Изучение нормативных документов.
  • Детальное изучение методической литературы по данной проблеме.
  • Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
  • Прогнозирование результатов.

Консультация для родителей «Основные цели и задачи метода проектов. Организация проектной деятельности в средней группе».

Октябрь-апрель

Накопительно – практический

(основной)

Использование метода проектов в практике дошкольного образовательного учреждения как инновационной педагогической технологии:

  • Изучение методики технологии проектирования педагогов в сети –Интернет.
  • Проведение цикла краткосрочных (долгосрочных)

проектов с детьми средней группы

  • Привлечение родителей к организации проектов в группе.
  • Консультации для педагогов ДОУ.
  • Участие в конкурсах и выставках различного уровня (в ДОУ и в сети Интернет).
  • Создание своего сайта и освещение данной темы на нём
  • Пополнение портфолио

Май

Заключительный

(итоговый)

Повышение познавательного интереса педагогов ДОУ, дошкольников и их родителей к методу проектов:

  • Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.
  • Обобщение результатов на родительском собрании ДОУ (отчет о проделанной работе).
  • Планирование деятельности и перспектив развития на следующий учебный год.

  •  презентации проектов и фотоотчет.

  • Публикация собственного опыта педагогической деятельности на педагогических сайтах (требуется письменное согласие родителей) с целью участия в конкурсах.

                                          Классификация проекта

«Осенние фантазии»

Октябрь-ноябрь

Семейный, творческий

краткосрочный

«Птичья столовая»

Ноябрь -декабрь

Игровой

долгосрочный

«Использование

развивающих игр В.В.Воскобовича

в образовательно –воспитательном процессе»

В течение года

Творческий

краткосрочный

«Новогодний калейдоскоп»

Декабрь

Познавательно-

исследовательский

краткосрочный

«Наш веселый огород»

Март-июнь

Творческий, игровой

краткосрочный

«Волшебный мир русской народной сказки»

Март -апрель

Познавательно-исследовательский

краткосрочный

«Весенняя лаборатория»

Апрель -май

Информационно –ориентированный

долгосрочный

«Я хочу быть здоровым»

в течении года)

  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ ПРОЕКТОВ.

«ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ»

Тип проекта - семейный, творческий.

Срок реализации – 2 месяца.

Участники- воспитатель, воспитанники средней группы, родители.

Итоговый продукт - оформление детско-родительской выставки по теме проекта «Осенняя фантазия» через создание поделок из природного материала, овощей, фруктов. Создание лэпбука «Осень в детском саду».

Презентация проекта.

ЦЕЛЬ: расширять представления детей об осени как времени года, помочь увидеть красоту осенней природы и богатства осенних даров создать условия для художественно – эстетического воспитания детей, развития их познавательных и творческих способностей.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

Обогащать представления и знания детей о сезонных изменениях в природе осенью, о «дарах осени», расширять словарный запас;

Развивающие:
Развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы в осенний период;

Учить отражать наблюдения и полученные знания о различных видах деятельности;

Воспитывающие:

Воспитывать умение любоваться осенней природой, чувствовать ее красоту, развивать желание и умения сохранять окружающий мир природы;

Вовлекать родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, обогащая детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

Ожидаемые результаты:

- обогащение и расширение знаний детей об осени; активизация словаря детей по данной теме;

- использование полученных знаний в игровой деятельности;

- совместная с детьми деятельность по созданию выставки «Осенняя пора»;

- активное включение родителей в реализацию проекта.



                                   
 «ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ»

Тип ппроекта - семейный, творческий.

Срок реализации– 2 месяца.

Участники- воспитатель, воспитанники средней группы, родители.

Итоговый продукт- изготовленные кормушки для птиц родителями и детьми средней группы.

Презентация проекта с фотоотчетом.

ЦЕЛЬ: развивать представления родителей и детей о действенной помощи и заботы о птицах, сделать кормушки.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

Познакомить детей с зимующими птицами в нашем селе;

Углубить знания детей о птицах через иллюстрации, художественные произведения, справочники и книги;

Развивающие:

Развивать совместное творчество педагога, родителей и детей.

Воспитывающие:

Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к птицам;

Ожидаемые результаты:

- ребенок имеет представление о зимующих птицах;

-умеет совместно со взрослыми изготовить кормушку из разного материала;

-знает, каким кормом подкармливать птиц;

- родитель, активный участник в проекте;

-способствует вызвать у детей любовь и бережное отношение к птицам.


«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В.В. ВОСКОБОВИЧА В     ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Тип проекта – игровой.

Срок реализации– долгосрочный, в течение учебного года.

Участники- воспитатель, воспитанники средней группы, родители.

Итоговый продукт- презентация проекта, открытое занятие с детьми.

ЦЕЛЬ: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

Развивающие:

- развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);

- развитие мелкой моторики и всех психических процессов.

Воспитывающие:

уверенность в себе, желание прийти на помощь сказочному персонажу.

Ожидаемые результаты

использование этих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности.


                         «НОВОГОДНИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

Тип проекта - творческий, семейный.

Срок реализации – 1 месяц.

Участники - воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники средней группы, родители.

Итоговый продукт - оформление группы детскими и семейными поделками к празднованию Нового года.

Презентация проекта.

ЦЕЛЬ: создать атмосферу добра, радости и загадочности в предверии Нового года, развивать эмоциональную отзывчивость детей, повышать творческую активность и сплоченность воспитателей, детей и родителей средней группы, празднично оформить группу.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

-приобщать к традициям Новогоднего праздника.

Развивающие:

-развивать творческие способности детей через различные виды деятельности.

Воспитывающие:

-воспитывать у детей чувство удовлетворения от участия в коллективной подготовке к празднику;

- побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.

Ожидаемые результаты:

расширятся представления детей о традициях празднования Нового года;

пополнится словарный запас воспитанников;

сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей;

празднично и красиво украшенная группа.



«НАШ ВЕСЕЛЫЙ ОГОРОД»


Тип проекта – познавательно – исследовательский.

Срок реализации - 4 месяца.

Участники - воспитатель, воспитанники средней группы, родители.

Итоговый продукт:

Оформление мини – огорода на подоконнике с посаженными луковицами и семенами гороха, укропа, огурца.

Посадка рассады цветов для цветника на территории ДОУ.

Презентация проекта с фотоотчетом.

ЦЕЛЬ: наблюдения за произрастанием растений, участие в уходе за растениями, высадка рассады в открытый грунт на территории детского сада.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

-побуждать детей к длительному наблюдению за развитием одних и тех же объектов;

-уточнить представление о том, что растения вырастают из семян.

Развивающие:

-обобщить представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.

Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к своему труду.

Ожидаемые результаты:

-приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности;

-реализация приобретенных новых знаний в жизни;

- активное участие родителей в проекте;

- участие детей в высадке рассады в открытый грунт, красивый цветник на территории детского сада.


 «ВЕСЕННЯЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

Тип проекта – познавательно – исследовательский.

Срок реализации – 1 месяц.

Участники- воспитатель, воспитанники средней группы.

Итоговый продукт- презентация опыта, фотоотчет о проведенных экспериментах.

ЦЕЛЬ: формировать интерес к исследовательской деятельности и экспериментировании, изучить свойства воды, воздуха, песка, бумаги и др. материалов.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

-учить на практике выявлять физические качества воды, воздуха, песка, бумаги и др. материалов;

-формировать познавательные интересы детей, желание экспериментировать;

-учить делать выводы, на основе проведенного эксперимента.

Развивающие:

-развивать познавательную активность;

- развивать речь, обогащать словарный запас: лаборатория, лаборант, научный эксперимент, изобретение, продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением;

-развивать логику, память, внимание.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес к профессии ученого, желание экспериментировать, самостоятельно познавать мир.

Ожидаемые результаты:

-дети познакомятся с некоторыми свойствами воды, воздуха, песка, бумаги и других материалов;

-дети научатся делать элементарные опыты, при небольшой помощи воспитателя формулировать гипотезы и выводы;

-у детей будет развиваться поисковая деятельность, повысится уровень владения связной речью, пополнится словарный запас; воспитанники станут более любознательными, станут бережнее относиться к используемым материалам.


« ХОЧУ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ»

Тип проекта – информационно –практико-ориентированный.

Срок реализации – (май - июнь), в течение учебного года.

Участники- воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники средней группы.

Итоговый продукт- оформление фото-рассказа «Путешествие в страну Здоровья», презентация проекта. Презентация стенда «Уголок Айболита». Создание лэпбука «Если хочешь быть здоров».

ЦЕЛЬ: сохранять и укреплять здоровье детей.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

-формировать понимание о необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни;

Развивающие:

-развивать элементарные навыки самооздоровления.

Воспитывающие:

- прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию;

- повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.

Ожидаемые результаты:

-расширение знаний детей о здоровье;

- осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья ребенка;

- повышение уровня ориентации к современным условиям жизни;

-овладение навыками самооздоровления;

- снижение уровня заболеваемости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...

Отчёт по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»

В отчете по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» раскрывается актуальность этой темы и её значение в о...

План работы по самообразованию На 2020-2021гг. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических те...

План самообразования по теме «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

laquo;ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...