Русские народные хороводные игры
статья

Кольцова Светлана Анатольевна

Истоки русских народных хороводных игр.
Роль русских народных хороводных игр в воспитании ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Русские народные хороводные игры

http://vospityvaemrebenka.ru/images/rebenok-5-let/narodnye-igry-detej-5-let_2_1.jpgРусские народные хороводные игры – это слой фольклора, корни которого уходят в очень далекое прошлое. Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшим в себе пение, танец и игру. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Постепенно первоначальный смысл стерся, но хороводы остались. Играть в русские народны хороводные игры с детьми можно начинать очень рано – буквально с двух лет. Но до 4-5 лет петь (или читать «хороводный» речитатив) придется взрослому. Для детей самым главным будет повторять движения, необходимые по тексту хоровода.

Русская народная хороводная игра «Каравай»

Наверно, самая знаменитая хороводная игра в России! Она является чуть ли не обязательным атрибутом любого дня рождения детей с года и до окончания начальной школы. Такой русский аналог американского «Happy birthday!».

Хороводы детям старшей группы

Хороводы и народные хороводные игры уже почти утратили свой сакральный смысл, но, тем не менее, хоровод не уходит и не уйдёт никогда из нашей жизни. Едва научившись ходить, мы берёмся за руки, встаём в круг и поём имениннику: «Испекли мы каравай». Потом всё детство нас кружат хороводы вокруг новогодней ёлочки. Рука в руке – детская дружба на всю жизнь, круг, как символ чего угодно: солнца, года, жизненного цикла, ощущение целостного единства и своей сопричастности к нему -всё это живёт в нас и, как сказочный магический круг, оберегает от невзгод взрослой жизни. И, вставая в хоровод или играя в хороводные игры уже со своими детьми, мы вновь и вновь погружаемся в хороводную магию.

Хороводные игры на прогулке

Игровая культура является спутником человека на протяжении всей его истории. Многовековой опыт человечества показывает, что игра – важнейшее средство воспитания ребенка. В сущности то, что человек не может не пройти стадию детства, объясняет и значение игры в его развитии. Известный отечественный педагог и психолог Л. С. Выготский отмечал, что игра является «ведущей линией развития в дошкольном возрасте». Именно в игре ребенок первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы.

Наиболее подробно понятия «игра», «играть» разъясняет В. И. Даль: «Игра…то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие».

«Психологический словарь» понятие «игра» раскрывает так: «Игра – один из видов деятельности человека и животных… Детская игра - исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности».

Игра – средство многогранное, о ней известно далеко не все. Но с уверенностью можно сказать, что это и самостоятельная деятельность, способствующая всестороннему развитию личности, и средство формирования и сплочения коллектива, и метод организации других видов деятельности, и эмоциональное состояние, и способ общения.

Классификация игр призвана стать ориентиром в их многообразии, источником информации об их воспитательном потенциале. Ряд современных педагогов и этнографов, в том числе И. И. Шангина, выделяют следующие виды игр:

  1. 1. пальчиковые,
  2. 2. драматические,
  3. 3. состязательные,
  4. 4. хороводные,
  5. 5. орнаментальные.

Рассмотрим характерные особенности хороводных игр. Они включают в себя песню, хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры может быть различным и раскрывается в сюжете песни (небольшого стихотворения), которую изображают участники, передвигаясь по кругу (двумя партиями навстречу друг другу. Движения простые, подчиняющиеся ритму песни (стиха). В центре круга стоят главные исполнители (водящие) и ведут диалог с движущимися по кругу игроками или с помощью пантомимы раскрывают содержание песни (стиха).

Приведем несколько игр с детьми, которые можно использовать как на улице, так и в группе в свободное время.

Воспитатель просит ребят вспомнить, каких интересных обитателей морей и рек они знают, и представить, как можно изобразить этих персонажей. Дети идут по кругу и говорят слова:

Море волнуется – раз, море волнуется – два,

Море волнуется – три, морская фигура замри.

По окончании слов дети останавливаются и изображают придуманную морскую фигуру. Воспитатель отмечает лучшие из фигур и хвалит детей. Игра повторяется, дети придумывают другие фигуры.

Исполнение любой песни становится более привлекательным в соответствующем музыкальном сопровождении. А что делать, если под рукой нет ни одного музыкального инструмента? Тогда вам помогут…ваши собственные руки: пальцами можно щелкать, ладонями – хлопать и шлепать по коленям. То есть одновременно с пением дети получают при этом еще и ритмический тренинг. Подводя итог, следует сказать, что игра – единственная деятельность, которая выводит ребенка за рамки его непосредственного опыта, и любое место, занимаемое им в игре, уникально. В этом плане игра – стратегически тонко организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию.

Хороводные игры в детском саду

Как правило, в дошкольных воспитательных учреждениях освоение хороводных игр начинают рано. Буквально с 2 лет малышей учат становиться в круг, браться за руки и двигаться по нему, не сбиваясь в сторону или в центр, что является для них пока еще непростой задачей.

В младшей группе, где находятся 3-4-летние дети, обучение хороводным играм для малышей продолжается. При этом поют в основном взрослые: воспитатель, музыкальный руководитель, кто-то из родителей, а дети сосредотачивают все свое внимание на движении по тексту. Со временем, выучив движения, они пробуют подпевать. Для того, чтобы дети лучше усвоили игру, ее необходимо повторять ежедневно хотя бы по одному разу до тех пор, пока малыши не запомнят последовательность действий и слова. Можно организовать подвижные хороводные игры во время прогулки или занятий физкультурой, главное, чтобы детям они нравились, и они с удовольствием принимали в них участие.

Хороводные игры являются своеобразным инструментом, который помогает детям научиться контролировать свое тело, выстраивать совместные синхронные движения. Так, при регулярных занятиях к 4-5 годам малыши уже свободно движутся в хороводе под музыку, поют и выполняют сопутствующие движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Русски народные хороводные игры с пением"

Картотека для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ...

Русские народные хороводные игры для детей

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились из глубины веков и до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Благодаря своей образности русские народных хо...

Презентация "Русские народные хороводные игры"

Русские народные хороводные игры – это слой фольклора, корни которого уходят в очень далекое прошлое.Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в себе пение, танец и игру. Постепенно ...

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ»

КОНСУЛЬТАЦИИ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ»...

План-конспект русской народной хороводной игры «Дубок» в старшей группе

План-конспект русской народной хороводной игры «Дубок» в старшей группе...

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

Обычно молодежь начинала с Пасхи собираться на лужайке или в самом селении в свободные от работы и праздничные вечера, чтобы водить хороводы, петь песни, кататься на качелях, играть в горелки, лапту, ...

Презентация "Русские народные хороводные игры для детей дошкольного возраста"

Презентация "Русские народные хороводные игры для детей дошкольного возраста"...