Сделай сам или о развитии самостоятельности у детей.
статья (младшая группа)

Зыкова Алёна Александровна

Помогаем стать стать ребёнку самостоятельным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_-_portal_sdelay_sam.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Сделай сам или о развитии самостоятельности у детей.

Эффект бумеранга.

Воспитывая ребёнка, заботливые родители стараются давать ему самое лучшее, оберегать от всяческих забот и забот. Полагая, что кроха ещё очень мал, мы отстраняем его от выполнения вполне посильных для него дел, тем самым мешая ему развиваться. Мы даже не подозреваем, что наши дети способны на большее.

Важно вовремя понять, что ребёнок не так беспомощен, как нам кажется, и дать ему возможность освоить новые и интересные для него виды деятельности. Пусть поможет вымыть вам овощи, полить цветы, вытереть пыль в своей комнате. Дайте ему почувствовать себя взрослым, и очень скоро он войдёт во вкус и многое будет делать сам. Все родители хотят, чтобы ребёнок поскорее приобрёл хотя бы минимальный набор навыков ухода за собой. Научился самостоятельно умываться, одеваться, кушать, наводить порядок в комнате и так далее. С этих самых «мелочей» как раз и начинается воспитание самостоятельности, столь необходимой во взрослой жизни, а также чувство ответственности. Но бывает и по-другому. У 3-летнего Саши очень заботливая мама. Каждый день она его умывает, одевает, полагая, что он ещё маленький, чтобы самостоятельно помыть руки или почистить зубки, надеть трусики или снять ботинки. А во время обеда он настойчиво протягивает маме ложку, чтобы она его покормила. Даже играть Саше скучно одному, когда мама занята на кухне. И вот он тянет её за подол, пока она наконец не бросит своё занятие и не построит ему башню из конструктора или не нарисует что-нибудь на доске. На прогулке мама заботливо носит за сыном ведёрки и машинки, которые он взял  дома. Разве можно нагружать ребёнка, ведь он такой маленький!

Вряд ли 3-летний ребёнок способен оценить такое самопожертвование. Стараясь защитить сына от всяких трудностей, мама приучает его к беззаботной жизни. А ведь все наши привычки из раннего детства формируют характер и воздействуют на будущее. Поэтому, если Сашина мама вовремя не изменит свой подход к воспитанию, скорее всего, он вырастет безответственным, эгоистичным и зависимым от родителей человеком. Другое дело – Сашина ровесница Таня. Она всегда занята: ведь ей надо покормить рыбок, убрать игрушки, одеть мишку на прогулку. А в магазине Таня сама даёт деньги продавцу и выбирает любимый сок. Дома они вместе с мамой лепят пельмени, а потом Таня помогает накрыт на стол и раскладывает приборы. Недавно мама даже поручила девочке нарезать овощи. Как радовалась малышка, когда ей вручили маленький ножик и дали столь ответственное задание! Она так старалась! А мама смотрела, чтобы дочка не порезалась.

Ещё Таня любит поливать цветы. У неё даже есть аленькая леечка. Она набирает в неё воду и старательно увлажняет почву для своей любимой герани. Сначала девочка увлекалась и наливала слишком много водички, но сейчас уже знает, сколько будет в самый раз. Нетрудно предположить, кто из ребят вырастет наиболее самостоятельным, ответственным, независимым человеком и легко справится с любыми трудностями, не будет сдаваться при первой же неудаче. Поэтому не ограничивайте малыша в стремлении что-то сделать самому, так ему будет лучше! Чтобы обучить ребёнка самостоятельности, не надо изобретать каких-то сложных методов. Жизнь сама предоставляет массу возможностей и ситуаций. Надо просто присмотреться и чаще привлекать его к своим взрослым заботам. Если ребёнок, например, заинтересовался тем, как вы вытираете пыль или моете полы, не стоит отстранять его, полагая, что это не его обязанность. Дайте ему в руки чистую, влажную тряпочку. Пусть попробует. Для него это в первую очередь развлечение. Важно, чтобы задачи, предлагаемые малышу, были посильными и безопасными для здоровья.

Только не ждите от ребёнка идеально выполненной работы. Поругав кроху за неловкость, можно надолго отбить у него желание помогать. Главное – участие! Помогая маме, ребёнок получит хороший урок и положит ещё одно умение в копилку своего жизненного опыта.

Что он может?

Стремление к самостоятельным действиям проявляется у детей очень рано. Малышу только исполнился год, а он уже сам пытается овладеть ложкой.

В 3 года ребёнок может самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы, натянуть колготки. В этом возрасте он способен поддерживать порядок в своей комнате и оказывать небольшую помощь по дому. Если ему доверяют такие важные взрослые заботы, малыш переполняется гордостью и сознанием собственной значимости.

Как правило, на 3-м году жизни он то и дело заявляет маме: «Ясам!». В это время стремление к самостоятельности проявляется особенно чётко. Важно не упустить этот момент и помочь ребёнку освоить желанное занятие. А если что-то не получается, не спешите делать всё за него. Пусть попробует ещё и ещё разок. Лиха беда начало!

Похвала похвале рознь.

Почаще хвалите ребёнка – это мощное средство в родительском арсенале воспитания. Не скупитесь на добрые слова. Это помогает закрепить нужное поведение. Однако хвалить тоже надо с умом.

Старайтесь избегать пустых надуманных поощрений, иначе ваши слова просто обесценятся. Похвала обязательно должна быть адресной. То есть, если вы довольны поступком ребёнка, лучше сказать ему не просто, что он хороший, а скорее так: « Я очень довольна тем, как ты сегодня сделал то-то и то-то». Причём поощрять надо сразу же, не откладывая приятные слова в долгий ящик , иначе вкус победы не будет таким сладким.

Правила обучения самостоятельности.

- Основное правило обучения самостоятельности: не надо делать за ребёнка то, что он способен выполнить сам.

- Любое обучение не терпит спешки. Поэтому, если вы действительно торопитесь, займитесь обучением в другое, более спокойное время. Иначе вы неизбежно будете нервничать и подгонять ребёнка, а он, в свою очередь, расстроится и не захочет больше повторять попытки.

- Атмосфера, в которой вы занимаетесь с малышом, должна быть доброжелательной. Вместо того чтобы ругать ребёнка за невыполненное поручение, объясните ему, к чему может привести безответственность, что есть определённые правила. Не покормил рыбок – значит, значит они голодные и могут умереть, не полил цветочки – они завянут. При этом всегда давайте малышу возможность реабилитироваться.

- Любое обучение лучше всего проходит в игре. Например можно посоревноваться, кто быстрее застегнёт все пуговицы или зашнурует ботинки. А  можно потренироваться на игрушках и помочь помыть руки любимой кукле.

- Постарайтесь избегать оценок и сравнений с другими детьми. Если вы, например, скажете своему малышу: «Посмотри, какая Катя молодец, сама обувает сандалики! А ты чего сам не умеешь», это скорее всего вызовет у него неприязнь к Кате, чем желание овладеть навыком. Сравнивать можно только с эго собственными достижениями.

- Дети ведут себя так, как мы им внушаем. Поэтому, если действия малыша сопровождать словами: «Я знаю, у тебя получится, ты справишься», ребёнок будет настроен на успех.

- Всегда обращайте внимание на то, что у крохи получается. Потому что, если малыша постоянно одёргивать и поправлять, у него возникнет ощущение собственной слабости и беспомощности. Не преувеличивайте ошибки. Ведь ошибаясь, дети учатся.

- Поскольку маленькие дети частенько забывают о поручениях, надо вовремя напомнить о них. Можно использовать специальные напоминалки. Например, повесить на дверях картинку с цветочком и лейкой. Это обязательно наведёт малыша на мысль о том, что пора поливать цветы.

- Значительно упрощают и упорядочивают процесс воспитания режим дня и планирование предстоящих мероприятий.

- Решающее значение в обучении самостоятельности играет личный пример.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Сделай сам или о развитии самостоятельности у детей"

В консультации даны несколько советов о развитии детской самостоятельности....

Консультация «Сделай сам или о развитии самостоятельности у детей»

Консультация «Сделай сам или о развитии самостоятельности у детей»...

Консультация для родителей «Сделай сам или о развитии самостоятельности у детей 4-5 лет»

Как приучить ребенка к самостоятельности. Методы воспитатния самостоятельности...

Консультация для родителей: Сделай сам или о развитии самостоятельности у детей.

Поддержка мамы и папы необходима, чтобы ребенок поверил в свои силы на пути к самостоятельности....

Консультация для родителей «Сделай сам или о развитии самостоятельности у детей»

Консультация для родителей«Сделай сам или о развитии самостоятельности у детей»Самостоятельность — это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывается с раннего детства....

Папка-передвижка "Сделай сам или о развитии самостоятельности у детей"

Папка-передвижка "Сделай сам или о развитии самостоятельности у детей"...