Развитие мелкой моторики. Дидактические игры с прищепками.
статья (младшая группа)

  Развитие мелкой моторики. 
Дидактические игры с прищепками. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                Подготовила воспитатель :

                                                                                                                      Рамазанова Н.Г.

                 Развитие мелкой моторики. 
Дидактические игры с прищепками. 
Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками, которые можно было прикреплять к корзине с тонкими краями, использовала М. Монтессори, известный итальянский педагог. Но тогда эти предметы занимали незначительное место в ее педагогической системе. 
Что изменилось сейчас? В настоящее время промышленность выпускает самые разнообразные прищепки, различающиеся величиной, формой, широкой цветовой гаммой, сделанные из различных материалов от пластмассы до дерева. 
Дидактические игры с прищепками направлены на развитие мелкой моторики у детей, воображения, мышления и умения устанавливать логические связи. Также развивающие игры с прищепками, благодаря стимуляции определенных участков головного мозга, способствуют более быстрому развитию речи у ребенка. 
Игры с прищепками для детей относятся к модульной гимнастике, которая подразумевает занятия с предметами, которые сами по себе не разбираются, но из них можно делать другие вещи. С помощью такой гимнастики укрепляется и развивается кисть и два пальца руки, которые в последующем будут активно задействованы в письме. 
Когда происходит дидактическая игра с прищепками, то указательный и большой пальцы ведущей руки испытывают напряжение схожее с тем, которое нужно приложить при удержании пишущей ручки. Параллельно с физическим развитием кисти происходит совершенствование речи, пополнение словарного запаса, активизируется творческое мышление, происходит формирование пространственных понятий и чувственного восприятия мира. 
Игры с прищепками — сложное занятие и остается таким, особенно для детей с нарушениями зрения, очень долго. Если с крупами все просто, и даже с крышечками у ребенка все будет получаться, то прищепки будут вызывать затруднения каждый раз. 
Перед выполнением заданий, несколько дней потратьте на обучение ребенка пользованию прищепкой. 
Сложность вызывает, в первую очередь, такое свойство прищепки, как неадекватное, с точки зрения ребенка, ее поведение. Нажать надо в одну сторону, а открывается она в другую. Часто дети, уже достаточно освоившись с прищепкой, все равно пытаются ее разорвать, чтобы она открылась. 
Вторым препятствием является необходимость сильно сжимать прищепку, a для этого нужна концентрация внимания и расчет прикладываемой силы. 
И, самое главное, не прищемить пальчики! 
Когда этап знакомства пройден, можно приступать к занятиям. 
Игры для развития воображения. 
Для развития воображения стоит предложить ребенку набор прищепок и простых геометрических фигур. Сначала нужно показать, как можно сделать из них солнышко, цветочек, человечка, а потом и самому ребенку предложить собрать самостоятельно. 
Примеров того как играть с прищепками большое количество от простого составления забора и собирания из них фигурок животных до разыгрывания сценок. Развивающие игры с прищепками направлены на создание различных образов, при помощи дополнения картонной формы прищепками. 

1. «Разговор животных» 
Самым простым примером дидактической игры с прищепками может служить действие, когда нужно открывать и закрывать прищепку, сопровождая это действие стихами о животных. Это может быть лиса или крокодил, гусь или аист, кошка или собака. Короткие стишки про этих животных, которыми будет сопровождаться это движение помогут озвучить прищепку и она станет лаять, мяукать или щелкать клювом. 
В этих упражнениях дети последовательно открывают до упора и закрывают прищепки в обеих руках в сопровождении чтения стишков: 
Двое маленьких галчат 
Целый день в гнезде кричат. 
Открывают рты галчата: 
Потому что есть хотят. 
Что за звуки у пруда? 
- Ква-су, ква-су нам сюда! 
Ква-су, ква-су, просто-ква-ши! 
Надоела нам вода! 

2. Игра «Ёлка» 
Для игры понадобятся прищепки зеленого цвета и заготовка в виде широкой зеленой полоски из картона. 
«Колкую, зеленую срубили топором. 
Красивую, зеленую принесли к нам в дом». 
Но смотри елочка плачет. Она по дороге потеряла все иголки. Давай мы ей поможем вернуть все иголочки. После этого ребенок должен прикрепить все прищепки на картонную полоску. 

3. Игра «Тучка и цветок» 
При помощи прищепок ребенок может составлять целые картины, например, как в этой игре. Для нее понадобятся прищепки зеленого, желтого и синего цветов и картонные заготовки (туча, стебель и сердцевина будущего цветка). Перед началом игры мама выкладывает заготовки на листочек и говорит: «Смотри, цветочек никак не может распуститься, нужно ему в этом помочь. Для этого цветочек нужно полить, а сделать это может тучка». Ребенок должен прикрепить к тучке снизу синие прищепки. 
«Капай дождик веселей. 
Нам цветочек ты полей!» 
После этого ребенок должен прикрепить зеленую прищепку к стеблю цветочка и желтые по краям его сердцевины. После того, как ребенок это сделал, маме нужно его похвалить, отметив, что его цветочек вырос красивым. 

4. Игра «Забавные ежики ». 
Цель : Учить детей различать и правильно называть цвета и их оттенки, учить сопоставлять цвет предмета с цветом прищепки, развивать мелкую моторику рук. 

5. Игра «Разноцветные ромашки ». 
Цель : Учить детей правильно открывать прищепку и прикреплять ее к шаблону, развивать мелкую моторику рук, развивать логическое мышление. 

Сенсорные упражнения с прищепками. 
Для развития сенсорики используются преимущественно прищепки основных цветов: зеленые, желтые, красные, синие, которые очень просто приобрести в магазине. 

1. «Цветные коробки» 
На боковые части однотипных картонных коробочек приклеиваются цветные кружки. Используются прищепки четырех основных цветов. Малышу предлагается прикрепить к краям каждой коробки прищепки соответствующего цвета. Позже можно внести элемент соревнования. 

2. «Выстроим заборчики» 
В игре для детей используются прищепки четырех цветов и соответствующего цвета картонные полоски. Малыш делает «штакетник», цепляя прищепки к картонке, подходящей по цвету. Можно усложнить задание, чередуя прищепки. 

3. «Цветной круг» 
В игре, предназначенной для детей 4 – 5 лет, закрепляются основные и промежуточные цвета и одновременно знание цифр и счета. Если не удается подобрать прищепки по цвету, можно на деревянные изделия наклеить полоски соответствующих цветов. 

4. «Поможем маме» 
Еще один пример игры лежит в прямом применении прищепки. И тогда цель игры с прищепкой будет совмещена с ролевой игрой, когда малышу нужно будет развесить на веревочке кукольную одежду и закрепить ее прищепкой. 
Для игры необходимо оборудование: тазик с кукольной одеждой (можно подготовить бумажную одежку), натянутая веревка, прищепки. Ребенок развешивает «белье», сопровождая движения словами: 
Наша мамочка устала, 
Всю одежду постирала. 
Милой маме помогу, 
Все прищепки соберу. 

Нашей маме помогали, 
Всю одежду постирали. 
Надо все теперь сушить 
На прищепки зацепить. 

5. Игра: «Одноцветики». 
Цель: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения. 
Средства: прищепки разного цвета, поднос, заготовка ёжика. 
Вариант игры: воспитатель предлагает ребёнку сделать ёжику колючки. Учит нажимать пальчиками на прищепку, чтобы она открывалась. 
Когда ребёнок закончит выполнять задание, надо спросить его, прищепки какого цвета он использовал. 
А затем предложить снять прищепки, проследив, чтобы ребёнок снова делал нажим на прищепку и открывал её. 

6. Игра: «Чередовашки»: 
Цель: учить чередовать прищепки двух цветов; развивать мелкую моторику рук. Средства: прищепки жёлтого и оранжевого цвета, поднос, заготовка солнышка. 
Вариант игры: сначала воспитатель предлагает детям рассмотреть солнышко, у которого уже есть лучики с чередующимися прищепками двух цветов, предлагает найти закономерность и продолжить составлять лучики в определённом порядке, это позволяет не только развивать мелкую моторику рук, а также восприятие, внимание, память и мышление. 
Можно предложить детям найти и исправить ошибку, которую допустил какой-нибудь персонаж, например, Незнайка. 

7. Игра: «Цифротека»: 
Цель: учить соотносить цифру с количеством предметов в пределах 4-5-ти; развивать мелкую моторику рук. 
Средства: прищепки разного цвета, поднос, заготовки лошадки, зайчика, птички, морковки и репки, пластмассовые цифры 1, 2, 3, 4, 5. Вариант игр: воспитатель предлагает детям доделать недостающие детали животным и овощам с помощью прищепок. 
- Ребята, прищепок надо взять столько, чтобы их количество соответствовало предложенной цифре. 
Можно изменить задание: когда дети доделают фигурки животных и овощи, спросить у них, сколько прищепок понадобилось, например, чтобы сделать уши, хвост или ноги, затем предложить подобрать цифру, соответствующую количеству приделанных прищепок. 

Главное, в таких занятиях терпение, потому что справиться с прищепкой с первого раза мало кому удается, а потом проявить максимум фантазии и придумывать что-то новое. Чтобы довести начатое дело до конца, получить положительные эмоции от процесса действия, нужны точные и скоординированные мелкие движения пальцев рук. Мелкая ручная моторика – это способность пальцев рук к точным и скоординированным движениям. На точность и ловкость пальцев влияет нервная, костная и мышечная системы в сочетании со зрительной координацией. 
Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев, но и, по мнению ученых-исследователей «можно рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга». 

Итак, при выполнении игровых упражнений с прищепками решается несколько задач: 
- развитие мелкой моторики рук, 
- формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений); 
- стимуляция речевой активности детей; 
- развитие чувства ритма; 
- развитие конструктивного мышления; 
- формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения

Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развит...

Развитие мелкой моторики через игру с мелкими предметами

Как занять досуг ребёнка интересным полезным и делом и при этом развивать его познавательное способности?...

Инновационные технологии в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры-как средство развития речи детей.

Современные игровые технологии для развития речи детей вне занятий....

Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...

Приёмы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Мелкая моторика, регулярные занятия ею, способны улучшить зрительную память, координацию движений и развить воображение. Если говорить обобщенными фразами, то она развивает мозг....

Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...

Игры для развития мелкой моторики «Пальчиками играем-речь развиваем»

Игры  для развития мелкой моторики «Пальчиками играем-речь развиваем»...