Детский педагогический проект по социально - коммуникативному развитию «Дружные ребята»
методическая разработка

Ботякова Татьяна Александровна

Данный материал  поможет педагогам спланировать и грамотно организовать образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста по формированию дружеских отношений между сверстниками.  В процессе специально организованной деятельности  дети начинают чувствовать себя самостоятельной личностью,  проявлять свою индивидуальность и в то же время идентифицировать себя с другими. Они учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_druzhnye_rebyata.docx33.24 КБ

Предварительный просмотр:

Детский педагогический проект

«Дружные ребята»

(Долгосрочный, познавательный, творческий)

Область образования:  Социально – коммуникативное развитие.  

Паспорт проекта

Название и тип проекта

Социальный проект «Дружные ребята» 

Автор-разработчик

Ботякова Татьяна Александровна

Участники проекта

 Педагоги, родители, дети

Сроки

С 1сентября по 31 мая

Основания для разработки проекта

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Программа развития Муниципального дошкольного  образовательного учреждения Красноборского детского сада «Колосок» на 2020 -2024г.г.
  4. Образовательная программа  дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения Красноборский детский сад «Колосок».
  5. Рабочая программа воспитателя.

Цель проекта

Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста в летний период.

Задачи

1.Оптимально реализовать развивающую и воспитательную составляющие в образовательном процессе с детьми летом.

2.Создавать ситуации сотрудничества в совместной деятельности дошкольников.

3.Формировать умение детей вступать в контакт, правильно воспринимать собеседника, сопереживать ему, уметь сотрудничать с ним и взаимодействовать в группе сверстников.

4.Формировать способы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

5.Развивать невербальные средства общения: язык жестов, мимики и пантомимики.

6.Развивать коммуникативно-речевую культуру общения.

7.Развивать личностные качества: доверительность, отзывчивость, доброту, общительность.

8.Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам и взрослым, чувство общности, солидарности.

Планируемые результаты проекта

Для детей:

1.Ребёнок умеет участвовать в совместной деятельности с другими детьми, вести себя адекватно в обществе детей и взрослых.

2.Уступает сверстникам, замечает и останавливает других детей, если они делают что-либо не по правилам, радуется успехам других детей.

3.Умеет определять по выражению лица настроение, выражать чувство сопереживания при общении со сверстниками.

4. Способен оказать посильную помощь другим детям в трудной ситуации.

5. Позитивно, вежливо и доверительно общается со сверстниками.

Для воспитателя:

1.Разработано методическое обеспечение по развитию межличностных отношений воспитанников в летний период: планирование, проблемные игровые ситуации, этюды-импровизации, коммуникативные игры, игры-тренинги, картотеки различных игр, конкурсы и др.

2. Проведены социальные акции, квест-игры и другие досуговые мероприятия социально-коммуникативной направленности.  

3. Сформированы профессиональные компетенции по развитию межличностных отношений детей.

4. Организована психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Форма итогового мероприятия

Спортивно-развлекательное мероприятие

«Ты, я, он, она, вместе – дружная семья!»

Продукты проекта

1. Презентация мероприятий, проведенных с детьми дошкольного возраста на основе социального проекта «Дружные ребята».

2. Фотовыставки по итогам различных мероприятий: «Наша жизнь день за днем», «Что любят девочки, что любят мальчики», «Мои друзья» и др.

3. Методическая папка воспитателя «Формы взаимодействия с дошкольниками по формированию межличностных отношений».

Пояснительная записка

В соответствии с современными требованиями к качеству дошкольного образования, необходимо организовать и реализовать одно из актуальных направлений взаимодействия с воспитанниками.

ФГОС первостепенное внимание уделяет личностному развитию дошкольников и определяет ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром (п. 1.6.4.).

В связи с этим, мы решили включить в систему образования  детей комплекс мероприятий, направленных на развитие межличностных отношений дошкольников.

Проблема

Достаточно часто в общении ребенка со сверстниками возникают ссоры, обиды, несдержанность и оскорбления друг друга, а это негативно влияет на развитие личности дошкольников. Такие дети становятся замкнутыми, грубыми, завистливыми и даже жестокими.

Из этого следует, что проблема формирования межличностных отношений между детьми очень актуальна.

Крайне важно сформировать у ребенка умение вести себя адекватно в обществе других детей, согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, применять на практике нормы поведения.

Для этого необходим системно-комплексный подход, который включает три взаимосвязанных направления деятельности педагога:

1.Формирование положительного эмоционально-личностного отношения ребенка к взаимодействию со своими сверстниками.

2.Формирование способности к самоанализу своих действий в межличностных отношениях.

3. Формирование социально-личностного опыта общения с другими детьми.

Таким образом, на основании актуальности и основных направлений деятельности педагога по данной теме, были определены цель и задачи проекта.

Цель: Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста

Задачи:

       1.Оптимально реализовать развивающую и воспитательную составляющие в образовательном процессе с детьми летом.

       2.Создавать ситуации сотрудничества в совместной деятельности дошкольников.

       3.Формировать умение детей вступать в контакт, правильно воспринимать собеседника, сопереживать ему, уметь сотрудничать с ним и взаимодействовать в группе сверстников.

       4.Формировать способы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

        5.Развивать невербальные средства общения: язык жестов, мимики и пантомимики.

        6.Развивать коммуникативно-речевую культуру общения.

        7.Развивать личностные качества: доверительность, отзывчивость, доброту, общительность.

        8.Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам и взрослым, чувство общности, солидарности.

Наиболее эффективно реализовать цель и задачи проекта можно в процессе игровой деятельности, которая является основной формой организации времяпровождения ребенка.

Содержание проекта реализуется через проектно-тематические недели, которые в настоящее время очень распространены и считаются одним из основных видов современного планирования в ДОО.

Проектно-тематическая неделя позволяет дать детям больше возможностей для практических действий, формирования навыков межличностного общения, активизации познавательной, речевой и игровой деятельности.

Планируемые результаты

Для детей:

1. Ребёнок умеет участвовать в совместной деятельности с другими детьми, вести себя адекватно в обществе детей и взрослых.

2. Уступает сверстникам, замечает и останавливает других детей, если они делают что-либо не по правилам, радуется успехам других детей.

3. Умеет определять по выражению лица настроение, выражать чувство сопереживания при общении со сверстниками.

4. Способен оказать посильную помощь другим детям в трудной ситуации.

5. Позитивно, вежливо и доверительно общается со сверстниками.

Для воспитателя:

1.        Разработано методическое обеспечение по развитию межличностных отношений воспитанников в летний период: планирование, проблемные игровые ситуации, этюды-импровизации, коммуникативные игры, игры-тренинги, картотеки различных игр, конкурсы и др.

2. Проведены социальные акции, квест-игры и другие досуговые мероприятия социально-коммуникативной направленности.  

3. Сформированы профессиональные компетенции по развитию межличностных отношений детей.

4. Организована психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Тематический план проекта

Сроки

Тема

Основные формы

взаимодействия с детьми

Сентябрь

«Неразлучные друзья»

1.Проблемные игровые ситуации «Кто такой друг», «Для чего нужны друзья».

2.Обсуждение пословиц о дружбе.

3.Коммуникативные игры «Пожелания другу», «Назови ласково друга», «Здравствуйте».

4.Коллективный рассказ «Наша группа».

5.Спортивные эстафеты.

Итоговое мероприятие: Фотовыставка  «Мои друзья».

Октябрь

«Культура общения»

1.Проблемная игровая ситуация «Что такое «волшебные слова».

2.Игры-тренинги: «Разговор по телефону», «Разговор в магазине», «Разговор в автобусе».

3.Игры с мячом: «Кто больше знает вежливых слов», «Скажи ласково».

4.Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Незнайки».

5.Игры на обучение эффективным способам общения.

Итоговое мероприятие: Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Незнайки».

Ноябрь

«Мимика, жесты и пантомимика»

1. Проблемная игровая ситуация «Как можно общаться без слов».

2. Игры-тренинги: «Испорченный телефон», «Через стекло», «Расскажи стихи без слов», «Робот», «Угадай-ка».

3. Физ/минутка «Мимическая гимнастика».

4.Двигательные импровизации «Ожившие игрушки», «Угадай, кто это».

5. Рисование на асфальте: «Что я хотел (хотела) сказать».

Итоговое мероприятие: Рисование: «Что я хотел (хотела) сказать».

Декабрь

«Наши эмоции»

1.Этюды-импровизации «Ссора», «Встреча», «Знакомство», «Угощение», «Удивление».

2.Проблемные игровые ситуации: «Что может тебя развеселить?», «Кто смешнее придумает название», «Рассмеши Царевну-Несмеяну», «Нарисуй хвостик с закрытыми глазами», «Что случилось?».

3.Коммуникативные игры «Волшебный клубочек», «Комплименты».

4.Дидактическая игра: «Угадай эмоцию».

5.Упражнения «Зеркало», «Азбука настроений».

Итоговое мероприятие: В королевстве Эмоций (Этюды-импровизации «Ссора», «Встреча», «Знакомство», «Угощение», «Удивление».)

Неделя

Тема

Содержание

Январь

«Мы - команда»

1.Игры на сплоченность, сотрудничество: «Паровозик», «Объятия», «Аплодисменты по кругу».

2.Игры, направленные на снятие конфликтности: «Коврик мира», «Примирение», «Кто пришел», «Отгадай, кто мы?», «Разъяренная обезьянка», «Кто за кем».

3.Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост».

4.Игры-соревнования: «Эстафета», «Волшебная палочка», «Сильнее, выше, быстрее».

Итоговое мероприятие: Квест - игра «Секреты  дружбы»

Февраль

«Хорошо-плохо»

1.Проблемные игровые ситуации «Почему так говорят: «Доброе сердце», «Как поступить».

2.Дидактические игры «Назови добрых героев», «Кто поступил правильно?», «Выбери правила хорошего тона» и др.

3.Сюжетно-ролевая игра «Поможем бабушке».

4.Игры-мирилки.

Итоговое мероприятие: Открытый просмотр НОД: «Дорогою добра».

Март

«В гостях у сказки»

1. Беседа «Чему учат сказки».

2. Проблемные игровые ситуации: «Расскажи, какой по характеру», «Угадай, что за герой?» «Как должен поступить герой?», «Чем мы можем помочь герою?», «Кто из героев поступил неправильно?», «Назови добрых героев» и др.

3. Игры-драматизации на основе сказок.

4. Квест-игра «Спасаем Колобка»

Итоговое мероприятие: Викторина: «В гостях у сказки».

Апрель

«Мальчик и девочка»

1.Проблемные игровые ситуации: «За что нам нравятся мальчики(девочки)?»

2.Дидактические игры: «Подарки для Саши и Маши», «Кто что носит», «Имена».

3.Малоподвижные игры: «Угадай меня», «Найди такую же картинку», «Обмен».

4.Этюды-импровизации «Рыцари и дамы», «Ниточка и иголочка».

Итоговое мероприятие: Групповой коллаж «Что любят мальчики и что любят девочки».

Май

«Дружные ребята»

1.Игры на формирование умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», «Передай мое настроение», «Передай мое движение», «Повторяй за мной».

2.Хороводные игры «Бабушка Маланья», «Ходит Ваня», «Карусель», «Колпачок».

3.Подвижные игры «Сороконожка», «Поезд», «Воротики», «Встаньте те, кто …».

4.Групповой коллаж «Наша жизнь день за днем».

Итоговое мероприятие: Спортивно-развлекательное мероприятие «Ты, я, он, она, вместе - дружная семья!».

Литература:

1. Абашина Н. Педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. - 2010. № 4.- C. 20-26.

2.Антонова Т.В. Особенности социального поведения детей в игре // Руководство играми в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Педагогика, 2006.

3. Короткова, Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) //Ребёнок в детском саду, 2006, № 5.- С. 83.

4. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция /. - М.: ВЛАДОС, 2005.

5.Солнцева, О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание.- № 4.- 2005.- с.33-37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по социально- коммуникативному развитию в младшей группе на тему: "Волшебные слова"

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время, несомненно, актуальна.  Возникший ценностный вакуум, бездуховность,  отчуждение человека от куль...

Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию дошкольников "Озорное лето"

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплек...

Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию дошкольников "Мы - вместе"

Сформированные коммуникативные умения - один из основных показателей готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. У детей нашей группы мы выявили ряд проблем в речевом развитии. Поэт...

Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи средствами театрализованной игры»

Эмоциональная сфера человека развивается, на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период.  Особенность эмоционального развития в дошкольном возра...

Краткосрочный проект по социально-коммуникативному развитию тема : " Ребята, давайте жить дружно" на 2023-2024 учебный год

День ребёнка в детском саду наполнен различными делами и событиями. Однако многие из них проходят мимо сердца ребёнка и не вызывают у него сочувствия, огорчения, радости. Общение со сверстниками играе...

Педагогический проект по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством активного взаимодействия с родителями воспитанников «Семья и детский сад»

Актуальность: Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал, что семья — важнейший элемент социальной ситуации развития. Именно она оказывает решающее влияние на разв...