«Использование эвристической технологии в познавательно - исследовательской деятельности дошкольников»
статья

Анохина Елена Александровна

В данной статье рассматривается педагогическая технология направленная на формирование своей точки зрения у детей дошкольного возраста, своей позиции, своего миропонимания, активизации творческого воображения, креативного мышления, и ее применение на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад п. Мирный»

142206, Московская область, городской округ Серпухов, поселок Мирный

Адрес сайта: dsmirn-serp.edumsko.ru

Е-mail: mdou-detsad-mirnyi @yandex.ru

Телефон: 8(4967)76-52-90,

СТАТЬЯ

«Использование эвристической технологии в познавательно - исследовательской деятельности дошкольников»

Подготовила:

Анохина Елена Александровна

Старший воспитатель,

педагог – психолог

Lenaot1@rambler.ru

г.о. Серпухов, 2021г.

«Использование эвристической технологии в познавательно- исследовательской деятельности дошкольников»

«Самое лучшее открытие то,

которое ребенок делает сам».

                                                                                            Р.У. Эмерсон

Аннотация: В данной статье рассматривается педагогическая технология направленная на формирование своей точки зрения у детей дошкольного возраста, своей позиции, своего миропонимания и активизации творческого воображения, креативного мышления, и ее применение на практике.

       В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?» Вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Такое активное, познавательное, творческое отношение к действительности должно формироваться с детства. В этой связи возрастает роль эвристической деятельности, которая позволит дошкольникам делать свои маленькие «открытия» в процессе познания предметов и явлений окружающего мира, создавать оригинальные материальные модели, модельные образы.

        Проблема формирования инициативы и любознательности у детей дошкольников сегодня приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением многоаспектных научных исследований.  Инициатива и любознательность -  это, с одной стороны, важнейшие показатели развития детского интеллекта, с другой, непременное условие совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М Дьяченко).

      Эвристическая технология направлена на формирование творческих способностей детей и позволяет педагогу предоставить детям больше самостоятельности и творческого поиска.

      Термин "эвристика" происходит от греческого «heuresko» - отыскиваю, открываю.

      Образовательный процесс будет осуществляться более эффективно при использовании эвристической технологии, условиями использования которой являются:

- развитие мотивации у дошкольников на решение эвристических задач и овладение эвристическими приемами;

- поэтапное введение в обучение эвристических методов и эвристических задач нарастающей сложности и трудности;

- создание на НОД ситуации успеха, способствующей превращению обучающихся из объектов обучения в субъекты познавательной деятельности.

       Главная особенность эвристической технологии   заключается в том, что сначала ребёнок самостоятельно достигает своего результата, а потом уже сравнивает его с общеизвестными аналогами. Но чтобы ребёнку достичь «своего результата», педагогу необходимо развивать у детей творческие, креативные способности, воспитывать активную личность, формировать способность работать самостоятельно.

      Задатки творческих способностей присущи абсолютно любому ребёнку, необходимо только их суметь раскрыть и развить. Ребята должны не только овладевать знаниями, умениями, навыками, но также и уметь творчески применять их, уметь находить решения различных проблем.

      Использование данной технологии в детском саду просто необходимо. Дети учатся самостоятельно выходить из трудных ситуаций, мыслить глубоко, дети смогут изобретать что-то новое, фантастическое, может быть нереальное в этом мире. Известно, что в трудной ситуации человек действует типичным для него способом, который закладывается в детстве, а данный метод раскрывает перед ребёнком новые пути выхода из ситуаций, мыслить нестандартно, творчески, изобретательно. Задания могут быть самыми разнообразными.

      В эвристической технологии цель формулируется самостоятельно или с помощью воспитателя, но она исходит из внутренней потребности, мотива и тогда - цель, как правило, одна – «усвоение, присвоение изучаемого содержания темы». Затем совместно определяются задачи «что нужно сделать, чтобы усвоить тему, т.е. достичь цели?». Мы считаем, что это могут быть, например, такие задачи: «что узнать, какие знания?», «что воспроизвести, понять? В чем сущность изучаемого?», «Чему научиться? как и где применять изученное содержание?».

      Есть следующие правила эвристической технологии: как скоро известная научная истина найдена, ее нужно сейчас же вовлекать в строгую и стройную формулу. В противном случае дети будут понимать ее, будут в состоянии указать путь к ее открытию, но не будут в состоянии выразить ее полно и вместе сжато, связно и определенно, вследствие чего они не будут полными владетелями ее в каждый данный момент.

      Не нужно быть педантом в проведении эвристической формы обучения, но нужно все, каждую мелочь, каждый пустяк, каждую третьестепенную вводную мысль непременно вывести, открыть.

      Таким образом, эвристическая технология направлена на формирование творческих способностей детей, направлена на создание ситуаций, в которых возможна творческая самореализация. Эвристическая технология не отрицает необходимости «передачи» детям информационного материала, его усвоения и закрепления, т.е. всего того, что свойственно традиционному обучению. Меняется лишь роль этого «даваемого» материала. Он передается не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы дети использовали его в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Эвристическая технология обучения позволяет педагогу предоставить детям больше самостоятельности и творческого поиска.

    При разработке методики формирования творческих способностей посредством эвристической технологии педагог должен учитывать:

а) общий уровень развития детей;

б) возрастные особенности формирования креативной сферы;

в) личностные особенности детей;

г) специфические черты и особенности изучаемого предмета;

Условия формирования творческих способностей:

а) положительные мотивы обучения;

б) интерес детей;

в) творческая активность;

г) положительный микроклимат в группе;

д) сильные эмоции;

е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.                                

К эвристическим формам занятий относятся: эвристические минуты, олимпиады, деловые игры, интерактивные формы обучения.

«Эвристическая минута» включает в себя задание на собственное творчество детей. Примеры таких заданий:

- изобрести свои буквы, цифры, животных, географический материк, государство, планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира;

- дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; сформулировать математический принцип; отыскать историческую закономерность; сконструировать теорию природы;

- сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, загадку, зазывалку, считалку, небылицу, рифму, стихотворение, песню, современные виды текста (интервью, реклама, деловые диалоги);

- придумать образ - рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный; «оживить» буквы, слова, числа, фигуры, ноты; перевести образ с одного языка на другой: нарисовать музыку, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы;

- изготовить поделку, модель, макет, маску, математическую фигуру, геометрический сад, фотографию.

«Эвристическая олимпиада» имеет целью предоставить детям возможность максимального творческого самовыражения в различных предметных областях с учетом их индивидуальных способностей. Эта форма позволяет детям создать творческие продукты небольшого объема за короткие промежутки времени. Задания олимпиады формируются в номинации: «Идея», «Образ», «Знак». «Символ», «Конструкция» и др. На эвристической олимпиаде оценивается не правильность решения сложных задач, а степень творчества созданных детьми продуктов. Примеры заданий: «Изобрази на рисунке Древо Познания и дай к нему свои пояснения», «Дай определение, кто такой человек». «Придумай и опиши общий для всех людей язык».

«Деловая игра» максимально приближает обучение к реальным, научным или производственным условиям. Деловые игры организуются в виде формы «круглого стола», группового выполнения коллективной работы и т.д.

     На НОД или в кружковых занятиях в игровой форме моделируется деятельность по решению реальной для нее проблемы. Применяя те или иные методы, педагог должен предполагать, что ребенок может и должен получить свое собственное решение творческой задачи. И это «добытое» знание можно преобразить и обогатить, но ни в коем случае не отвергать.

      Такой подход и будет эвристическим, от греческого слова «эвристика», что означает «нахожу».

     Ценность использования эвристической технологии в нашей работе заключается в том, что дети самостоятельно учатся применять свои знания, умения, исходя из уже имеющегося опыта, мы, воспитатели, лишь подводим их к правильному решению. Технология способствует формированию своей точки зрения у детей, своей позиции, своего миропонимания, активизирует творческое воображение и креативное мышление детей.

Список литературы

  1. Смолер Е.И. Организация эвристической деятельности старших дошкольников: Метод. рек. для воспитателей и родителей   – Мн.: БГПУ, 2004.
  2. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического

        выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000.

  1. Границкая А.С. Научить думать и действовать, М. – Просвещение, 1991.
  2. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной

        технологии. – М.: Народное образование, 2001.

  1. Левитес Д. Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. — Мурманск, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Формы, методы и технологии в познавательно-исследовательской деятельности дошкольника».

Представляю вашему вниманию консультацию для воспитателей «Формы, методы и технологии в познавательно-исследовательской деятельности дошкольника». В работе раскрыто построение  содержания опытно-...

Тема: «Формы, методы и технологии в познавательно-исследовательской деятельности дошкольника».

Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать...

"Использование кейс-технологии в развитии познавательно -исследовательской деятельности дошкольника"

quot;Использование кейс -технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольника"...

Консультация для воспитателей «Формы, методы и технологии в познавательно-исследовательской деятельности дошкольника»

Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!&r...

«Использование эвристической технологии в познавательной деятельности дошкольников »

Цель проекта:– побудить ребенка к поиску верного решения поставленной проблемы,  повысить познавательно- исследовательскую активность детей дошкольного возраста при систематическом использо...

«Использование методов ТРИЗ в познавательно – исследовательской деятельности дошкольников»

Одной из самых востребованных методик является адаптированный для дошкольников вариант технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), нацеленный на раскрытие творческого потенциала детей....