Консультация для воспитателей " Формы, методы и технологии в познавательно-исследовательской деятельности дошкольника"
консультация

Смирнова Наталья Викторовна

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,              

                                                                    дай попробовать  - и я пойму».

                                                                       (Китайская пословица).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Формы, методы и технологии в познавательно-исследовательской деятельности дошкольника».

       «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,              

                                                                    дай попробовать  - и я пойму».

                                                                       (Китайская пословица).

  Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

  В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

  Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка, в процессе чего основополагающие законы природы выводятся ребёнком самостоятельно, как результат постановки опыта, проведённого наблюдения.

  При грамотно организованной исследовательской деятельности, у детей уже в детском саду, перед поступлением в 1 класс, будут сформированы интеллектуальные умения.

  Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов. 
2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
3. 
Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
4. 
Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

В мини - лаборатории (центре науки) могут быть выделены зоны:

  • - для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.);
  • - для приборов;
  • - для выращивания растений;
  • - для хранения материалов (природного, «бросового»);
  • - для проведения опытов;
  • - для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т.д.).

Приборы и оборудование, которые могут быть размещены в мини - лаборатории:

  • Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, верёвки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щётки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, клей, наждачная бумага, лоскуты ткани, клей, колёсики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал), мельницы.
  • Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки.
  • Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.).
  • Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельчённый пенопласт.

Структура поисковой деятельности.

  • Принятие от взрослого или самостоятельное выдвижение детьми познавательных задач;
  • Выдвижение предположений (гипотез) о причинах явлений и способах решений познавательной задачи;
  • Отбор способов проверки возможных путей решения познавательной задачи;
  • Непосредственная проверка выбранных способов решения познавательной задачи;
  • Анализ полученных фактов и формирование выводов;
  • Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследования.

Алгоритм действий для осуществления исследовательской деятельности (по А.И.Савенкову).

Стимулы для положительной мотивации деятельности дошкольников.

  • Внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  • Тайна, сюрприз.
  • Мотив помощи.
  • Познавательный мотив (почему так?).
  • Ситуация выбора.

Типы  исследования:

  • Опыт.
  • Экспериментирование.
  • Коллекционирование.
  • Путешествие по карте, путешествие по «Реке времени».
  • Проекты.
  • Наблюдения
  • Дидактические игры.
  • Экскурсии.
  • Экологические игры.
  • Работа по схемам, планам, моделям.
  • Просмотр мультимедийных презентаций, мультфильмов.

Опыт – основной метод исследований. Это научный процесс, целенаправленное воздействие, при успешной реализации которого поддерживается или опровергается гипотеза.

Экспериментирование -  метод исследования, осуществляемый для подтверждения гипотезы.

По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)
Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Фронтальный метод – это, когда эксперимент проводят сами дети.

Отличие опыта от эксперимента:

Последовательность:  эксперимент призван подтвердить гипотезу, а опыт – закрепить ее на практике.

Множественность: эксперимент – единичное исследование, опыт – множественное.

Результат – эксперимент заранее представляет, что должно получиться; опыт – может получиться что-то неизвестное.

Наблюдение – метод познания, при котором наблюдатель изучает свойства объекта и фиксирует их. Вмешательство в естественную среду минимально.

Путешествие по карте. Задача – освоение пространственных схем и отношений.

- обсуждение и выбор пункта назначения,

-  обозначение возможного маршрута, предположение, что можно встретить на пути;

- изучение растительного и животного мира, ландшафта, жизнедеятельности человека;

- составление схемы движения, анализ, что встретили.

«Река времени». Задача – освоение временных отношений (от прошлого к настоящему).

- выбор временного отрезка;

- признаки временного отрезка;

- растительный, животный мир, жизнедеятельность человека в то время;

- заполнение карты, «ленты времени», «Дневника путешествия во времени».

Коллекционирование - «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный  интерес». (Толковый  словарь).

Коллекционирование. Задача – освоение родовых отношений, поиск сходств и различий между объектами в ходе рассуждений, поиск возможных оснований для группировки.

Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками.  Для ребенка - это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Если мама и папа поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное занятие - коллекционирование.

Коллекционирование – один из способов развития познавательной активности детей.

Наблюдение – основа чувственного познания мира.

Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира.

Классификация наблюдений и экспериментов.

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

— опыты с растениями;

—  опыты с животными;

—  опыты с объектами неживой природы;

—  опыты, объектом которых является человек.

2.  По месту проведения опытов:

— в групповой комнате;

—  на участке;

—  в лесу, в поле и т.д.

3.  По количеству детей:

— индивидуальные  (1—4 ребенка);

—  групповые  (5—10 детей);

—  коллективные (вся группа).

4.  По причине их проведения:

— случайные;

—  запланированные;

—  поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5.  По характеру включения в педагогический процесс:

— эпизодические (проводимые от случая к случаю);

—  систематические.

6.  По продолжительности:

— кратковременные (от 5 до 15 минут);

— длительные (свыше 15 минут).

7.  По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

— однократные;

—  многократные, или циклические.

8.  По месту в цикле:

— первичные;

—  повторные;

—  заключительные и итоговые.

9.  По характеру мыслительных операций:

— констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

—  сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

—  обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10.  По характеру познавательной деятельности детей:

— иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

—  поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

—  решение экспериментальных задач.

11.  По способу применения в аудитории:

— демонстрационные;

—  фронтальные.

Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Классификация экологических игр:

ролевые;

словесные;

соревновательные;

дидактические;

игры-путешествия.

Классификация экологических игр.

При классификации экологических игр необходимо учитывать следующие принципы:

  • специфических характеристик;
  • тематического распределения содержания;
  • формы организации и меры регламентации;
  • направленности действий.

По специфическим характеристикам выделяются творческие игры и игры с правилами, которые в свою очередь делятся на подгруппы:

Творческие игры:

  • сюжетно-ролевые;
  • театрализованные;
  • строительные.

Игры с правилами:

  • дидактические;
  • подвижные.

По тематическому распределению содержания существует следующая классификация:

  • игры на тему «Живая природа»;
  • игры на тему «Неживая природа».

По форме организации и мере регламентации выделяют:

  • самостоятельную игровую деятельность ребенка;
  • совместную с педагогом игровую деятельность.

По направленности действий:

  • сенсорно-моторные;
  • предметные;
  • игры с перевоплощением;
  • социальные;
  • соревновательные.

По тематике.

Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

 Содержание экскурсий, структура.

Структура экскурсии:

вводная беседа,

коллективное наблюдение,

индивидуальное, самостоятельное наблюдение детей,

сбор материала,

игры детей с собранным материалом,

заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

Метод наглядного моделирования.

  В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно, усложняются и интенсифицируются процессы восприятия этой информации. И в сфере образования процесс обучения неизбежно должен  стать более наглядным и динамичным. Одними из самых эффективных способов обучения являются методы моделирования (реального, математического, наглядного, символьного, мысленного). Моделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление и творческие способности человека любого возраста.

  Метод наглядного моделирования (макетирования) развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

  Метод проектов. Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление. 

  Работа с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. 

  • Анкетирование;
  • памятки, буклеты;
  • детско-родительские проекты;
  •  прогулки с участие родителей;
  • изготовление макетов, газет, наглядных пособий; демонстрация детьми результатов опытов, проведенных с родителями дома (изготовление мыла и др.);
  • участие родителей в создании познавательно-развивающей среды в группе.

  Итак, специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Библиография.

1.Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников //Педагогика. – 2011 - № 3.

2.Гончарова Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. - Ростов-на-Дону: издательство Ростовского государственного педагогического университета, 2011.-288 с.

3.Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10.

4.Иванова А. Детское экспериментирование как метод обучения // Управление ДОУ. – 2004 - №4.

5.Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт. – М.: Аспектъ-пресс, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Формы, методы и технологии в познавательно-исследовательской деятельности дошкольника».

Представляю вашему вниманию консультацию для воспитателей «Формы, методы и технологии в познавательно-исследовательской деятельности дошкольника». В работе раскрыто построение  содержания опытно-...

Тема: «Формы, методы и технологии в познавательно-исследовательской деятельности дошкольника».

Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать...

Консультация для воспитателей "Формирование экологической культуры в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"

В данной статья педагоги познакомятся с материалом из опыта рыботы по формированию экологической культуры. Ведь известно, что исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к п...

Консультация для воспитателей «Формы, методы и технологии в познавательно-исследовательской деятельности дошкольника»

Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Выбрось эту гадость! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!&r...

Консультация для воспитателей «Использование метода сторителлинга для развития речи и воображения дошкольников.

Техника «сторителлинга» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач....