Консультация для воспитателей "Формирование экологической культуры в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тарасова Вероника Сергеевна

В данной статья педагоги познакомятся с материалом из опыта рыботы по формированию экологической культуры. Ведь известно, что исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад №17 «Машенька»

Ступинского муниципального района

_________________________________________________________________

Консультация для воспитателей

«Формирование экологической культуры в процессе познавательно-исследовательской деятельности

детей старшего дошкольного возраста»

(из опыта работы)

C:\Users\Денис\Desktop\Без названия.jpg

Подготовила: воспитатель

I квалификационной категории

Сергеева Вероника Сергеевна

Ступино

2016

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатлениями, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.

Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно, живой природой. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с природой, дети открывают для себя новый мир: они стараются потрогать руками, рассмотреть.

Главная цель экологического воспитания - формирование основ экологической культуры, т.е. «бережного отношения ребенка к природе, к себе и людям, как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется». Такое отношение строится на элементарных экологических знаниях, приобретенных в ходе реализации деятельного подхода к обучению, в том числе в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

 «В исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире».

Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Ребенок должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя.

Исследовательская деятельность у старших дошкольников:

Развивает:

•        Высшие психические функции (внимание, восприятие, память, мышление);

•        Воображение;

•        Речь;

•        Способы умственной деятельности (умение сравнивать, анализировать, обобщать);

•        Стимулирует развитие любознательности.

Формирует умения:

•        Видеть проблемы;

•        Задавать вопросы;

•        Выдвигать гипотезы;

•        Давать определение понятиям;

•        Классифицировать;

•        Наблюдать;

•        Структурировать полученный материал;

•        Делать выводы и умозаключения;

•        Доказывать и защищать свои идеи.

При правильной подаче информации и развитии умения у детей перерабатывать поступающую информацию посредством исследовательской деятельности можно добиться следующих результатов:

  • сформировать диалектическое мышление;
  • развить у ребенка собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств,
  •  расширить перспективы развития поисково-познавательной деятельности ребенка путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • поддержать у ребенка инициативу, сообразительность, критичность, самостоятельность.

В нашем дошкольном учреждении имеется большое количество литературы по данной теме. В своей работе я использую следующие разработки: «Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие» под ред. С.Н.Николаевой, «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах» сост. Н.В.Нищева, «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах» Выпуск 1, 2 сост. Н.В.Нищева, Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».

E:\Вероника\Фото\дс 17\экологическая викторина_апрель 2016\IMG_5749.JPG

В группе были созданы условия для познавательно-исследовательской деятельности:

  • создание системы работы по развитию исследовательской деятельности ребенка старшего

эксперементируем

дошкольного возраста;

  • разработка занимательного практического материала, побуждающего детей к самостоятельному поиску причин,

способов действий, проявлению творчества;

  • создание природного уголка и центра экспериментирования.

На опытно-экспериментальном этапе исследовательская деятельность представляет собой комплекс занятий и режимных моментов с приоритетным экологическим направлением, проходящий в виде увлекательного путешествия в мир науки, в котором участниками являются и взрослые, и дети.

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, которая предполагает последовательность обучения навыкам экспериментальной деятельности на каждом возрастном этапе. В старшем дошкольном возрасте работа по формированию навыков экспериментирования идет по трем взаимосвязанных направлениях:

  • Живая природа (характерные особенности сезонов в районах Крайнего севера, приспособленность живых организмов к окружающей среде);
  • Неживая природа (воздух, вода, почва, магнит, солнечная система, электричество, свет, цвет);
  • Человек (функционирование организма).

Мы ведем работу по рабочей программе «Неизведанное рядом». Работа в нашей группе направлена  на развитие поисково-познавательной деятельности как основы интеллектуально-личностного, творческого развития и называется  «Неизведанное рядом». В рамках рабочей программы был разработан тематический план работы с детьми.

Сентябрь - «Камни»

Октябрь - «Вода-волшебница»

Ноябрь - «Человек»

Декабрь - «Магнетизм»

Январь - «Воздух-невидимка»

Февраль - «Почва, песок, глина»

Март - «Электричество»

Апрель - «Солнечная система»

Май - «Свет и цвет».

Особое внимание мы обратили на создание специальной развивающей предметно-пространственной среды как важнейшего средства экологического образования дошкольников.

E:\Вероника\Фото\дс 17\экология_май 2016\IMG_5806.JPG

Мы проводим обучение детей на ООД,  с целью овладения ими экологическими знаниями, навыками проведения элементарных опытов и экспериментов, проведение длительных опытов с объектами живой и неживой природы.

Активными формами, методами и средствами педагогической работы с детьми, обусловливающими эффективность формирования опытно- исследовательских

способностей у детей являются:

- метод наблюдения  в природе, как основной метод экологического воспитания детей и взаимодействия детей друг с другом, с воспитателем в опытнической деятельности,

-метод сотворчества воспитателя с детьми, использование специальных дидактических пособий, игр,  как на специальных занятиях опытнической деятельностью, так и в самостоятельной исследовательской деятельности детей , -работа с родителями.

E:\Вероника\Фото\дс 17\макеты природных зон\IMG_20160930_071044.jpg

У детей создается положительный эмоциональный настрой на совместную со сверстниками и со взрослыми познавательную деятельность:

-правильная организация педагогического процесса;

-правильное поведение взрослых, их отношение к растениям, животным,

-доброжелательная атмосфера, исходящая от них, становятся факторами воспитания в детях положительного отношения к природе.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

E:\Вероника\Фото\дс 17\огород на окне_2016\IMG_5693.JPG

В экологическом просвещении родителей большое внимание уделяется  анкетированию родителей, которое показывает, что зачастую родители не знают, что рассказать ребенку о том или ином природном объекте, в какую подвижную или познавательную игру поиграть с малышом, каким экспериментированием заняться. Родителям

предлагается познавательная литература, буклеты с опытно-экспериментальной деятельностью, в которых содержатся описание опытов,  которые взрослые могут проводить совместно с детьми в домашних условиях. Также работа  с родителями проводится в форме родительских собраний, проектной деятельности; организации различных мероприятий с участием родителей (участие в акциях, создание плакатов, газет); ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей ).

Вся организуемая деятельность, учитывая конечный результат, должна сводиться не просто к набору сведений и практическим умениям,  но самое главное - к формированию нравственного, экологически воспитанного человека, достойного называть себя частичкой родной природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие познавательно – исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Данная методическая разработка ориентирована на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Мой домашний питомец"

Домашние питомцы очень важны в жизни человека, они основа добрых отношений, дают возможность быть добродушными. Хотим мы этого или нет, но отношения к домашним животным прочно вошли в нашу жизнь: обще...

Познавательно – исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные свойства соли"

Проект будет полезен воспитателям ДОУ при подготовке и проведении познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Содержит презентацию....

Методическая разработка на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье» - папка на коленках или тематическая папка,одно из вариативных средств реализацииосновной общеобразоват...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница - вода»

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, т...