Формирование познавательно-исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста при проведении самостоятельных исследований
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кузнецова Анастасия Вячеславовна

I Международная научно-практическая конференция "Педагогический потенциал"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_poznavatelno-issledovatelskoy_aktivnosti.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

Кузнецова Анастасия Вячеславовна,

воспитатель,

МБДОУ № 33 с. Вознесенское,

Амурского муниципального района,

Хабаровского края

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В период введения ФГОС в дошкольных учреждениях все больше и больше внимания уделяется научным знаниям и формированию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, что повышает заинтересованность подрастающего поколения в изучении мира и общества. Такая деятельность формирует: становление первых форм обобщения и простых умозаключений, логического мышления, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Дошкольники с развитым интеллектом быстрей усваивают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Знания, полученные в результате самостоятельного исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех представлений об окружающем мире, что получены репродуктивным путём.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, передо мной встало несколько проблем:

  • как организовать работу для повышения  мотивации  к самостоятельным исследованиям у детей старшего дошкольного возраста;
  • какие использовать формы и методы работы для формирования потребности у детей в самостоятельном исследовании;
  • как провести мониторинг сформированности познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Для решения проблем были изучены и систематизированы материалы методической литературы по теме «Детское исследование»: А.И. Савенков «Методика исследовательского обучения дошкольников», А.И.  Савенков «Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников», А.И. Савенков «Психологические основы исследовательского подхода к обучению», М. Монтессори  «Дом ребенка. Метод научной педагогики», Н.Б. Шумакова «Обучение и развитие одарённых детей», А.З. Зак «Интеллектика для дошкольников», О.А. Холодова «Юным умникам и умницам», В.В. Давыдов  «Теория развивающего обучения», В.В. Репкин, Н.В. Репкина: «Развивающее обучение: теория и практика», А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова: «Психолого-педагогические основы развивающего обучения».

В ходе проведения анализа изученной литературы были выявлены пути решения образовавшихся проблем. Для дальнейшей работы выбрана методика А.И. Савенкова.

Обратимся к толковому словарю русского языка (под редакцией Д. В. Дмитриева) и дадим определение понятиям «самостоятельность» и «исследование». Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Исследование - это такое действие, при котором учёные изучают какое-либо явление, проблему и т. д. Отсюда делаем вывод, что самостоятельность исследования – способность к независимым действиям, суждениям при изучении какого-либо явления или проблемы, с проявлением инициативности и решительности. При формировании самостоятельности в исследовании у детей старшего дошкольного возраста, необходимо создать такие условия, при которых их внешняя мотивация будет преобразовываться во внутреннюю потребность. Для этого  обучаю детей выбирать правильные методы работы необходимые при проведении исследования:

  • подумать самостоятельно;
  • спросить у другого человека;
  • посмотреть в книгах;
  • посмотреть по телевизору;
  • получить информацию у компьютера;
  • понаблюдать;
  • провести эксперимент;
  • связаться со специалистом.

При организации исследовательской деятельности использую:

методы работы:

  • игра;
  • беседа;
  • наблюдение;
  • проведение экскурсий;
  • проведение экспериментов и опытов;
  • рассматривание иллюстраций;

формы работы:

  • непосредственно-образовательная деятельность;
  • совместная деятельность;
  • самостоятельная деятельность;
  • парная деятельность;
  • групповая деятельность;
  • коллективная деятельность.

Для определения результативности работы провожу мониторинг: «Оценка общей одаренности» (автор А.И. Савенков), которая помогает отследить у детей уровень сформированности познавательной активности при проведении самостоятельных исследований:

  • любознательность (познавательная потребность);
  • сверхчувствительность к проблемам;
  • способность к прогнозированию;
  • словарный запас;
  • способность к оценке;
  • изобретательность;
  • способность рассуждать и мыслить логически;
  • настойчивость (целеустремленность);
  • требовательность к результатам собственной деятельности.

Рассмотрим один из экспериментов, проводимых по теме: «Аэродинамика» (Приложение 1).

Во время подготовки праздника, посвящённого Дню защитника Отечества, была проведена тематическая неделя: «Профессии всякие нужны, профессии всякие важны». В ходе тематической недели с детьми был проведен эксперимент «Что спасает летчиков?». Цель исследования: дать представление о том, что воздух хорошо задерживает падение только тех тел, у которых малый вес и большая поверхность. Детьми были предложены методы исследования: подумать самостоятельно, спросить у другого человека, посмотреть в книгах, получить информацию у компьютера, понаблюдать, провести эксперимент. Были использованы следующие формы работы: совместная деятельность, самостоятельная деятельность и групповая. После проведения исследования дети пришли к выводу, что воздух хорошо задерживает падение только тех тел, у которых малый вес и большая поверхность. По окончании исследования детьми была проведена самооценка своей и совместной деятельности. Результаты занесены в таблицу:

Таблица 1

Таблица самооценки деятельности при проведении исследования

Интересно

Сложно

Самостоятельность

Активизация словаря

Удовлетворенность результатом своего труда

Удовлетворенность результатом работы в группе

Зеленый – да

Желтый -  нет

Приложение 1

Объект исследования

Цель исследования

Формы организации исследования

Оборудование.

Действия.

Вывод

Аэродинамика

1.Дать представление о том, что воздух хорошо задерживает падение только тех тел, у которых малый вес и большая поверхность.

Эксперимент № 1

«Что спасает летчиков?»

Квадратный лист плотной бумаги размером 168х168 мм (изготовление игрушечного парашюта).

К общему узлу прицепить груз. После нескольких проб подобрать такой груз, с которым парашют будет падать не слишком быстро, но в то же время и не слишком медленно,  не переворачиваясь. Вместо груза можно подвесить целлулоидную куколку подходящего размера. Это будет летчик, спасенный воздухом-невидимкой.

Воздух хорошо задерживает падение только тех тел, у которых малый вес и большая поверхность.

2. Посмотреть, как происходит  вращение лопасти винта вертолета с помощью встречного потока воздуха.

Эксперимент № 2

«Вертолет наоборот»

Лист плотной бумаги для изготовления игрушки «Вертолет наоборот»

Модель необходимо бросить с определенной высоты. Она не будет взлетать, но зато будет садиться, как настоящий вертолет. «Вертолет наоборот» должен опускаться плавно и ровно, быстро вращаясь. Если этого не произойдет, значит, вес воздушного аппарата мал. Необходимо увеличить его вес.

Встречный поток воздуха приводит к вращению лопасти винта.

3. Посмотреть, как  сопротивление воздуха поднимает воздушный змей вверх.

Эксперимент № 3

«Воздушный змей»

«Воздушный змей»

Запускать змея необходимо вдвоем.

Запускающий с леером уходит вперед метров на 15 против ветра. Его помощник держит змея в руках выше головы. Запускающий бежит, а помощник по сигналу отпускает змея. Веревку можно отпускать, стоя на месте.

Сопротивление воздуха поднимает воздушный змей вверх.

4. Дать представление о том, как влияет на скорость падения площадь поверхности предмета.

Эксперимент № 4

«Что мешает падать?»

Два одинаковые по плотности,  размеру и весу листа.

Взять подготовленные листы, один смять, а другой оставить в расправленном виде. Затем одновременно с одинаковой высоты  бросить их вниз.

Смятый лист бумаги, упал быстрее, чем расправленный, так как уменьшилась площадь его поверхности.

Список литературы:

  1. А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова: «Психолого-педагогические основы развивающего обучения». М.,2003.
  2. А.З. Зак «Интеллектика для дошкольников». М.: Интеллект-центр, 2004.
  3. А.И. Савенков «Методика исследовательского обучения дошкольников»-М.:Федоров,2010.
  4. А.И.Савенков «Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников». СПб., 2004
  5. А.И. Савенков «Психологические основы исследовательского подхода к обучению». М., 2006
  6. В.В. Давыдов  «Теория развивающего обучения». .- М."Интор",1996.
  7. В.В. Репкин, Н.В. Репкина: «Развивающее обучение: теория и практика».- Томск, "Пеленг", 1997.
  8. М. Монтессори  «Дом ребенка. Метод научной педагогики».- АСТ. Астрель, 2005 г.
  9. Н.Б. Шумакова «Обучение и развитие одарённых детей». –Москва –Воронеж, 2004 г.
  10.  О.А. Холодова «Юным умникам и умницам». – М. Росткнига, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе использования дидактических игр"

Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе исользования дидактических игр"...

Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...

Познавательное развитие РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического развития, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы дошко...

«Формирование мотивов двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста».

Сегодня мы будем говорить о двигательной активности, а именно о формировании мотивов к этой самой активности ведь потребность в движении дана человеку природой. Растущий организм особо нуждается в дви...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...