Методическая разработка «Развитие познавательно – исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Петрова Наталья Владимировна

Данная методическая разработка ориентирована на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Развитие познавательно – исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Одним из ярких и ранних проявлений исследовательской активности дошкольника является его стремление к познанию окружающего мира. Исследовательская деятельность порождает поисковую деятельность ребенка.

В основе данной методической разработки лежит идея системно – деятельностного подхода: новые знания не даются в готовом виде, дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. 

Задача педагога заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения поставленной проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Данная методическая разработка ориентирована на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.

Работы с дошкольниками по познавательно – исследовательской деятельности раскрыта на примере совместной исследовательской деятельности по теме:  «Извержение вулкана».

Цель занятия: ознакомление с природным явлением извержение  

                           вулкана.

Задачи:

  • познакомить детей с причиной извержения вулканов;
  •  развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;
  • поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов

по итогам эксперимента, с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

-        воспитывать аккуратность, взаимопомощь.

Оборудование:

  • картинки с изображением вулканов;
  • поддоны;
  • сода;
  • уксус;
  • сухая красная краска;
  • моющая жидкость;
  • листы бумаги;
  • цветные карандаши (для фиксации наблюдений);
  • чайные ложки;
  • пипетка.

Предварительная работа: изготовление макета города

Используемая технология: опытно - исследовательская

Ход занятия.

I Вводная часть

Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг, крепко за руки возьмемся, и

друг другу улыбнемся.

Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.

II Основная часть

В:- Ребята к нам в гости пришла девочка Знайка (кукла).Знайка здоровается с детьми.

-        ребята давайте поздороваемся с девочкой.

- Посмотри, какой мы сделали макет гор.

В одной горе у нас вулкан, но мы не знаем, как сделать его работающим. Может быть, ты подскажешь, а то мы мало, что знаем о вулканах.

Знайка: Да, конечно, я знаю, что такое вулкан и даже могу научить вас несложному опыту с извержением вулкана, но сначала я расскажу вам одну легенду о вулкане.

В: Ребята , хотите послушать легенду о вулкане? Хорошо Знайка рассказывай.

«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.»

В: Вот это да, Знайка, какая интересная легенда. Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Посмотрите, это на вид обычная гора называется спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из неё лавой, огнём, дымом - это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?

Дети: Похож на пирамиду, конус.

В: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?

Дети: На большую яму, воронку.

В: Верно. Знайка, скажи, как называется эта часть вулкана?

Знайка: Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.

В: Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато - оранжевая пасть - это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Знайка, вот бы нам хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана...

Знайка: Хотите, я вас научу, как сделать вулкан из вашей замечательной горы, я смотрю, у вас тут кратер в ней имеется?

В: Да конечно, Знайка.

Дети: Да, хотим.

Знайка: Сначала я научу вашего воспитателя, а она научит вас.

(Знайка и воспитатель «шепчутся» .')

В: Ну, спасибо, Знайка, я попробую научить ребят.

В: Ребята подойдите к макету вулкана, встаньте по удобнее. Сейчас мы попробуем «запустить» вулкан. Из чего же нам сделать лаву? Мне Знайка дала формулу её приготовления. Внимательно слушайте меня и помогайте мне. Мы в кратер вулкана добавляем одну чайную ложку соды, не много красной сухой краски, пять капель моющей жидкости и, не много наливаем воды. Перемешиваем. А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком. Это означает, что самому пользоваться ей нельзя. Эта жидкость - уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю пять капель уксуса. Посмотрите, что происходит?

В: Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно». У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России.

В: Знайка, спасибо тебе за такой интересный рассказ и опыт. А мы с ребятами сейчас нарисуем вулкан и заполним нашу папку исследователя.

III Заключительная часть

Молодцы ребята у вас получились очень хорошие рисунки . Я надеюсь что сегодня на занятии вы узнали много нового и интересного о вулканах.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка-передвижка для родителей. Развитие познавательных математических способностей у детей старшего дошкольного возраста путём обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности.

При всей своей актуальности проектная деятельность дошкольников остается малоизученным видом совместной деятельности взрослых и детей.  Представлена папка- передвижка с разработкой проблемных зад...

Развитие познавательных математических способностей у детей старшего дошкольного возраста путём обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности.

Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать ...

Методическая разработка Варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам "Математика дома"

Варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам «Математика дома», «Математика на пр...

Методическая разработка по познавательно – исследовательской деятельности для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР

Методическая разработка по познавательно – исследовательской деятельности для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».

Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...