Консультация для родителей «Развитие навыков общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками»
консультация

Черкаева Екатерина Александровна

Консультация для родителей «Развитие навыков общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_-_kopiya.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие навыков общения и взаимодействия детей

со взрослыми и сверстниками»

   Общение - одна из самых важных человеческих потребностей, основной способ жизни человека и условие его развития.  Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью.

Известно, что игра является ведущей деятельностью дошкольника. Именно в игровой деятельности проходит все его дошкольное детство, естественно, что процесс общения детей со взрослыми и друг с другом наиболее эффективно будет осуществляться в процессе игровой деятельности. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Именно в игре ребенок обучается полноценному общению со сверстниками, подчинению своих импульсивных желаний игровым правилам, в полной мере развивает все психические процессы (восприятие, мышление, речь, воображение, внимание, память), расширяет свои познавательные интересы, формирует первые нравственные чувства, поэтому именно игра - в свете ФГОС - выступает как форма социализации ребенка.

Наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребенка и его межличностные отношения, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, позиция ребенка, структура семьи. Многие исследователи подчеркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых являются для ребенка необходимым своеобразным жизненно важным витамином, который дает ему ощущение защищенности, обеспечивает эмоциональное равновесие, повышает его самооценку. С другой стороны, отмечается, что дефицит эмоционального общения, недостаток внимания со стороны близких взрослых способствуют появлению у ребенка невротизма, тревожности.

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста приводит к новым отношениям дошкольника с ним и к новой ситуации развития.

Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного круга и устанавливает новые отношения с более широким миром взрослых людей. Дошкольнику уже недостаточно внимания взрослого и совместной деятельности с ним. Благодаря речевому развитию значительно расширяются возможности общения с окружающими. Теперь ребенок может общаться не только по поводу непосредственно воспринимаемых предметов, но и по поводу предметов только представляемых, мыслимых, отсутствующих в конкретной ситуации взаимодействия. Содержание общения становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации.

М. И. Лисина выделяет две внеситуативные формы общения, характерные для дошкольного возраста: познавательную и личностную.

В первой половине дошкольного возраста (3--5 лет) складывается внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со взрослым. Она вплетена не в практическое сотрудничество со взрослым, а в «теоретическое». Обостренная познавательная потребность ребенка и расширение его познавательных интересов ведут к тому, что он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы. Детей этого возраста называют «почемучками». Вопросы, которые задают дети, чрезвычайно разнообразны и охватывают все области знаний о мире, природе и обществе. Ведущий для этой формы мотив общения -- познавательный. Взрослый начинает выступать перед ребенком в новом качестве --как источник новых знаний, как эрудит, способный разрешить их сомнения и ответить на их вопросы. А поскольку в ходе «теоретического сотрудничества» обсуждаются темы, далекие от окружающей обстановки, общение впервые приобретает внеситуативный характер. Для внеситуативно-познавательной формы общения характерно стремление ребенка к уважению взрослого, которое проявляется в повышенной обидчивости детей. Очень важной для них становится оценка взрослого -- любое замечание дети начинают воспринимать как личную обиду. Исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, показали, что дети с познавательными мотивами общения демонстрируют повышенную обидчивость и чувствительность к замечаниям. Аффективные вспышки особенно свойственны детям среднего дошкольного возраста (среди младших многие еще остаются на уровне ситуативно-деловой формы). Таким образом, для внеситуативно-познавательной формы общения характерны познавательные мотивы и потребность в уважении взрослого. Главным средством такого общения, естественно, является речь, поскольку только она позволяет выйти за пределы ситуации.

Внеситуативно-познавательное общение позволяет детям значительно расширить рамки мира, доступного для их познания, и приоткрыть взаимосвязь явлений. Однако мир природных, физических явлений вскоре перестает исчерпывать интересы детей; их все больше привлекают события, происходящие среди людей.

К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста -- внеситуативно-личностная форма общения. В отличие от предыдущей, ее содержанием является мир людей, вне вещей. Если в 4--5 лет в разговорах ребенка со взрослым преобладают темы о животных, машинах, явлениях природы, то старшие дошкольники предпочитают говорить о себе, своих родителях, правилах поведения и пр. Ведущими мотивами становятся личностные. Это значит, что главным побудителем общения, как и в младенческом возрасте, является сам человек, независимо от его конкретных функций. Внеситуативно-личностное общение (как и ситуативно-личностное) не является стороной какой-то другой деятельности (практической или познавательной), а представляет собой самостоятельную ценность. Однако, в отличие от младенческого возраста, взрослый выступает для ребенка не как абсолютная, абстрактная личность, а как конкретный индивид и член общества. Ребенка интересуют не только его ситуативные проявления (его внимание, доброжелательность, физическая близость), но и самые различные аспекты его существования, которые не видны в конкретной ситуации и никак не касаются самого ребенка (где он живет, кем работает, есть ли у него дети и пр.). Столь же охотно он рассказывает и о себе самом (о своих родителях, друзьях, радостях и обидах). Для старших дошкольников характерно не просто стремление к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Для них становится особенно важным достичь общности взглядов и оценок со взрослым. Потребность во взаимопонимании и сопереживаниивзрослого является главной для внеситуативно-личностного общения. Что касается средств общения, то они, как и на предыдущем этапе, остаются речевыми.

Внеситуативно-личностное общение ребенка со взрослым имеет важное значение для развития личности ребенка. Во-первых, в процессе такого общения он сознательно усваивает нормы и правила поведения, что способствует формированию морального сознания. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является важным условием развития самосознания и самоконтроля. В-третьих, в личностном общении дети начинают различать разные роли взрослых -- воспитателя, врача, продавца, учителя и пр. и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними.

Между двумя внеситуативными формами общения нет четких возрастных границ: нередко случается, что внеситуативно-личностное общение не возникает до 6--7 лет, а иногда в упрощенном варианте оно встречается уже у трехлеток. Взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребенка. В общении со взрослыми ребенок учится говорить и делать, как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстниками - выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Очевидно, что для нормального развития ребенка нужен не только взрослый, но и другие дети.

Воспитателям и родителям следует уделять особое внимание развитию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. От того насколько успешно ребенок - дошкольник научится общаться со сверстниками и взрослыми будет зависеть его последующие умение держаться в обществе, налаживать отношения в коллективе, вести диалог и т.п.

Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовывать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в конфликтах, замкнутости.

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных. В четыре - пять лет ребенок точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их общество.

И если в раннем детстве ребенка удовлетворяет предметно - манипулятивная деятельность с игрушками, то уже к 3 годам он ищет партнера по игре, потому, что играя в игрушку один, он не получает эмоционального общения от нее.

Потребность в общении со сверстниками складывается в раннем возрасте. На 2 году у детей наблюдается интерес к другому ребенку, повышенное внимание к его действиям, а к концу 2 года появляется стремление привлечь внимание сверстника к себе, продемонстрировать свои достижения и вызвать его ответную реакцию. В 1,5 года - 2 года в репертуаре детей появляются особые игровые действия, в которых выражается отношение к ровеснику как к равному существу, с которым можно баловаться, соревноваться, возиться. Особое место в таком взаимодействии занимает подражание. Дети как бы заражают друг друга общими движениями, общим настроением и через это чувствуют взаимную общность.

Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающихся от общения с взрослыми.

Первая Ребенок спорит со сверстниками, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

 Вторая Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно - мимических проявлений, выражающие самые различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.

Третья Если при общении со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никаким образцам: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы и т.д.

Еще одна особенность общения со сверстниками - это преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают в два раза лучше. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.

Все эти особенности отражают специфику общения дошкольников. Но на протяжении дошкольного детства содержание общения с возрастом изменяется. В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого эмоционального общения озабочен, прежде всего, тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике ребенок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Общение в этом возрасте крайне ситуативно - оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Такое общение ребенка со сверстниками называется эмоционально - практическое общение.

Лишь только при помощи взрослого малыш может увидеть в сверстнике равноценную личность. Для этого следует обратить внимание дошкольника на привлекательные стороны ровесника.

Решительный перелом. В 4 - 6 лет у дошкольников появляется ситуативно - деловая форма общения. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело - игра. Если младшие дети играли рядом, но не вместе, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей.

К старшему дошкольному возрасту (6-7 лет) у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенок способен к внеситуативному общению. И такая форма общения называется внеситуативно - деловая. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками.

К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы.

 Выводы по теме:

1. Успешной социализации человека в обществе способствуют развитые коммуникативные навыки: умение эффективно общаться с другими людьми, умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации, способность доносить информацию вербальными и невербальными средствами.

2. Развитие коммуникативной сферы человека начинается еще в раннем возрасте, наиболее сензитивным и значимым периодом для этого является дошкольное детство.

3. Развитие общения в дошкольном возрасте происходит по двум линиям: внеситуативно - познавательная (ребенок общается со взрослым, задает ему вопросы) и внеситуативно-личностная форма общения (взрослый выступает для ребенка не как абсолютная, абстрактная личность, а как конкретный индивид и член общества).

4. Развитие общения дошкольников со сверстниками происходит по трем направлениям: эмоционально - практическое (в 2 - 4 года); в ситуативно - деловой форме (4-6 лет); внеситуативно - деловая форма (6-7 лет)

5. В дошкольном возрасте развитие коммуникативной сферы ребенка будет успешно осуществляться в процессе использования специальных игр на общение как со взрослыми, так и со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками.

Приемы и методы работы по развитию навыков общения и взаимодействию дошкольников со взрослыми и сверстниками....

Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками.

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы....

«Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками»

«Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками» по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Основные направления региональной образов...

Консультация для родителей «Развитие навыков общения детей младшего дошкольного возраста»

   В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в ...

Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста в проектно-исследовательской деятельности

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире....

Диагностическая карта "Развитие у детей навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками"

Диагностическая карта "Развитие у детей навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками"...