Беседа с детьми подготовительной группы "Блокада Ленинграда "
материал (подготовительная группа)

Кожина Екатерина Владимировна
Формирование интеллектуальной компетентности дошкольников на примерах жизни детей и взрослых в тылу врага во время Великой Отечественной Войны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Беседа с детьми подготовительной группы "Блокада Ленинграда "

Цель: формирование интеллектуальной компетентности дошкольников на примерах жизни детей и взрослых в тылу врага во время Великой Отечественной Войны.

Ребята, сегодня, 27 января – памятный день для Ленинграда или как сейчас называется Санкт-Петербург. Этот день, с одной стороны, радостный, а с другой стороны, день скорби. Радостный он потому, что 77 лет назад, во время войны с Германией, 27 января 1944 года, город Ленинград был освобожден от фашистской блокады. А скорбный день потому, что погибло очень много людей. Вы знаете, что такое блокада?

Немцы подошли к городу так близко, что с крыш высоких домов можно было увидеть их позиции.

Днем и ночью немцы бомбили и обстреливали город.

Было очень страшно. Когда начинались обстрелы, жители прятались в бомбоубежищах.

По природе любопытные маленькие дети из подвалов домов наблюдали за обстрелами.

На заводы пришли женщины, подростки. Они учились работать на станках, потому что на фронте были нужны мины, пушки, пулеметы, гранаты, снаряды.

Маленькие дети жили в детских садиках. Проходили дни: дети кушали, играли, спали, гуляли, если не было бомбежки…

Переживали неприятности, страх, ужас потери родных…

Дети постарше продолжали учиться, чтобы отвлечься от ужаса войны. Но, несмотря на трудности, город продолжал жить и бороться. Но в городе оставалось много людей, детей, а запасы продовольствия кончались. За кольцом блокады есть мука, мясо, масло. Но как доставить их в окруженный врагами город?

Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землей, то есть с землей, где не было врагов. И шла эта дорога по воде. По реке Волхов на пароходах везли муку до Ладожского озера. А потом перегружали ее на большие баржи. Только большие баржи могли, довезли драгоценный груз по озеру до берега. Целых 125 километров по воде! Опасен был такой длинный путь. Только храбрые моряки могли вести баржи. Вражеские самолеты постоянно летали над озером. Они бомбили суда, баржи. Наши моряки старались идти ночью, чтобы вражеские летчики не увидели барж.

Кроме фашистов на осажденный город наступала зима – в тот год неожиданно суровая и морозная. На улице небывалый мороз. И в домах у горожан такой же мороз. Паровое отопление не действует, потому что нет угля, нет дров, чтобы топить печи. В городе нет электричества. В комнатах темно даже днем, потому что стекол в окнах нет. Они вылетели от бомбежек и обстрелов. Окна поэтому забивали фанерой, чтобы в комнате «не гулял» ветер.

Для защиты города надо было выпускать мины, снаряды, гранаты, ремонтировать танки и орудия, и жители работали днем и ночью. Они пешком ходили на работу, потому что автобусы, трамваи, троллейбусы не ходили. Занесенные снегом, стояли они на улицах с выбитыми стеклами, пробитые осколками бомб и снарядов.

Воды в квартирах тоже не было. Замерз водопровод. За водой ходили люди к люкам или к Неве, к специально прорубленным полыньям, с ведрами, с чайниками, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями. Шли цепочкой, один за другим: старики, старухи, женщины, дети.

Чтобы хоть как-то согреться, люди делали временные небольшие нещадно дымящие железные печурки. Их называли «буржуйки». В них вместо дров жгли оставшуюся деревянную мебель (стулья, столы, шкафы, паркет и даже книги – все, что можно было сжечь.) Пока топится печь – тепло, кончил топить – опять в комнате холодно, как на улице. Стены комнат покрывались инеем, а в разбитые очередной бомбежкой окна ветер задувал колючий, мелкий, больше похожий на лед снег.

В городе не было электричества. Крохотные фитильки коптилок освещали комнаты жителей.

Главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба

Каждому жителю выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба.

Конечно, этого не хватало. Постоянно хотелось, есть, а ведь надо было идти на работу, выпускать снаряды для фронта.

Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому, что не способны были дойти до дому. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков.

Но жители не желали сдаваться врагу. Они всеми силами боролись за свою свободу. И ночью осажденный город не засыпал. Дети, подростки, женщины спешили на свою вахту – на крыши и чердаки. Чтобы избежать пожаров, люди специальными щипцами, а иногда и голыми руками, скидывали их с крыш и чердаков, или засыпали горящие фитили песком.

В дни блокады здоровые и крепкие дети, и подростки быстро худели. Острый голод давал о себе знать все сильнее. Исхудавшие, обессиленные они не могли даже играть, многие умирали.

Но даже в это тяжелое время детям на Новый год дарили радость. Были устроены новогодние елки. И самым дорогим подарком были не игрушки, а малюсенький кусочек сахара!

Во время блокады вся страна переживала за ленинградцев. Люди посылали продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это жителям – немцы не давали приблизиться к городу. Единственная лазейка – узкая полоска воды по Ладожскому озеру, которая, как мы говорили, постоянно обстреливалась немцами.

С наступлением зимы наши бойцы с нетерпением ждали морозов. Каждый день специальная разведывательная группа измеряла толщину льда, чтобы можно было по замершему озеру доставлять все необходимое в осажденный город.

Когда лед немного окреп, в путь сначала отправились конные повозки. (Они легче, чем машины. А тяжелая машина могла провалиться под лед). В город с незахваченной немцами, как ее называли, Большой Земли, везли мешки с зерном, продуктами.

А из осажденного города вывозили совсем ослабевших людей – стариков, детей и женщин. Также вывозили культурные ценности, промышленное оборудование, все, что могло пострадать во время бомбежек, и надо было непременно сохранить.

Только когда лед окреп, поехали грузовики. В город везли продовольствие, военную технику.

Если бы не эта ледовая дорога, не пережил бы суровой зимы Ленинград. Так велико было значение этого пути, что ленинградцы прозвали его «Дорогой жизни».

Работать на ледовой трассе могли только мужественные люди. Они не жалея себя, гнали грузовики вперед, через пургу под фашистскими обстрелами, чтобы довести так необходимые ленинградцам продукты.

Немецкие самолеты и артиллерия постоянно обстреливали и бомбили ледовую дорогу. Многие снаряды достигали цели. Люди оттаскивали с дороги сгоревшие машины, увозили раненых, и путь по «Дороге жизни» продолжался.

После долгой, очень долгой зимы в Ленинград пришла весна. Голодные люди съедали свежие зеленые листочки с деревьев, траву. Ленинградцы превращали свои чудесные городские парки и сады в огороды с неуклюжими грядками.

Они выращивали на них овощи, чтобы не умереть с голода. И даже в это голодное время делились последним куском хлеба, последней картофелиной с умирающими от голода, совсем незнакомыми людьми.

Жители города сносили тяготы, а защитники вели ожесточенные бои за освобождение города. В январе 1944 года произошло решительное сражение.

Семь дней и ночей шел кровопролитный бой. И, наконец, настал час, когда воины двух фронтов (Ленинградского и Волховского, прорвав блокаду, соединились. Весь мир слушал сообщение советского радио: «…После семидневных боев войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда…»

Блокада прорвана! Люди выходили на улицы, обнимали друг друга, плакали и смеялись, не могли поверить, что смогли дожить до этого прекрасного дня.

Защитники города – и взрослые, и дети - были награждены орденами и медалями. Одни из них были на фронте с оружием в руках. За мужество, храбрость их наградили медалями «За оборону Ленинграда». Другие голодали и мерзли в блокадном городе, тушили вместе с бойцами зажигательные бомбы, работали на заводе – помогали делать снаряды и были награждены медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны».

Народ бережет память о тех героических днях и ее героях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с детьми подготовительной группы на тему:"Пришел Кутузов бить французов"

Автор материала (ФИО) Качалова Татьяна Викторовна Должность (с указанием преподаваемого предмета) Воспитатель дошкольного образовательного учреждения Образовательное уч...

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна

Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...

Познавательная беседа с детьми подготовительной группы «БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»

Цель и задачи:– обогатить знания детей о героическом прошлом города – Ленинград (Санкт – Петербург) – блокаде;– дать представления о тяжелых и героических днях в ист...

Беседа с детьми подготовительной группы «Детям о блокаде Ленинграда»

Нужно ли рассказывать детям о войне, о Блокаде Ленинграда? Да, нужно! И нужно для того, чтобы в ребенке развить чувство гордости за свою Родину, за свой город....

Беседа с детьми подготовительной группы "Беседа о хлебе"

Закрепить знания детей о том, что хлеб ценнейший продукт питания, получение которого требует большого труда. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу....

беседа с детьми о Блокаде Ленинграда

laquo;Блокада Ленинграда»Цель:расширить представление детей о героическом подвиге жителей и защитников блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;воспитывать у детей чувства...