Главные вкладки

    Консультация для воспитателей на тему: «Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка»
    консультация (младшая группа)

    Четвергова Елена
    Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию консультацию на тему: «Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_na_temu.docx20.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей на тему:    
    «Художественная литература, как средство всестороннего
    развития ребенка»

    Воспитатель: Четвергова Елена Павловна

    г. Саранск

    Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему  вниманию консультацию на тему: «Художественная литература, как средство всестороннего
    развития ребенка»

    Ценность художественной литературы заключается в ее влиянии на всестороннее развитие ребенка - умственное, нравственное и эстетическое.

    ( Хочу отметить, что есть множество высказываний  от различных психологов и писателей)

    Актуальность в наше время отношение детей к детской книге сильно изменилось. Первое знакомство детей с художественной литературой происходит через другие источники (интернет и телевидение). Проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что и отразилось на чтении взрослых и детей. Самуил Яковлевич  Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Перед нами стоит задача, открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Исходя из этого, читательская судьба ребёнка зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребёнком. Поэтому детское чтение нуждается в поддержке.

    Цель нашей работы: сформировать у дошкольников интерес и потребность в чтении (восприятии) книг.

    Задачи:

    1. Формировать литературный вкус.

    2. Знакомить дошкольников с разнообразными жанрами литературы.

     3. Развивать память, речь, воображение, творческие способности.

    4. Воспитывать культуру чтения, потребность общения с художественной литературой, бережное отношение к книге.

    Начиная работу по данной теме необходимо с самого раннего возраста. Умение воспринимать литературное произведение не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. Знакомство дошкольников с детской литературой связано с одной из образовательных областей - «Речевое развитие», которое осуществляется в соответствии с ФГОС ДО.

    Основная образовательная программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях.

    «Речевое развитие» включает в себя:

    • владение речью как средством общения и культуры;
    • обогащение активного словаря;
    • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; речевого творчества; звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
    • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
    • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Основными методами работы с дошкольниками является следующие:

    1. Чтение - дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

    2.Рассказывание - относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

     3.Инсценирование - этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

     4.Заучивание наизусть - выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

    Для решения задач всестороннего развития детей существенную роль играет правильный отбор литературных произведений, как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.

    Подбирая литературу нами учитывается:

    - Идейная направленность детской книги;

    - Развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления;

    - Преобразование символов в образы;

    Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Театрализованные игры помогают формировать нравственно нормы поведения. Прием драматизации упражняет детей в умении «вчувствоваться» в другого, войти в его положение. В результате «проживания» в образе сказочного персонажа ребенок проигрывает ту или иную ситуацию, примеряет ее на себя и позволяет сделать вывод: что хорошо, а что плохо.

    Одновременно театрализованные игры прививают устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. ФГОС ДОУ, отвечает новым социальным запросам, в котором большое внимание уделяется работе с родителями. Один из принципов является сотрудничество с семьей.

    С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе использовала следующие формы работы:

    • Конкурсы поделок из природных материалов («В гостях у сказке», «Чудесные превращения» )
    • Консультации: «Какие книги читать детям»
    • Рекомендации по организации домашнего чтения
    • Мини-сочинения («Книга в жизни моего ребенка»)
    •  Конкурс рисунков («Мои любимые книги»)
    • Родительские собрания «Мама, папа, я — читающая семья»
    •  Проведена акция «Пришли мне чтение добро», в которой родители значительно пополнили библиотеку в группах литературой разного жанра.
    •  Сотрудничество сельской библиотеки и детского сада – очень важное направление нашей деятельности.

    Работа проходит в разнообразных формах:

    • Театрализованные представления «Веселая книжная радуга детства»
    •  Экскурсии «Путешествие по книжному городу»
    •  Совместные праздники. (Ко дню защиты детей) «Мои любимые книжные герои»

     Подводя итог, можно отметить, что художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широки спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

    Чтение обогащает не только интеллект и словарный состав, оно заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.

    Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс  чтения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов на тему «Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка»

          Консультация для воспитателей на тему:       «Художественная литература, как средствовсестороннего развития ребенка»...

    Консультация для педагогов на тему: "Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка"

    Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка, определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.О. С. Ушакова отмечает, чт...

    Самообразование на тему: Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка

    Консультация для педагогов: Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка»....

    программа по самообразованию воспитателя детского сада:«Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».

    В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают ну...

    Доклад-консультация на тему: «Художественная литература как средство воспитания этических норм у детей старшего дошкольного возраста»

    Доклад-консультация на тему: «Художественная литература как средство воспитания этических норм у детей старшего дошкольного возраста»МАДОУ  д/с № 44Минакова М.О.Нравственное восп...

    Консультация для воспитателей на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»

    Консультация для воспитателей на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»Воспитатель: Полстьянова Анастасия Александровна...

    Консультация для педагогов на тему: «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»

    Консультация для педагогов на тему:«Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»...