Проект мини - музея «Ай-да ложка, ложечка»
рабочая программа

Соловьева Марина Владимировна

Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

Почему я создала мини-музей.

В нашем городе существует один музей. Однако и  его посетили не все наши  дети. Узнала я об этом побеседовав с родителями и с самими ребятами. Узнала и то, что большая часть воспитанников нашей группы ни разу не были вообще в музее. Причины самые разные: нет свободного времени у родителей, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения и наконец, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.

И я решила создать собственный мини-музей,и было принято решение создать исторический музей «Ай да, ложка, ложечка», где бы ребята – дошколята узнали всё о ложке: её историю, виды ложек, сказки, стихи и поговорки.

Проект «Ай да, ложка, ложечка» был организован с целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания, создание единого воспитательного пространства дошкольного образовательной организации и семьи, объединенных общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_proekt_lozhki.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «РУКАВИЧКА»

Проект

мини - музея    

«Ай-да ложка, ложечка»

       

                   

     

  Составили:  Соловьева М.В.

                           Тарасова А.Н.

                                                                                         

 

                     

                                             

                                     

 Пояснительная записка

Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

Почему я создала мини-музей.

В нашем городе существует один музей. Однако и  его посетили не все наши  дети. Узнала я об этом побеседовав с родителями и с самими ребятами. Узнала и то, что большая часть воспитанников нашей группы ни разу не были вообще в музее. Причины самые разные: нет свободного времени у родителей, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения и наконец, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.

И я решила создать собственный мини-музей,и было принято решение создать исторический музей «Ай да, ложка, ложечка», где бы ребята – дошколята узнали всё о ложке: её историю, виды ложек, сказки, стихи и поговорки.

Проект «Ай да, ложка, ложечка» был организован с целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания, создание единого воспитательного пространства дошкольного образовательной организации и семьи, объединенных общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.

Актуальность проекта:                                 

Развитие представлений о человеке в истории и культуре для дошкольников, привело к необходимости подбора и систематизации наглядных материалов по разделам программы.

 Их количество и необходимость стационарного размещения  привело к  созданию мини-музея, кроме того, это интерактивный музей, позволяет ребенку брать, играть с ложками,  взаимодействовать с ними.

Цель. Знакомство с историей прибора «ложки». Формировать представление о многообразии формы и декора ложки. Поддерживать и развивать социальную активность дошкольников через формирование у них познавательного интереса к окружающему миру, к окружающим предметам.

Задачи:  обогащать представление о видовом многообразии ложек (разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику); развивать сенсорные навыки; поддерживать естественный интерес и любознательность детей;

развивать эмоциональную среду; развивать навыки опытно-экспериментальной работы с предметами; развивать творчество и фантазию при декорировании ложек.

Тип проекта: творческий, долгосрочный.

Участники проекта: дети (3-4 лет), воспитатели, родители.

Длительность реализации проекта: долгосрочный (сентябрь — май 2019 г)

Методы и формы образовательной  деятельности детей:

      экскурсии,  выставки, исследовательская деятельность, рассматривания, беседы, чтение, создание коллекции. 

Расположение. Оборудование и экспонаты.

В  групповой.  Здесь  же  находятся  полки для дидактического материала, используемого в работе с детьми: дидактические игры, литературный материал по теме музея, иллюстративный материал, рисунки детей и т.д.

-        картотека-описание различных ложек;

  • загадки;
  • поговорки;

-         дидактические игры;

  • творческие работы детей.

Результаты проекта

  • Создание мини-музея «Ай да ложки» в дошкольном    

учреждении;

  • Альбом «История ложки»; Фото для рассмотрения разнообразных «ложек»

-         Альбом « Любимая ложка» (рисунки детей);

  • Мини-проект фото родителей "Ложки разных стран";
  • Создание коллекции презентаций:
  • Посещение музея детьми других групп;
  • Презентация проекта для педагогов и родителей;

   

 Ожидаемые результаты:

Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно влияет на различные виды их деятельности и достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС ДО:

- ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла на материале народной культуры; использует народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми;

- ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира, искусства, литературного народного, музыкального творчества;

- ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать разнообразные источники получения информации для удовлетворения интересов, получения знаний и содержательного общения;

- ребенок любознательный, активный проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, стремление к знакомству с их культурой; активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, экспериментирование, детское коллекционирование, создание мини-музеев.

               

 Этапы реализации проекта:

           I.  Предварительный этап.

  1. Определение уровня знаний детей о ложках;
  2. Родительское собрание (определение темы и названия мини - музея, выбор инициативной группы);
  3. Выбор места для размещения музея, разработка его модели;
  4. Изучение истории возникновения народной ложки;
  5. Изучение видов ложек;
  6. Подбор художественной литературы для чтения.
  7. Подбор ложек, картинок и иллюстраций для рассматривания с детьми.
  8. Подбор для слушания с детьми народных музыкальных произведений в исполнении ложкарей.
  9. Подборка загадок, поговорок, сказок, игр;

10.  Подготовка необходимого материала для создания музея (дерево, пластик, картотеки, затем экспонатов);

  1. Разработка проекта «Мини-музей »

II. Основной этап.

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно- развивающей среды

Сентябрь

Знакомство с разнообразием ложек

Д/и «Принимайся за обед»

Цель: Закрепление названий и назначений посуды для столовой. Формирование основ внимательного отношения друг к другу.

Поиск и отбор материала 

Фото для рассмотрения разнообразных «ложек»

Октябрь

Беседы

Обогатить и уточнить представление об истории возникновения ложки. Сообщить  исторические сведения о возникновении народных промыслов, воспитывать интерес к народному творчеству;

Д/и  «Угостим гостей чаем»

Цель: Закрепление знаний детей о чайной посуде. Активизация словаря: чашка, чайная ложечка, блюдце, чайник и т.д. Воспитание культуры поведения за столом.

Оформление мини музея.

Сбор информации «Виды ложек»

Мини музей ложек.

Ноябрь

Лепка «Ай-да, ложечка!»

Цель: Обучение детей лепить ложечку, используя приёмы: раскатывание, сплющивание, примазывание, вытягивание.

Д/и «Четвертый лишний» Цель: Развитие логического мышления, обучение рассуждению и умению делать выводы.

Сбор информации «История ложки»

Информативный материал на темы:

«История ложки»

Декабрь

ЧХЛ про ложку

Познавательное развитие. «Из чего ложечка?»

Цель: Обогащение представлений детей о разных материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, железо, пластмасса).

Оформление папки «Сказки и стихотворения про ложку»

Сказки  «Три медведя», «Жихарка»;  Мой Мишка, Большая ложка

Январь

Чтение и заучивание загадок, пословиц и поговорок о ложке    

  Рисование «Нарядная ложечка»

Цель: Обучение детей украшать ложечку, используя приём - примакивание, рисование кругов и раскрашивание ручки одним цветом.     

Оформление папки «Загадки, пословицы и поговорки о ложке»

Загадки, пословицы и поговорки о ложке

Оформление выставки детских работ;

Совместное придумывание сюжета рисунка. Помощь в работе.

Февраль

Д/и  «Кукла Катя обедает»

Цель: Закрепление знаний о столовой посуде, воспитывать умственную активность, заботливое отношение к кукле. Активизация словаря: столовая ложка, десертная ложка.

Игры-забавы: «Пронеси – не урони!»

Исследовательская деятельность

 «Тонет не тонет»

Оформление папки «Инструмент для изготовления ложки»

Информативный материал на тему:

«Инструмент для изготовления ложки»

Март

Д/и  «Для чего и почему?»

Цель: Знать и уметь применять разные предметы посуды, их названия. Формирование познавательного интереса к окружающим вещам.

Д/и  «Угадай предмет по детали»

Цель: Закрепление особенностей внешнего вида посуды, её составные части, уметь по части назвать предмет посуды.

Выставка поделок из ложек

Поделки из ложек

Апрель

Аппликация «Красивая ложечка»

Цель: Обучение детей украшать силуэт ложки готовыми формами.

Сюжетно-ролевая игра Тема: «Магазин посуды»

Цель: Закрепление названий предметов чайной и столовой посуды, её назначение. Воспитание культуры поведения в общественных местах.

Изготовление ложковых кукол родителями в сотворчестве с детьми.

Театр из ложек

Май

итоговое занятие «Ай да ложка, ложечка» с участием родителей

презентация проекта.

III. Заключительный этап.

  1. Выставка всех экспонатов, собранных за время работы мини – музея;
  2. Презентация проекта для родителей и педагогов ДОУ;
  3. Заседание инициативной группы с целью подведения итогов работы мини – музея «Ай да ложка, ложечка».

Оценка результатов.

Дети узнают для чего нужна посуда (ложка); увидят её отличительные признаки; смогут дать элементарную оценку по внешним признакам; проявляют желание украшать силуэт посуды (ложки) посредством изобразительной деятельности. Дети обогатят представление об истории возникновения ложек, о их функциях и разнообразии.

Дети познакомятся: с устным народным творчеством (сказками, загадками), с разными видами народного искусства (хохломская роспись, гжель). Заучивание стихов. Загадывание загадок. Чтение сказки «Жихарка», «Три медведя».

У детей будут сформировано умение свободно и непринужденно развивать свои творческие способности. Дети узнают о деревянной ложке как о музыкальном инструменте.

 

Взаимодействие с родителями

Изготовление родителями совместно с детьми книжек-малышек.

Проведение выставки детских работ по теме «Ложечка точёная – ручка золочёная».

Презентация проекта на родительском собрании.

Перспективы развития мини-музея.

  1. Проведение исследовательской работы «Такие разные ложки»;
  2. Создание коллекции «Ложки разных народов»;
  3. Изготовление авторских дидактических, сюжетно - ролевых игр  «Театр ложек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет «Ложки –ложечки».

Тема недели: «Мир предметов».Интегрированная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет «Ложки –ложечки»....

Презентация проекта "Ах, ложка-ложечка!"

Проект «Ах, ложка, ложечка» был организован с целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях. Работа над проектом была направлен...

Презентация проекта "Ложка-ложечка"

Актуальность проектаКаждый день мы встречаемся с ложкой. За завтраком, обедом, ужином. Есть немало поговорок о ложке: «Дорога ложка к обеду», «Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь...

НОД"Ложки-ложечки"из серии мир предметов

занятие, по озакомлению детей с миром предметов....

Конспект ОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе Тема: «Айда, ложка, ложечка» ( в рамках проектной деятельности «Такие разные ложки»)

Цель: Познакомить детей с орнаментом хохломской росписи. Задачи: 1. формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. 2. обогащать словарь детей (хохломская роспись, завитки, т...

Мультимедийная разработка образовательной деятельности по ОО «Художественно-эстетическому развитию» в подготовительной группе Тема: «Айда, ложка, ложечка» ( в рамках проектной деятельности «Такие разные ложки»)

Конспект ОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие»в подготовительной группе Тема: «Айда, ложка, ложечка» ( в рамках проектной деятельности «Такие разные ложки»...