«Совершенствование развивающей предметно – пространственной среды как основы дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку» II группа раннего развития
материал (младшая группа)

Карижская Марина Николаевна

Предварительный просмотр:

Предметно – развивающая среда в группе раннего развития.

Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится одним из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, а именно основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. 

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

При отсутствии нужной предметно-развивающей среды у ребенка исчезает стремление узнавать новое, возникает апатия ко всему окружающему, пропадает интерес к игровой деятельности. Ведущая деятельность в раннем возрасте – это игра. Именно в процессе игры ребенок овладевает знаниями, учится строить отношения с другими людьми, смеется и грустит, думает, переживает – ведь для него это реальность, а не придуманный мир, как часто кажется взрослым. Поэтому необходимо постоянно обновлять, менять предметную среду.

Развивающая предметно – пространственная среда в группе организуется таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей от 1,5 до 3х лет в различных видах детской деятельности.

Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков:

Уголок сюжетно-ролевых игр расположен так, чтобы создавалось впечатление ограниченного пространства и в тоже время воспитателю очень хорошо видно всех ребят. Дети могут по своему желанию брать игрушки, атрибуты для игр. В данном уголке собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Полученные знания и навыки малыши переносят в повседневную жизнь. Здесь всегда для каждой девочки есть кукла, кухонные принадлежности, шкафчик с посудой, кухонная плита, а для каждого мальчика машинка, так же есть диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети. Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, пластмассовых емкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. Все материалы, находятся в поле зрения, и доступны детям.

Уголок двигательной активности. Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В зоне двигательной активности расположено оборудование для проведения подвижных игр, утренней гимнастики, а так же для самостоятельных игр детей.

В книжном уголке подобраны предметные и сюжетные картинки, наборы сюжетных картинок, картотека потешек, стихов, загадок. Также нами был изготовлен дидактическое пособие лэпбук «В гостях у сказки», которое способствуют поддержанию познавательного интереса у малышей к художественной литературе, организации совместной деятельности взрослого с детьми, удовлетворение потребности малышей в общении и совместной деятельности со взрослым, снятия эмоционального напряжения в период адаптации. Дидактическое пособие может использоваться для индивидуальной, самостоятельной и совместной деятельности. Для ознакомления с новым материалом и для закрепления пройденного.

Для того чтоб детям было интересно играть с лэпбуком на каждой странице данного пособия сделаны: звери на липучках, материал для тактильного ощущения и различные декоративные материалы, которые дети могут потрогать.

Уголок для продуктивной деятельности (рисования, лепки, аппликации): Ранний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке продуктивной деятельности есть мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, формочки для лепки, бумага для рисования, гуашь и кисти, печатки, ватные палочки. Наши малыши любят проводить время в этом уголке. Больше всего им нравится лепить из пластилина и рисовать с помощью трафаретов, штампиков, печатей, раскрашивать картинки.

Уголок познавательно-исследовательской деятельности.

Для детей в группе имеются предметы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений детей, развивать речь. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п. Развивающие игры направленные на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: игрушки-шнуровки разного вида, разные виды мозаик, лото по разным темам, настольно-печатные игры.

Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности: в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена на специальном дидактическом столе. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности

Дидактический стол используем для проведения игр-занятий индивидуальных и с небольшой группой детей с целью развития сенсорных способностей. Наполняемость дидактического стола периодически меняем. Всё это способствует обогащению чувственного и тактильного опыта малышей, развитию внимания, памяти, слуха, а так же формированию сенсорных эталонов. Нравятся ребятам новая развивающая доска «Бизиборд»  (busy board) – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребёнку трогать обычно запрещено - это не просто модное веяние. Это полезные игры на усидчивость, внимательность, умение концентрироваться, развитие мышления и мозговой активности.

Музыкальный уголок. Дети в восторге от нашего музыкального уголка. Здесь есть такие музыкальные инструменты: металлофон, гармошка, пианино, балалайки, бубны, погремушки, колокольчики, трещотка. Создана картотека музыкально-дидактических игр, сюжетные и предметные картинки с изображением музыкальных инструментов которые доставляют детям много радостных минут, развивают фонематический слух и чувство ритма. В раннем возрасте лучше применять метод объяснительно-иллюстративный. Воспитатель обыгрывает действия с игрушкой сам, а дети смотрят, гладят игрушку, здороваются, звукопадражают: собачка гав-гав, птичка чик-чирик, киска мяу-мяу (мишка идет, зайчик прыгает, куколка танцует, спит и т.д.). В свою очередь, ребенок усваивает эти способы, и впоследствии будет играть сам. Для создания в группе психологического комфорта в течение всего дня, избегания обыденности обстановки, мы сформировали фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями, картотеку художественного слова на все режимные моменты.

Театральный уголок здесь наших воспитанников мы знакомим с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Поэтому здесь сосредоточены разные виды театров:

- Кукольный театр (Теремок, Волк и семеро козлят, настольный театр (Колобок, Теремок, Маша и медведь)

- Пальчиковый театр

- Театр с игрушками Бибабо

- Вязаный театр

- Театр – топотушки

- Театр на прищепках

- Картотека музыкальных и театрализованных игр

Встреча с героями из сказок помогают ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Уголок уединения. Когда ребенок заскучал, не хочет играть, возможно, он просто устал и хочет побыть один, ему предлагается побыть в «домике - теремке». Здесь массажные шарики, мягкие игрушки , которые позволяют ребенку успокоится, также имеются подушки различных форм и цветов.

Подводя итог можно сказать, что развивающая среда создает благоприятные условия для развития: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества и т.д. Иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки (навыки общения). Происходит развитие личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум: «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям».

Семинар-практикум«Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям»Разработали: воспитатель общеразвивающей группы...

Проект «Инновационные подходы и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группе «Колобок» в соответствии с ФГОС ДО

Вопрос создания предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образован...

Семинар-практикум «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям»

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в организации развивающей предметно-пространственной среды с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей каждого ребенка...