Семинар-практикум: «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям».
материал на тему

Сидорова Яна Николаевна

Семинар-практикум

«Организация развивающей предметно-пространственной среды,

как основы индивидуального подхода к детям»

Разработали:

воспитатель общеразвивающей группы                   

Сидорова Яна Николаевна

воспитатель группы компенсирующей

направленности для детей с ТНР

Воропаева Лариса Борисовна

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в организации развивающей предметно-пространственной среды с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 22 «ЖУРАВУШКА»  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Разработали:

воспитатель общеразвивающей группы                    

Сидорова Яна Николаевна

воспитатель группы компенсирующей

направленности для детей с ТНР

Воропаева Лариса Борисовна

                                                                                             

Сентябрь 2017 год

Семинар-практикум

«Организация развивающей предметно-пространственной среды,

как основы индивидуального подхода к детям»

Разработали:

воспитатель общеразвивающей группы                    

Сидорова Яна Николаевна

воспитатель группы компенсирующей

направленности для детей с ТНР

Воропаева Лариса Борисовна

План семинара – практикума:

1. Организационный момент

2. Приветствие участников

3. Теоретическая часть

  • Цель
  • Задачи
  • Актуальность
  • Теоретические аспекты создания РППС в соответствии с ФГОС ДО

4. Практическая часть

  • Блиц опрос
  • Практические задание для педагогов

5. Подведение итогов семинара.

6. Рефлексия.

1.Организационный момент

При в ходе в зал педагоги объединяются в 3 подгруппы, по возрастным признакам групп, в которых работают воспитатели (2 группа раннего возраста, 1 младшая – 1 стол, 2 младшая, средняя группа – 2 стол; старшая, подготовительная группа – 3 стол).

2.Приветствие участников семинара-практикума

3.Теоретическая часть

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в организации развивающей предметно-пространственной среды с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Задачи:

  • Обобщать и повышать знания педагогов по организации развивающей предметно-пространственной среды, основываясь на индивидуальном подходе к детям
  • Развивать практические умения педагогов по применению принципов ФГОС ДО в моделировании и организации развивающей среды в группах.

Актуальность

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - волевой сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развитиянезависимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.

Теоретические аспекты создания РППС в соответствии с ФГОС ДО

Развивающая предметно-пространственная среда – одно из основных средств развития личности ребёнка, источник его знаний и социального опыта,своеобразная форма его самообразования.

Роль педагога – открыть перед детьми весь спектр возможностей среды в целях эффективного развития каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов и уровня активности. Формирование среды – уникальное решение для каждой конкретной образовательной организации.

Для осуществления полноценного образовательного процесса, необходимо сформировать развивающую предметно-пространственную среду детского сада, наполнить ее содержанием, так как она является частью образовательной средыпредставленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития дошкольников в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающаяпредметно-пространственная среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, период обучения и реализуемой педагогами программы. Лёгкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство. Важно помнить, что ребёнок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» её, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту.

РППС должна обеспечивать:

- реализацию различных образовательных программ, используемых в МБДОУ;

- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс;

- в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия.

РППС должна создавать условия для формирования и развития игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности всех воспитанников, экспериментирование с доступными материалами, развития двигательной активности, в том числе развитиекрупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможности самовыражаться.

4. Практическая часть

Блиц-опрос

1. При проектировании предметно- развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:

  • пространство;
  • время;
  • предметное окружение.

Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка.

 2. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:

  • рабочая
  • активная
  • спокойная

3.Примерный перечень Центров для организации индивидуального подхода к детям:

  • для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей, профессий и пр.);
  • для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);
  • для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);
  • для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
  • для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
  • для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
  • для отдыха (уединение, общение и пр.).

4. Развивающаяпредметно-пространственная среда группы должна быть:

  • содержательно насыщенной
  • трансформируемой
  • полифункциональной
  • вариативной
  • доступной
  • безопасной

5. В целях содержательного насыщения пространства РППС должна обеспечить работу по пяти основным областям:

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие

6. Факторы проектирования РППС:

  • индивидуальные социально-психологические особенности ребенка
  • особенности эмоционально-личностного развития ребенка
  • индивидуальные интересы, склонности, предпочтения, потребности ребенка
  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности ребенка
  • возрастные и поло-ролевые особенности ребенка

Практические задание для педагогов

Педагогам раздаются листочки с заданиями.Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях организации РППС в группах в соответствии с ФГОС ДО.

1 КОМАНДА (ранний и младший дошкольный возраст)

  • Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в …
  • Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с … понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
  • При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль … деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит … благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Ответы:

  • Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности.
  • Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
  • При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

2 КОМАНДА (средний дошкольный возраст)

  • Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать…, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
  • Предметно- развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей….
  • Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного…. дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Ответы:

  • Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
  • Предметно- развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами.
  • Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

3 КОМАНДА (старший дошкольный возраст)

  • В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие … сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя…. среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
  • Развивающая предметно - пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься… делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование).
  • Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие …: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Ответы:

  • В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
  • Развивающая предметно - пространственная средаорганизуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование).
  • Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

6. Подведение итогов семинара

Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Таким образом, проектирование РППС, создающей основу для реализации индивидуального подхода к ребенку, предполагает соблюдение следующих принципов:

  • обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей
  • организации «зон приватности»
  • предоставления права и свободы выбора
  • создания условий для моделирования, поиска и экспериментирования
  • полифункциональности использования помещений и оборудования
  • возрастной и гендерной адресованности оборудования и материалов
  • независимости в оценке результатов деятельности
  • учет уровня развития и познавательных возможностей каждого ребенка

7. Рефлексия «Ладошки»