Семинар-практикум «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям»
методическая разработка (подготовительная группа)
Основная идея семинара-практикума «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям» заключается в том, что развивающая среда — одно из основных средств развития личности ребёнка, источник его знаний и социального опыта, своеобразная форма самообразования.
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребёнку:
- найти занятие по душе;
- поверить в свои силы и способности;
- научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками;
- понимать и оценивать их чувства и поступки.
Некоторые принципы организации развивающей среды, которые лежат в основе индивидуального подхода к детям:
- обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
- организация «зон приватности»;
- предоставление права и свободы выбора;
- создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
- полифункциональность использования помещений и оборудования;
- возрастная и гендерная адресованность оборудования и материалов;
- независимость в оценке результатов деятельности;
- учёт уровня развития и познавательных возможностей каждого ребёнка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям»
Выполнила:
старший воспитатель Королева Н.А.
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в организации развивающей предметно-пространственной среды с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Задачи:
∙ Обобщать и повышать знания педагогов по организации развивающей предметно-пространственной среды, основываясь на индивидуальном подходе к детям
∙ Развивать практические умения педагогов по применению принципов ФГОС ДО в моделировании и организации развивающей среды в группах.
Актуальность :
Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - волевой сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.
Мы, педагоги, наполняем ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Главная идея, которой мы придерживаемся, по оформлению игровых, спальных, приемных помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, наши группы насыщены постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.
Основные задачи построения ППРС по принципу индивидуализации:
Создание единой предметно – пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творчество, ответственность, фантазию, изобретательность. Эстетизация и модернизация пространства детского учреждения с учетом требований современного дизайна и компетентностей педагогов ДОУ. Принципы построения предметно-пространственной среды
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников образовательного процесса заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится.
Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной творческой деятельности.
Принцип активности, творчества реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности (зон, центров детской активности) и дает возможность каждому ребенку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим. Предоставление девочкам и мальчикам возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип "половых и возрастных" различий.
Принцип индивидуальности и неповторимости каждого структурного компонента единого пространства ДОУ.
При формировании предметно-развивающей среды группы нет жесткого стандарта, педагоги учитывают особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни.
Принцип безопасности реализуется в соблюдении педагогами правил пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья детей.
Принцип рациональности и целесообразности означает удобство, простор, функциональную значимость каждого компонента, эстетичность. Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать.
Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог должен постоянно учитывать особенности его развития, определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Помещения наших групп разделены на Центры активности, игровые зоны, в каждом из которых находится достаточное количество различных материалов для исследования и игры. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности. Центры активности дают возможность индивидуализировать образовательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Чтобы дети могли самостоятельно распоряжаться материалами в Центрах, а затем возвращать их на место, сами Центры активности выделены и обозначены «Значками», где изображена подсказка для детей, понятная для того, чтобы ребенок самостоятельно мог справиться с этой задачей. Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.
С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры
-Стенды,
-Информационные папки,
-Лэпбуки):
1.«Наш день»,
- «Новости дня» Сообщение темы дня, проекта, недели, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми и вывешенные на всеобщее обозрение
-Стена (ширма) "Наша жизнь, наши успехи" используется для демонстрации личных достижений воспитанников в городских, Всероссийских конкурсах, выставках рисунков дошкольников, посещающих кружки, значимого для ребенка события.
2.Стены творчества Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок.
-Уголок именинника" Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития).
- "Паровозик желаний", персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков .
3. Макеты
Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры.
4. Лэпбук – тематическое пособие Развитие исследовательских действий, совершенствование умения действовать по правилам, развитие субъект - субъектной позиции, освоение способов действия эмоционально-практическим путем
5. Взаимодействие с семьей
- фотоминутки - знакомство с темой недели, дня, проекта
- выставки совместного творчества
- семейные альбом
2. Практическая часть
Блиц-опрос
Педагогам раздаются листочки с заданиями. Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях организации РППС в группах в соответствии с ФГОС ДО.
1 ( младший дошкольный возраст)
∙ Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в………….. (двигательной активности)
∙ Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с ( педагогами и со сверстниками)
… понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
∙ При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль (игровой)… деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит(эмоционалбное ) … благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
2 (средний дошкольный возраст)
∙ Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать( окружающих людей )…, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
∙ Предметно- развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей… (играть и заниматься отдельными подгруппами).
Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Старший дошкольный возраст
∙ В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
∙ Развивающая предметно - пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование)
. ∙ Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
1. При проектировании предметно- развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:
∙ пространство;
∙ время;
∙ предметное окружение.
Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка.
2. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:
∙ рабочая
∙ активная
∙ спокойная
3.Примерный перечень Центров для организации индивидуального подхода к детям:
∙ для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей, профессий и пр.);
∙ для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);
∙ для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);
∙ для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
∙ для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
∙ для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
∙ для отдыха (уединение, общение и пр.)
4. Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть:
∙ содержательно насыщенной
∙ трансформируемой
∙ полифункциональной
∙ вариативной
∙ доступной
∙ безопасной
5. В целях содержательного насыщения пространства РППС должна обеспечить работу по пяти основным областям:
∙ Социально-коммуникативное развитие
∙ Познавательное развитие
∙ Речевое развитие
∙ Художественно-эстетическое развитие
∙ Физическое развитие
6. Факторы проектирования РППС:
∙ индивидуальные социально-психологические особенности ребенка
∙ особенности эмоционально-личностного развития ребенка
∙ индивидуальные интересы, склонности, предпочтения, потребности ребенка
∙ любознательность, исследовательский интерес и творческие способности ребенка
∙ возрастные и поло-ролевые особенности ребенка
3. Подведение итогов семинара
Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Таким образом, проектирование РППС, создающей основу для реализации индивидуального подхода к ребенку, предполагает соблюдение следующих принципов:
∙ обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей
∙ организации «зон приватности»
∙ предоставления права и свободы выбора
∙ создания условий для моделирования, поиска и экспериментирования
∙ полифункциональности использования помещений и оборудования
∙ возрастной и гендерной адресованности оборудования и материалов
∙ независимости в оценке результатов деятельности
∙ учет уровня развития и познавательных возможностей каждого ребенка
4. Рефлексия «Ладошки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум: «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям».
Семинар-практикум«Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям»Разработали: воспитатель общеразвивающей группы...

Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды как основы индивидуального подхода к детям»
Консультативный материал для работы с педагогическим коллективом...

Организация предметно-развивающей среды как основы индивидуального подхода к детям
Среда – одно из основных средств развития личности ребенка источник его индивидуальных знаний и социального опыта....

Семинар-практикум «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям»
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в организации развивающей предметно-пространственной среды с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей каждого ребенка...

Семинар практикум для педагогов ДОО: «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям»
Семинар практикум...
Семинар-практикум «Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в соответствии ФГОС ДО»
Семинар-практикум «Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в соответствии ФГОС ДО»Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ...

"Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям"
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в организации, развивающей предметно-пространственной среды с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей каждого ребенка.[[{"type":...
