Семинар-практикум «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям»
методическая разработка (подготовительная группа)

Королёва Наталья Александровна

Основная идея семинара-практикума «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям» заключается в том, что развивающая среда — одно из основных средств развития личности ребёнка, источник его знаний и социального опыта, своеобразная форма самообразования.  

 Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребёнку:

  • найти занятие по душе; 
  • поверить в свои силы и способности; 
  • научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками; 
  • понимать и оценивать их чувства и поступки. 

Некоторые принципы организации развивающей среды, которые лежат в основе индивидуального подхода к детям:

  • обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей; 
  • организация «зон приватности»;
  • предоставление права и свободы выбора;
  • создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования; 
  • полифункциональность использования помещений и оборудования; 
  • возрастная и гендерная адресованность оборудования и материалов; 
  • независимость в оценке результатов деятельности;
  • учёт уровня развития и познавательных возможностей каждого ребёнка. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям»

               Выполнила:

старший воспитатель Королева Н.А.

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в организации развивающей предметно-пространственной среды с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 Задачи:

  Обобщать и повышать знания педагогов по организации развивающей предметно-пространственной среды, основываясь на индивидуальном подходе к детям

  Развивать практические умения педагогов по применению принципов ФГОС ДО в моделировании и организации развивающей среды в группах.

 Актуальность :

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - волевой сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития  независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.

Мы, педагоги, наполняем ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Главная идея, которой мы придерживаемся, по оформлению игровых, спальных, приемных помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, наши группы насыщены постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

Основные задачи построения ППРС по принципу индивидуализации:

 Создание единой предметно – пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творчество, ответственность, фантазию, изобретательность. Эстетизация и модернизация пространства детского учреждения с учетом требований современного дизайна и компетентностей педагогов ДОУ. Принципы построения предметно-пространственной среды

 Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников образовательного процесса заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится.

Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной творческой деятельности.

Принцип активности, творчества реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды.

 Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности (зон, центров детской активности) и дает возможность каждому ребенку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим. Предоставление девочкам и мальчикам возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип "половых и возрастных" различий.

 Принцип индивидуальности и неповторимости каждого структурного компонента единого пространства ДОУ.

При формировании предметно-развивающей среды группы нет жесткого стандарта, педагоги учитывают особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни.

Принцип безопасности реализуется в соблюдении педагогами правил пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья детей.

 Принцип рациональности и целесообразности означает удобство, простор, функциональную значимость каждого компонента, эстетичность. Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Педагогу необходимо постоянно импровизировать.

Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог должен постоянно учитывать особенности его развития, определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Помещения наших групп разделены на Центры активности, игровые зоны, в каждом из которых находится достаточное количество различных материалов для исследования и игры. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности. Центры активности дают возможность индивидуализировать образовательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Чтобы дети могли самостоятельно распоряжаться материалами в Центрах, а затем возвращать их на место, сами Центры активности выделены и обозначены «Значками», где изображена подсказка для детей, понятная для того, чтобы ребенок самостоятельно мог справиться с этой задачей. Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.

 С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры

-Стенды,

 -Информационные папки,

 -Лэпбуки):

 1.«Наш день»,

- «Новости дня» Сообщение темы дня, проекта, недели, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми и вывешенные на всеобщее обозрение

-Стена (ширма) "Наша жизнь, наши успехи" используется для демонстрации личных достижений воспитанников в городских, Всероссийских конкурсах, выставках рисунков дошкольников, посещающих кружки, значимого для ребенка события.

2.Стены творчества Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок.

-Уголок именинника" Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития).

- "Паровозик желаний", персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков .

 3. Макеты

 Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры.

4. Лэпбук – тематическое пособие Развитие исследовательских действий, совершенствование умения действовать по правилам, развитие субъект - субъектной позиции, освоение способов действия эмоционально-практическим путем

5. Взаимодействие с семьей

- фотоминутки - знакомство с темой недели, дня, проекта

- выставки совместного творчества

 - семейные альбом

 2. Практическая часть

 Блиц-опрос

Педагогам раздаются листочки с заданиями. Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях организации РППС в группах в соответствии с ФГОС ДО.

1 ( младший дошкольный возраст)

  Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в………….. (двигательной активности)

  Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с ( педагогами и со сверстниками)

 … понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

  При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль (игровой)… деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит(эмоционалбное ) … благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

 

2 (средний дошкольный возраст)

  Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать( окружающих людей )…, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

  Предметно- развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей… (играть и заниматься отдельными подгруппами).

Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Старший дошкольный возраст

  В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

  Развивающая предметно - пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование)

.  Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

 1. При проектировании предметно- развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:

  пространство;

  время;

  предметное окружение.

Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка.

 2. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:

  рабочая

  активная

  спокойная

3.Примерный перечень Центров для организации индивидуального подхода к детям:

  для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей, профессий и пр.);

  для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);

  для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);

  для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);

 для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);

  для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);

 для отдыха (уединение, общение и пр.)

 4. Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть:

  содержательно насыщенной

  трансформируемой

  полифункциональной

  вариативной

 доступной

 безопасной

5. В целях содержательного насыщения пространства РППС должна обеспечить работу по пяти основным областям:

 Социально-коммуникативное развитие

 Познавательное развитие

  Речевое развитие

  Художественно-эстетическое развитие

  Физическое развитие

 6. Факторы проектирования РППС:

  индивидуальные социально-психологические особенности ребенка

  особенности эмоционально-личностного развития ребенка

 индивидуальные интересы, склонности, предпочтения, потребности ребенка

  любознательность, исследовательский интерес и творческие способности ребенка

  возрастные и поло-ролевые особенности ребенка

3. Подведение итогов семинара

 Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Таким образом, проектирование РППС, создающей основу для реализации индивидуального подхода к ребенку, предполагает соблюдение следующих принципов:

  обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей

  организации «зон приватности»

  предоставления права и свободы выбора

  создания условий для моделирования, поиска и экспериментирования

  полифункциональности использования помещений и оборудования

  возрастной и гендерной адресованности оборудования и материалов

  независимости в оценке результатов деятельности

  учет уровня развития и познавательных возможностей каждого ребенка

 4. Рефлексия «Ладошки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум: «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям».

Семинар-практикум«Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям»Разработали: воспитатель общеразвивающей группы...

Организация предметно-развивающей среды как основы индивидуального подхода к детям

Среда – одно из основных средств развития личности ребенка источник его индивидуальных знаний и социального опыта....

Семинар-практикум «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям»

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в организации развивающей предметно-пространственной среды с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей каждого ребенка...

Семинар-практикум «Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в соответствии ФГОС ДО»

Семинар-практикум «Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в соответствии ФГОС ДО»Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ...

"Организация развивающей предметно-пространственной среды, как основы индивидуального подхода к детям"

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в организации, развивающей предметно-пространственной среды с учетом уровня развития и индивидуальных особенностей каждого ребенка.[[{"type":...