Организация предметно-пространственной среды в средней группе
методическая разработка (средняя группа)

Теркулова Адиля Шамильевна

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе « Капельки» построена с учётом ФГОС ДО и даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учётом его интересов, способностей, уровня активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda_srednyaya_gruppa.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая среда в средней группе.

Цель: Изучение условий (РППС) для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, формирование творческой, инициативной личности ребенка в процессе реализации ФГОС ДО.

Характеристика группы «Капельки»: общее количество 34 человека, возраст 4-5 лет, из них 16 девочек и 18 мальчиков.

Физические возможности возрастают значительно: повышается выносливость, улучшается координация, движения становятся точными, уверенными. Активно идёт развитие мелкой моторики, показатели скорости и ловкости выходят на новый уровень.

Быстро развиваются психические процессы: они становятся более осознанными и произвольными. Мышление становится наглядно-образным.

У детей пятого года жизни интенсивно начинают развиваться продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек.

У ребёнка формируется представление о том, как вести себя в обществе. Он начинает понимать, что такое плохой поступок. Дети начинают копировать поведение взрослых и прислушиваются к советам родителей.

Развивающая предметно-пространственная среда группы среднего возраста содержательно насыщена и соответствует возрастным особенностям детей группы.

Образовательное пространство оснащено центрами развития:

-социально-коммуникативное развитие (центр ПДД, центр пожарной безопасности,

центр сюжетно-ролевых игр).

-познавательное развитие (уголок природы, центр сенсорного развития, центр конструктивной деятельности, центр математического развития, центр экспериментирования.)

-Речевое развитие (Центр речевого развития или уголок речи и грамотности, центр Книги, логопедический уголок.)

Художественно-эстетическое развитие ( центр ИЗО и творчества, центр музыкально-театрализованной деятельности.)

Физическое развитие (спортивной уголок)

Согласно требованиям ФГОС, в группе «Капельки» развивающая предметно-пространственная является:

— содержательно-насыщенной;

— трансформируемой;

— вариативной;

— полифункциональной;

— доступной;

— безопасной.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания ,соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем .

Образовательное пространство организовано с  разнообразием материалов, оборудования и инвентаря. Как в группе, так и на прогулочной площадке. И обеспечивают: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую, двигательную активность всех воспитанников. Обстановка создана для эмоционального благополучия  детей.

Можно  разнообразно  использовать  элементы  предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д., благодаря полифункциональности предметов.

В группе присущи трансформируемость, вариативность: зоны активности мобильны и смены, что даёт возможность для изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей.

Организованы  пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Игрушки периодически сменяются, появляются новые. Что стимулирует игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.

Образовательная деятельность осуществляется со свободным доступом для детей к игрушкам, пособиям, материалам.

Всё пространство развивающей предметно-пространственной среды безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям ,правилам пожарной безопасности: мебель вся закреплена, не имеет острых углов, изготовлена в соответствиями требования СанПиНа. Игрушки и пособия приобретались при наличии сертификатов соответствия и соответствия требованиям ФГОС ДО и возрасту детей. Цветовое решение интерьера не раздражающее.

Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ГБДОУ детский сад № 77 комбинированного вида.

Созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Пример приводится в таблице.

Образова-тельная область

Направление ОО

Задачи ФГОС ДОУ

Оснащение группы

Социально-коммуника-тивное развитие

Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Развитие трудовой деятельности.

Патриотическое воспитание.

Усвоение норм, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Становление самостоятельности целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми.

 Формирование уважительного чувства к семье и обществу детей и взрослых. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Формирование к готовности совместной деятельности со сверстниками.

Уголок для сюжетно-ролевых игр. В него входят:

Кукольная мебель, игрушечная посуда, куклы с одеждой по сезонам.

-Атрибуты для игр: Доктор, Дочки-матери, Повар, Салон красоты, Магазин, Почта,  Зоопарк, Строитель, Моряки, Полиция, Водитель.

Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты.

Альбом           « правила безопасности».

Материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек.  

Познава-тельное развитие

Знакомство с миром природы и формирование экологического сознания.

Знакомство с социальным миром.

Развитие элементарных математических представлений.

Формирование познавательных действий, становление сознания. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Развитие воображения, творческой активности.

Формирование первичных представлений о себе и других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов в окружающем мире (в форме, цвете, размере, материале, звучании, темпе, пространстве, времени).

Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений социокультурных ценностей народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование первичных представлений о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы.

Уголок природы и экспериментирования:

-Календарь природы, картотека опытов, энциклопедия, природный материал,

-подносы, одноразовые ложки, тарелки, стаканы, воздушные шары, спринцовки, песочные часы, лупы.

-Баночки со специями.

Уголок занимательной математики:

-Настольно-печатные игры: математи-ческое лото, Сложи картинку, сложи узор, математи-ческий планшет, Блоки Дьёныша, палочки Кюзинера, макет часов, счетный материал для каждого ребенка.

Уголок патриотичес-кого воспитания: символика нашей страны, символика нашего города, фотоиллю-страции с достопримеча-тельностями Санкт-Петербурга, книги по истории города, куклы в национальных костюмах, макеты зданий, соборов, дворцов.

   

Речевое развитие

Развитие словаря. Воспитание звуковой культуры. Развитие связной речи.

Формирование грамматического строя речи.

Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря. Развитие речевого творчества. Развитие связной, грамматической,  диалогической и монологической речи.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Картотеки словесных игр, игры на развитие мелкой моторики, алгоритмы      для     обучения рассказыва-нию, схемы для рассказывания сказок, настольные игры «лото», «противоположности», «Развиваем речь» и др.

Книжный уголок.

-книги подобранные по возрасту детей и по текущей теме, портреты писателей и поэтов.

Художест-венно-эстетическое развитие

Формирование и развитие эстетического восприятия мира природы. Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира. Формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства.

Художественная деятельность.

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства( словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.

Становление эстетического отношения к окружающему миру.

Формирование элементарных представлений о видах искусства. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей ( изобразительной, конструктивно-модельной)

Уголок для изобразительной деятель-ности (рисования, лепки, аппликации,     моделирова-ния): акварель, гуашь, кисти разного размера, бумага, ножницы, трафареты, пластилин, цветные и простые карандаши, фломастеры, восковые мелки, раскраски, образцы смешивания цветов, схемы рисования птиц, животных, человека.

Уголок театрализованных игр и музыкальной деятельности:  -кукольный театр( три поросенка, репка, теремок, колобок, гуси-лебеди).

Настольный театр( репка, заюшкина избушка, курочка ряба).

Пальчиковый театр, театр с игрушками би-ба-бо, маски персонажей, ширма, диски с музыкой и сказками, музыкальные инструменты, картотека музыкальных и театрализованных игр.

Уголок конструктив-ной деятельности: конструкторы разных форм и размеров, тематические строительные наборы, бумага для оригами, схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии.

Физическое развитие

Приобретение дошкольниками опыта двигательной активности. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Становление ценностей здорового образа жизни.

Развитие различных физических качеств. Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.

Правильное выполнение основных движений.

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.

Овладение подвижными играми и правилами.

Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Спортивный уголок: мячи разных размеров, обручи, скакалки, кольцеброс,  кегли, ракетки, мешочки для метания, султанчики, массажные коврики, картотеки подвижных игр, физкульт-минуток, пальчиковой гимнастики, бодрящей гимнастики, самомассажа.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе построена с учётом возрастных и гендерных особенностей воспитанников.

Игровая зона оснащена атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных по возрасту для мальчиков и девочек. Для детей созданы « Салон красоты», « Магазин», « Ателье мод» и др. Много разных машин, для которых мальчики могут строить гаражи, парковки. Преимущество созданной в средней группе     «Капельки» развивающей предметно-пространственной среды состоит в том, что есть возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности.  Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.

 Вывод: организация развивающей предметно-пространственной среды в группе « Капельки» построена с учётом ФГОС ДО и даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учётом его интересов, способностей, уровня активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе

Организация  предметно-пространственной  развивающей среды в логопедической группе...

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе ДОУ.

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды помогут правильно организовать развивающую среду в группе....

Творческий проект «Румбокс своими руками. Организация предметно-пространственной развивающей среды в коррекционной группе детского сада»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13372482","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","style":"width: 400px; height: 253px;","width":"480"}}]]Мы серьезно относимся к...

Организация предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе ДОУ

Презентация предметно - пространственной развивающей среды подготовительной группы "Пчёлка"...

Организация предметно-пространственной развивающей среды в старшей группы, в соответствии ФГОС.

Вопрос организации предметно-развивающей среды  на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре осно...

Организация предметно-пространственной развивающей среды в подготовительной группе

Предметно – пространственная развивающая среда должна быть организована с учётом требований ФГОС...

Организация предметно-пространственной развивающей среды в средней группе «А». Театрализованный уголок

Жизнь ребенка в детском саду не ограничивается занятиями, поэтому в группе создана предметно-пространственная развивающая среда, отвечающая развивающим целям и учитывающая интересы и потребности ребен...