Картотека дидактических игр по теме «Моя семья»
картотека (подготовительная группа)

Чубенко Наталия Владимировна

Воспитывать любовь и уважение к своей семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_po_teme_dlya_sayta.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по теме

«Моя семья»

 «Кто главный?»                                                                                                          

  Цель: Способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.

Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.

 Ход игры:                                                                                                                          

 Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто, чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.                                                                                                                                      

 «Как зовут членов семьи»                                                                      

Цель: Закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.                                                                    

Ход игры: Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи.                                   

Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

«Наша дружная семья»

Цель: Называть членов семьи, понимать и использовать в активной речи обобщающие слово «семья».

Материал: красиво украшенная коробка; пальчиковый театр, вырезанный для показа пальчиковой инсценировки.

Ход игры: Откройте фотоальбом и предложите ребенку рассмотреть семейную фотографию. Задайте ему вопрос, указывая поочередно на изображение каждого члена семьи: «кто это?».

Спросите ребенка, как зовут его маму, папу, бабушку, дедушку и т. д. Предложите ему рассказать, какая мама? (добрая, красивая, хорошая). Какой папа (высокий, строгий, красивый). Какая бабушка? (старенькая, добрая).

Поставьте перед ребенком, красиво украшенную коробку и предложить посмотреть, что в ней спрятано. (Вырезанные герои пальчикового театра). Предложите ребенку поиграть с героями пальчикового театра.

Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)

Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)

Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)

Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)

Этот пальчик – я, (загните мизинчик)

Это – вся моя семья! (вращайте кисти с разведенными пальцами)

По окончании игры похвалить ребенка, сказав, что его семья действительно очень дружная.

 «Угадай, о ком я говорю».

Задачи: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи;

совершенствовать умения детей подбирать определения, характеризующие членов семьи, отвечая на поставленные вопросы (Какой? Какая?).

Ход игры №1: педагог открывает окошко и предлагает:

1.По цветному изображению угадать и правильно назвать члена семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.), объяснить по каким признакам догадался.

2.Подобрать определения: какая, какой (заботливая, добрая, трудолюбивая, нежная, ласковая или работящий, сильный, смелый, любимый, заботливый).

3. Рассказать, какую работу выполняет по дому.

Ход игры №2: педагог (другие дети) перечисляет определения, характеризующие членов семьи, а ребенок должен отгадать, кто это и открыть нужное окошко.

  • Любимая, заботливая, нежная – мама;
  • Добрая, ласковая, милая – бабушка;
  • Младший, непоседливый, драчливый – брат;
  • Серьезный, сильный, трудолюбивый – папа;
  • Весёлая, умная, красивая, старательная – сестра;
  • Добрый, серьезный, умный – дедушка.

Дидактическая игра «Моя семья - самая…»

Задачи: пополнить словарь детей определениями, характеризующие семью;

продолжать учить детей проводить аналитико-синтезирующую работу.

Ход игры: дети поочередно на полотне выкладывают картинки, условно обозначающие членов своей семьи и отвечают на вопросы: -Какая у тебя семья?

-Моя семья самая веселая (дружная, трудолюбивая, читающая, любит путешествовать, спортивная), потому, что…

«Открой окно, которое назову».

Цель: закрепление порядкового счета, закрепить умение ориентироваться в малом пространстве.

Приложение №2

Решение проблемных ситуаций с использованием дидактического полотна.

  • Кто кому в семье приходится?
  • Кто, что делает по дому?
  • Кто старше, кто моложе и почему?
  • Обязанности мужчин и женщин в семье?
  • Что по дому может делать мама (папа), бабушка (дедушка), дочь (сын) и почему?
  • Кого в семье мы можем назвать пожилыми и молодыми людьми и почему?
  • Кто в семье главнее мама или папа и почему?
  • Что такое семья?
  • Что значит дружба, любовь к близким, родному дому.
  • Кто бабушка для твоего папы?
  • Кто дедушка для твоего папы?
  • Кто дедушка и бабушка для твоего папы?

Игровые правила.

  • Действовать по сигналу воспитателя;
  • соблюдать очередность, выдержку;
  • соблюдать партнерские отношения, работая в парах.


Дидактическая игра «Кто живет в квартире».

Задачи: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи; учить отвечать на вопросы полным предложением.

Ход игры: дети подбирают к контурным изображениям членов семьи цветные изображения, условно обозначающие членов семьи.

Вопрос: - Объясни, почему ты так думаешь?

Дидактическая игра «Составь семью из картинок, условно изображающих членов семьи и расскажи про нее».

Задачи: совершенствовать умение детей составлять сюжетный рассказ по плану (алгоритму, мнемотехнике);

активизировать в речи детей употребление слов и действий по теме «Семья»: младенец- растет, развивается; подросток- растет, учится; юноша (девушка) – взрослеет, учится, работает; взрослые люди: папа (мама), дядя (тетя)- работают, воспитывают детей; пожилые люди (дедушка, бабушка, старушка, дед) - помогают заботиться о внуках.

Закрепить умение детей согласовывать окончания прилагательных с существительными.

Ход игры № 1: На полотне в окошках выложены разные поколения семьи.

- На каждом этапе жизни человека происходят разные изменения, назовите их. Ребенку необходимо рассказать, кто это и почему.

  • Младенец- растет, развивается;
  • Подросток- растет, учится;
  • Юноша (девушка) – взрослеют, учатся, работают;
  • Папа (мама), дядя (тетя)- работают, воспитывают детей;
  • Пожилые люди (дедушка, бабушка, старушка, дед) - помогают заботиться о внуках.