Культурно-досуговая деятельность в детском саду
статья

Самарцева Наталья Витальевна

Детство – самая счастливая, но, к сожалению, необратимая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений детства часто остаются в памяти человека на всю жизнь. Мы не должны забывать, что праздник – это радость. Так давайте дарить её детям и друг другу, не жалея сил в поддержке, улыбок и комплиментов. Пребывание в детском саду невозможно представить без радостных праздников, трогательных утренников , дружеских чаепитий и весёлых стартов. Мероприятия, организуемые педагогом в рамках досуговой деятельности, дарят дошкольникам яркие впечатления, которые сохранятся на всю жизнь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturno-dosugovaya_deyatelnost.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

Культурно-досуговая деятельность

Педагогика досуга - учение о досуге как целенаправленно организованной воспитательной деятельности. Предметом педагогики досуга является целенаправленный, воспитательный процесс организации досуговой деятельности детей и перевод её на более высокий уровень развития.

Задачи педагогики досуга:

1) создание условий для самореализации и самовоспитания в сфере свободного времени;

2) повышение нравственного и культурного уровня развития ребенка;

3) включение в социально-значимую досуговую деятельность.

Методы педагогики досуга: игра, театрализация, состязательность, импровизация, метод создания воспитывающих ситуаций.

В последние годы всё активнее в качестве условий для развития умственных способностей, познавательной деятельности выступают разнообразные формы повышения познавательной активности и познавательного интереса детей дошкольного возраста. Например, такие формы как развлечения познавательного характера (культурно-досуговая деятельность), самообразование ребенка.

Культурно -досуговая деятельность детей - это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детского сада, начальной школы, семьи и учреждений дополнительного образования, которая создаёт внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности в процессе изучения и познания ценностей различных видов культуры.

Потребность в отдыхе - это биолого-физиологическая особенность детского организма. Досуг, проводящийся в определённой культурной форме, выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется целенаправленностью и продуманностью, осуществляется в свободное время и протекает как индивидуально, так и коллективно. Он отличается относительной свободой выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых, связанных с развитием, общением, оздоровлением на основе добровольности и инициативы, как отдельного ребёнка, так и различных групп. Досуговая деятельность всегда транслирует этико-эстетические нормы культуры поведения и формирует у ребёнка такие качества, как человечность, гуманность, порядочность, увлечённость.

Культурно-досуговая деятельность по своему содержанию и виду настолько разнообразна, что её можно различать по форме (коллективная и индивидуальная) по способам осуществления (художественная - музыка, рисование, танцы; творческая; техническое творчество - моделирование; коллекционирование), по эмоциональной напряженности (увлеченность, ощущение радости и удовлетворения потребности; всегда осуществляется в свободное время или в период после высокого уровня усталости, как вынужденный отдых в период интенсивной работы) по физиологической направленности (способствует восстановлению физических сил).

Досуг, как и любая деятельность, включает в себя следующие компоненты:

• мотив (потребность в этой деятельности),

• задача (средства решения задачи)

• действия (операции).

Задачи объединяют единство цели и условия её достижения, а действия соответствуют целям операций - условиям. Необходимо учитывать, что каждый вид культурно-досуговой деятельности имеет своё содержание.

Результат - у ребёнка возникает направленность потребностей, мотивов, задач, средств, действий и операций. М.Б. Зацепина выделяет три типа отношения к организации досуга:

первый - полное безразличие, т.е. педагогическая безнадзорность;

второй - излишняя заорганизованность, когда ребёнку не предоставляется право  выбора и взрослые в основном сосредотачивают своё внимание на развитии ребёнка с маниакальным духовным напряжением.

И третий тип руководства - это поиск таких путей, форм, средств и методов, которые бы соединили в единое целое познание и развлечения, наполнили бы их нравственно-эстетическим содержанием.

В последнем случае необходимо взрослым сосредоточивать своё внимание на формировании у детей интереса к содержательной стороне досуга при положительно-эмоциональном отношении к результатам своей деятельности.

Познавательная активность в процессе отдыха, развлечений, праздника проявляется в интересе, в стремлении преодолеть возникающие трудности и добиваться наилучших результатов.

Важным качеством любой деятельности, которая совершается в свободное время, является то, что она должна быть интересной ребёнку при максимальной самостоятельности и активности с его стороны.

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Трансформации всех сторон жизни общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Дети представляют собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности.

Неорганизованный, стихийный досуг детей часто является источником импульса к развитию вредных привычек, далеко нездорового образа жизни. Организованный же в социально-значимых целях досуг является педагогической и социальной поддержкой растущих личностей, формирует у них активную, сознательную и созидательную по отношению к окружающему миру позицию, а также является средством удовлетворения детских потребностей.

Организация досуговой деятельности детей должна быть в первую очередь культурной. И это одна из важнейших задач современного общества. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе. В сфере досуга дети более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.

Досуг строится особым образом на организованном общении, несёт в себе глубокий социальный, часто педагогический смысл, выполняет культурно-образовательное, развивающее назначение, а также позволяет раскрыть эстетический, духовно-нравственный и физический потенциал личности. В основе досуга - предметно- духовная деятельность, разнообразными видами которой заполняется

досуговое время.

Поэтому так важно уметь организовать для ребенка такую культурно-досуговую среду, которая станет для него естественной частью его жизни и позволит более полно реализовать себя и свои интересы.

Досуг - это одна их форм детской жизнедеятельности. Содержание досуга - это совокупность элементов детских увлечений, интересов, хобби. К структурным элементам содержания досуга можно отнести: кино, телевидение, техническое творчество, прикладной труд, художественное творчество, книги, экологическая деятельность, спорт, театр, музыка, туризм, коллекционирование и т.д.

Наука раскрывает приблизительно более сорока главных составляющих элементов досуга. Каждый элемент имеет свои формы, вариации, модели. Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, и т.д.

Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признаётся значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребёнку реализовать то лучшее, что в нем есть.

Культурно-досуговая деятельность представляет собой сферу жизнедеятельности, открывающую возможности для формирования внутреннего мира ребенка, повышения его культурного уровня и всестороннего развития. Досуговая деятельность дошкольников осуществляется во временном отрезке, свободном от занятий, и рассматривается как одна из сфер вовлечения в мир культуры.

Некоторые ученые, занимающиеся изучением процесса досуговой деятельности, приходят к выводу, что отдельные группы населения не имеют соответствующего уровня знаний и навыков рационального и разнообразного использования свободного времени. К их числу можно отнести и дошкольников, не владеющих необходимой культурой использования свободного времени. Поэтому их досуг имеет стихийный характер.

Обеспечить целенаправленность процесса детской культурно-досуговой деятельности возможно при условии наличия педагога, ориентирующего свободное время детей на освоение культурных ценностей и предоставляющего им свободу в выборе занятий, исходя из их индивидуальных способностей, интересов и потребностей. Основная цель педагога - воспитание свободной, активно действующей личности дошкольника через приобщение к ценностям культуры, развитие творческого потенциала каждого ребёнка. В этом случае культурно-досуговая деятельность детей предстанет как планируемый и специально организованный педагогический процесс, направленный на повышение культурного уровня ребёнка. Культурно-досуговая деятельность детей представляет собой целенаправленно организованный процесс, в котором субъект осуществляет предметную, содержательную деятельность, характеризующуюся творческой активностью и влияющую на уровень его культурного развития. Основанием для этого определения выступает сам характер культурно-досуговой деятельности, который строится на добровольном желании ребенка и по его инициативе, с учетом интересов и потребностей, что делает процесс наиболее привлекательным и востребованным детьми.

Оказывая влияние на духовный образ жизни дошкольника, процесс культурно-досуговой деятельности обеспечивает необходимые условия для личностного развития ребенка, формирования его общей культуры. В нем нет строгой регламентации, он направлен на интересы и потребности самих детей. Перечисленные характеристики позволяют рассматривать культурно-досуговую деятельность дошкольников как средство формирования их культурного уровня в разнообразных сферах деятельности.

В основе определения форм культурно-досуговой деятельности лежит положение о том, что форма выполняет функцию организации досугового процесса в целом. Вне формы процесс культурно-досуговой деятельности осуществляться не может.

Формы культурно-досуговой деятельности дошкольников весьма разнообразны. Традиционно в работе с дошкольниками определены следующие ее разновидности: слушание музыки, упражнения, игры, развлечения, праздничные утренники. В современной литературе традиционные формы дополнены такими видами, как отдых, самообразование, творчество.

Формы развлечений достаточно многообразны и зависят от поставленных целей и задач, от жанровых особенностей репертуара, от его тематической направленности и смысловой насыщенности:

концерты, музыкально-литературные композиции, музыкальные игры и забавы, внесение новой игрушки, инсценировки, игры-драматизации, кукольные спектакли, хореографические и оперные.

По содержательной направленности в практике досуговой деятельности представлена следующая классификация развлечений:

театрализованные (все виды театров и театрально-игровой деятельности); познавательные (КВН, разнообразные викторины: о жизни и творчестве великих людей, о традициях и обычаях своей страны, экологические и др.); музыкально-литературные концерты; спортивные (игры, аттракционы, соревнования, эстафеты и т. д.).

Существует множество форм организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста, в рамках которых решаются задачи различных воспитательных направлений:

Нравственное воспитание

Эстетическое воспитание

Физическое воспитание

Трудовое воспитание

Интеллектуальное воспитание

Экологическое воспитание

Характеристика формам культурно-досуговой деятельности, используемым в работе с дошкольниками.

Развлечение способствует эстетическому развитию ребенка и является одним из путей расширения кругозора дошкольников в области искусства. В процессе развлечений дети знакомятся с лучшими образцами художественного слова, слушают музыкальные произведения, смотрят представления кукольных театров. Использование развлечений в процессе досуга расширяет сферу педагогического влияния на культурное развитие дошкольников, способствует созданию у детей приподнятого настроения, воздействует на моральный облик ребенка, воспитывает в нем гуманные чувства. Привнесение в развлечения эмоциональных и занимательных моментов повышает интерес детей к предложенному содержанию.

Содержание развлечений складывается из подобранного художественного материала, определяющего смысловую направленность развлечений, их тематическое единство и жанровые особенности. От содержания зависит форма проведения развлечений. Для того чтобы развлечения способствовали развитию и воспитанию дошкольников, необходимо их тщательное планирование. Оно составляется с учетом времени года, знаменательных событий и дат этого периода, программного репертуара, а также в соответствии с требованиями программы для детей каждого возраста.

С детьми дошкольного возраста организуются разнообразные развлечения , вид которых определятся характером участия в них детей: развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей, обычно готовятся и проводятся взрослыми, деятельность детей несколько ограничена и прослеживается в каких-то организаторских моментах (оформить зал, группу; изготовить атрибуты или пригласительные билеты); развлечения, где дети являются активными участниками и исполнителями под руководством взрослых, данный вид развлечений позволяет педагогу найти занятие каждому ребенку (выступление, участие в спектакле, разыгрывание роли и др.), что положительно сказывается на формировании основ культуры личности; развлечения, в которых активное участие принимают и дети, и взрослые, помогут родителям правильно заполнять свободное время дошкольников, содержательно и интересно организовывать детские домашние праздники, культурный досуг в семье.

Праздник - это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Особое значение имеет праздник для детей. Праздники в дошкольном учреждении имеют цели и задачи, главные из которых - создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру (традиции праздников, их организация, правила приглашения гостей, гостевой этикет). Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качества, деятельность в праздничные дни и во время праздников формируют художественный вкус, способствует взаимопонимание со сверстниками и взрослыми. Праздник – это повод проявить себя, выразить внимание к другим людям. Праздник – это ощущение радостной атмосферы, приподнятого настроения. Праздник формирует духовный мир человека, воспитывает лучшие черты его личности. Праздники связывают их участников с жизнью страны, развивают творчество, эстетические и нравственные качества. Праздники обогащают жизнь яркими, образными переживаниями, дают возможность детям и взрослым содержательно и весело отдохнуть. Совместные переживания сплачивают ребят в дружный коллектив, вызывают чувства индивидуальной и коллективной ответственности. Значение праздника в жизни ребенка велико. Он создаёт яркое, красочное мироощущение, наделяет положительной энергетикой, дает стимул для дальнейшей работы, позволяет расширить рамки событийных представлений, воздействует на различные сферы культуры. В процессе проведения праздников каждый ребенок имеет возможность проявить свои навыки, умения, творческую инициативу. Для педагога праздники подводят определенный итог его повседневной работы с детьми. И если на протяжении большого количества лет с детьми дошкольного возраста проводились в основном государственно- гражданские праздники, то в настоящее время классификация их существенно расширилась. М. Б. Зацепина выделяет следующие виды праздников:

народные и фольклорные Коляда, Масленица, Сороки, весенне-летние игрища и забавы, Осенины);

государственно-гражданские (Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.);

международные (День матери, День защиты детей, Международный женский день);

православные (Рождество Христово, Пасха, Покров, престольные праздники и др.);

бытовые и семейные (день рождения, праздник букваря);

праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям (праздники мыльных пузырей, воздушных шаров, бумажных корабликов, парад шляп).

Представленные виды праздников могут проводиться дома и вне дома: в

 детском саду, школе, учреждениях культурно-досуговой сферы.

Физкультурные досуги могут быть различные по содержанию и организации.

Физический досуг строится на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. Вначале предлагаются игры малой и средней подвижности, такие как «Море волнуется». В таких играх детям предоставляется возможность проявить свой замысел фантазию. Затем дети участвуют в разных аттракционах, выполняют двигательные задания в игровой форме. Содержание игр нужно подбирать с учетом уровня двигательной активности детей. Так, детям с высокой двигательной активностью предлагают игры- упражнения на равновесие. «Пройди, не упади», на внимание. Детям с низкой двигательной активностью предлагаются игры- упражнения типа «Удочка», «Догони меня». Вначале одна подгруппа выполняет задание, другая наблюдает, выступая в качестве болельщиков. После двигательных заданий подгруппы меняются местами. После короткого отдыха (3-5 минут) детям предлагаются игры- соревновательного характера: «Кто быстрее построит пирамиду» (собрать по форме, цвету).В конце с детьми проводятся игры низкой степени интенсивности, такие как «Ручеек» и разные народные игры.

Праздничный утренник – это своеобразный итог определённого периода общевоспитательной работы с детьми всего педагогического коллектива, а не только музыкального руководителя. Здесь можно увидеть их достижения: насколько выразительно звучит песня, пластичны и точны движения в танцах и играх, разнообразны интонации при чтении стихотворений. На утренниках закрепляются и углубляются представления о явлениях общественной жизни,

полученные из бесед с педагогами.

Игровой час. Во время игрового часа дети знакомятся с различными играми (народными и современными). У старших дошкольников интерес вызывают лото, шашки, шахматы и т.д. Разучивание этих игр с детьми и дальнейшее закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно обогащают детский досуг. При наличии в детском саду нескольких групп, педагоги распределяют игры между собой, и тогда каждый педагог разучивает выбранную им игру с различными группами детей. Такой вариант значительно может упростить подготовку игрового часа для педагогов.

Музыкальный час. Это время самой разнообразной деятельности: дети могут разучивать новые песни, петь те, которые им хорошо знакомы, танцевать, играть в музыкальные игры и т.д.

Игры-путешествия. Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер (они направляются к царю Берендею, к сладкому дереву). На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания, соответствующие теме недели. Педагоги разделяют между собой функции: часть из них сопровождает детей по маршруту, а другие находятся на своих точках и организуют для них задания.

Детский театр. Театрализованная деятельность - одно из средств эстетического, нравственного воспитания и художественного развития ребенка.

Для дошкольников существует несколько видов театрализованной деятельности:

сценическая постановка или драматизация (с участием детей)

кукольный театр

пальчиковый

теневой

театр на фланелеграфе

настольный театр и др.

В играх - драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребёнок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребёнка.

Литературные вечера досуга способствуют углублению приобретённых навыков, повышают интерес и любовь к произведениям народного творчества и писателей, дают новизну впечатлению, создают радостное настроение.

Литературные праздники закрепляют и обобщают многообразные художественные впечатления, знания и умения детей, они включают в себя разные виды детской деятельности:

· чтение и рассказывание;

· пение и танцы;

· слушание;

· просмотры и инсценировки

Дни здоровья. Дни здоровья и каникулы призваны содействовать оздоровлению детей и предупреждению утомления. В эти дни отменяются все учебные занятия. Режим дня насыщается активной двигательной активностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В холодное время года пребывание на открытом воздухе по возможности удлиняется. В теплое время года - вся жизнь детей переносится на открытый воздух. День здоровья начинается утренним приемом детей, который может проходить в занимательной, шуточной форме. Детям и родителям предлагают выполнить, различные веселые, задания, прежде чем они попадут в группу: это может быть «полоса препятствий», загадывание

загадок о спорте и так далее. На утреннюю гимнастику приглашаются родители, работники детского сада. Дальнейшая программа первой половины дня здоровья для каждой группы своя. В неё включаются простейшие туристский походы, подвижные игры и упражнения, соревнования, конкурсы и так далее. Во второй половине дня может быть проведен физкультурный праздник или физкультурный досуг.

Каникулы. Проводятся в течение первой недели января и последней недели

марта. Во время каникул снимаются традиционные учебные занятия за исключением музыкальных и физкультурных, но и они обогащаются игровым, сюжетным материалом и проводятся в разнообразных интересных формах. Особое внимание нужно уделить рациональной организации ежедневной двигательной деятельности, как одному из условий оздоровительной работы с детьми. Этому способствует широкое использование разных видов физических упражнений: гимнастика, подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения. Один – два раза в неделю целесообразны физкультурные досуги, пешеходные прогулки и экскурсии. Удовольствие доставляют детям взаимные посещения разных возрастных групп – «приход в гости», выставки детских работ, драматизация известных сказок, концерты детской самодеятельности с участием взрослых. Следует предоставлять больше возможности для свободного обучения детей в процессе различных видов самостоятельной и организованной деятельности.

Музыкальные досуги в детском саду. Музыкальные досуги и праздники в детских садах занимают особенное место в развитии детей. Если считаться с последними фактами, установленными учеными, то ребенок начинает постигать мир даже не с самого момента своего рождения, но гораздо раньше, еще до рождения, находясь в утробе матери, разделяя все ее эмоциональные состояния - радость или раздражение, веселье или печаль, покой или горе. Поэтому самая первая и ранняя стадия общения ребенка с миром – стадия эмоциональная в силу того, что ребенок еще не может ни отвечать на вызовы мира, ни воздействовать на этот мир. Он может только реагировать на эти вызовы теми или иными эмоциями – положительными или отрицательными. Таким образом, чем больше положительных эмоций получает ребенок в первые годы жизни, тем уравновешенней будет его характер. Ничто, как известно, не влияет так на эмоциональное состояние души человека, как музыка. Она не нуждается в языке и в переводах, как словесность, она не нуждается в формах и красках, как живопись, но через слух воздействует непосредственно на душу. И, поскольку, в детском саду положительная эмоциональная обстановка должна быть постоянна, то и музыки там должно звучать как можно больше и как можно чаще. Этому в значительной мере способствуют не только регулярные музыкальные занятия, но и различные формы музыкальных досугов. А досуги в детских садах, как форма занятий и праздников, бывают самые разнообразные: музыкальные, физкультурные, театральные и т.д.

Музыкальные досуги включают в себя, прежде всего, слушание музыки и пение. Но они могут включать в себя и другие компоненты – спортивные игры, декламация стихов и прозы или театральные инсценировки.

Музыкальные досуги вводят каждого ребенка, даже если у него отсутствует музыкальный слух, в удивительный мир звуков и ритмов и оказывают положительное влияние на его физическое, психическое и эмоциональное развитие, способствуют развитию мышления, воображения. Музыкальные занятия, регулярно посещаемые детьми, закладывают основы эстетического развития ребенка. А музыкальные досуги, при правильной их организации и точном подборе элементов, составляющих музыкальный досуг, могут стать одним из самых эффективных форм детского развития, самыми эффективными средствами воздействия на личность ребенка. Музыкальные досуги бывают нескольких видов: зрелищные, музыкально-литературные, музыкальные вечера художественной самодеятельности детей, музыкально-спортивные и, наконец, музыкальные досуги в виде вечера- забавы.

На вечерах музыкального досуга, носящих зрелищный характер, лучше всего инсценировать знакомые детям сказки, читаются рассказы, стихотворения, звучат песни. Обычно инсценировки готовятся силами детей из старших групп. Все старшие дети с удовольствием готовят инсценировки, которую они будут играть для малышей. Они принимают живое участие в подготовке костюмов, старательно учат и репетируют роли, волнуются перед "премьерой". К музыкальным досугам можно поставить и кукольную постановку, особенно, если воспитатель хочет вовлечь в праздник робких, стеснительных детей. В кукольном музыкальном досуге робкие дети охотно участвуют, хотя они обычно стесняются выступать. Ведь в этом случае они находятся за ширмой. Участие в таких спектаклях придает им больше уверенности в себе и помогает изживать робость и стеснительность. Музыкальный досуг в музыкально-литературной форме, или так называемый тематический концерт, организуется под эгидой какой-нибудь одной темы. Например, темой может быть наступающее время года - весна, осень или зима. Темой для музыкального досуга может стать и канун какого-нибудь праздника, например Нового года или 8 марта, или 9 мая. Содержанием таких музыкальных досугов становятся подходящие по теме песни, стихи с музыкальным аккомпанементом и игры. Музыкальный досуг в форме вечера детской самодеятельности не подчиняется какой-то одной тематике. В этом случае используются любые знакомые детям игры, все их любимые песни и стихи, хороводы и пляски. Дети очень любят такие досуги, и тематика их может быть самой разнообразной в зависимости от интересов, знаний и умений дошкольников. Музыкальные досуги в виде самодеятельности можно приурочить и к традиционно проводимому в детских садах раз в месяц дню рождения детей. Музыкальный досуг как вечер забав всегда проходит очень весело. Это всегда море музыки с загадками, шутками, маленькими

веселыми инсценировками, с музыкальными играми-сказками, подготовленными самими детьми. А музыкальный досуг в форме музыкально-спортивные вечера проводятся не раньше, чем дети перейдут в среднюю группу. В таких вечерах им приходится выполнять разнообразные физкультурные упражнения, а также участвовать в подвижных играх. В старших группах организуются также вечера соревнований и аттракционов. При этом не следует забывать о том, что длительность музыкальных досугов не безгранична - в младших группах 15-20 минут, в старших 20-30 минут. Также желательно, чтобы вокруг дня музыкального досуга царила атмосфера праздника. На такие музыкальные праздники могут быть приглашены и обычно приглашаются родители, дети из других групп детского сада и даже дети из других детских садов. На практике всегда получается, что музыкальные досуги подготавливаются не только силами детей, но и, конечно же, взрослых - воспитателей и родителей. Конечно же, взрослые обычно направляют детей и помогают там, где дети не в состоянии сделать что-то сами, например подготовить костюмы сказочных героев для постановки. Но именно такая форма организации, где взрослые участвуют в подготовке музыкальных досугов наравне с детьми, наиболее интересна и полезна для детей, так как мобилизует их ответственность и способствуют повышению их исполнительского уровня. Музыкальный досуг становится для детей не только зрелищем и забавой, но и ответственным делом, а заодно и способом самореализации.

Совместная работа при организации развлечений, отдыха, праздников формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, улучшает организационную структуру, эмоциональную идентификацию, что приводит впоследствии к повышению у ребёнка уровня культурно-досуговой деятельности, реализуя в ней воспитательно-образовательные возможности. В исследованиях Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой, В.И. Петровой, Л.В. Пантелеевой, Н.П. Сакулиной и др. подчеркивается, что нельзя детей научить правде, добру без постоянного формирования у них понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», «добро» и «зло», нельзя научить ребёнка стремиться к защите правды и добра, не сформировав у него эмоциональное отрицание, эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе, в людях, в произведениях искусства. Также в ходе воспитания и обучения у ребёнка формируется нравственно- эстетическое отношение к окружающему миру: во-первых, первоначальный, эмоциональный опыт и способность к эмоциональному сопереживанию; во-вторых, развитие нравственных представлений и суждений; в-третьих, возможность применять свои знания и умения в жизни.

Культурно-досуговая деятельность, которая связана в большей степени с удовлетворением своих личных потребностей, отражается в духовности в первую очередь, а затем в их предметности. Деятельность, протекающая в свободное время на основе интереса, желания её выполнять или участвовать в ней, у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста связана с учебной деятельностью, с удовлетворением своих познавательных потребностей. Но в чистом виде учебная деятельность как бы отодвигается на второй план, а на первое место ставится удовлетворение своих духовных, физических и познавательных потребностей. При этом необходимо помнить, что интерес является стимулом этой деятельности, поэтому естественно, принцип интереса к деятельности является неотъемлемым условием при организации культурного досуга детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурно - Досуговая деятельность в детском саду

Данный материал поможет педагогом организовать работу с детьми в предложенном направлении....

Культурно – досуговая деятельность в детском саду в летний период, средняя группа

Организация жизнерадостного эмоционально насыщенного отдыха воспитанников ДОУ в летний период. Развлечения в детском саду проводятсяс целью позабавить детей,внести радость в повседневную жизнь.За...

Виды культурно-досуговой деятельности в детском саду

Конспект выступления на семинаре-практикуме "Содержание театрализованной деятельности в детском саду"....

Культурно-досуговая деятельность в детском саду.

О создании условий для эмоционального отдыха детей в детском саду....

Презентация к консультации "Организация культурно-досуговой деятельности в детском саду"

Рассмотрены подробно все виды организации детского досуга....

Культурно-досуговая деятельность в детском саду.

В свободное время дети занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения со взрослыми и сверстни...

"Структура культурно-досуговой деятельности в детском саду"

Материал содержит информацию о содержании культурно-досуговой деятельности в детском саду, ее структурных компонентах, задачах каждого из направлений. Перечислены возможные ошибки при подготовке культ...