Педагогический проект в старшей группе с ОНР на тему «С пальчиками играем – речь развиваем»
проект (старшая группа)

Шавкина Марина Станиславовна

Данный проект разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, который направлен на развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.proekt.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект в старшей группе с ОНР на тему «С пальчиками играем – речь развиваем»

Актуальность проекта

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи –дошкольный возраст, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в дошкольном возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, наблюдательность, воображение, зрительная и двигательная память, речь. Следовательно, движения руки всегда связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции.

Недаром педагог В. Сухомлинский писал: “Ум ребенка находится на кончике его пальцев”. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание, память, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения

Исходя из этого, в данной программе представлен комплекс игр и упражнений для работы пальчиков. Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Данный проект разработан по принципу интеграции образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

В процессе проектной деятельности мы также будем уделять внимание просвещению родителей в данном вопросе, а также создавать условия для развития моторики пальцев рук в домашних условиях.

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.

Тип проекта – творческий, развивающий, познавательно- игровой.

Состав участников: воспитатели, дети, родители воспитанников группы.

Срок реализации: один месяц.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Цель проекта: организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений, привлечение родителей к развитию моторики пальцев рук детей в домашних условиях.

Задачи проекта:

Социально-коммуникативное развитие:

1. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

2. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Познавательное развитие:

1. Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности (на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и. т. д.).

2. Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями.

3. Знакомить детей с названием пальчиков.

4. Развивать умение различать правую и левую руку.

Речевое развитие:

1. Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение.

2. Обогащать словарный запас.

Художественно-эстетическое развитие:

1. Развитие чувства ритма и музыкального слуха.

2. Формировать умение договаривать строки стихотворения.

3. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.

Физическое развитие:

1. Развитие мелкой моторики.

2. Формировать умение согласовывать движение с речью.

3. Формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.

Предполагаемый результат:

-развита мелкая моторика рук у детей;

-положительная динамика в развитии речи детей;

-у воспитанников стало более развито внимание, мышление, память, воображение;

-проявление интереса у детей к пальчиковым играм;

-активное участие родителей в создании условий для развития мелкой моторики у детей.

Этапы проекта.

1 этап подготовительный:

-Изучение методической литературы по данному вопросу.

-Выбор темы проекта и его разработка.

-Изготовление пособий (картотек).

-Разработка дидактического материала для занятий по развитию мелкой моторики.

-Консультация для родителей.

II этап – основной:

Работа выстраивалась в двух направлениях:

- С детьми – в специально-организованной деятельности, в совместной деятельности педагогов и детей.

- С родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»

III этап – заключительный.

- Анализ проделанной работы.

- Вовлечение детей и родителей в проектную деятельность 100%.

- Систематизация конспектов занятий продуктивной деятельности по развитию мелкой моторики.

План проекта

Срок

Совместная деятельность педагога и детей

Работа с родителями

1 неделя

Игровое упражнение «Собираем урожай» (лепка овощей, грибов)

Пальчиковая гимнастика: «Повстречались», «Лошадки», «Овечки», «Собака», «Кошка», «Коза»

Пальчиковые игры «Солнышко светит», «По кочкам через болото»

Д/игра «Солнце светит» (прикрепить прищепки вокруг круга)

Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей»

2 неделя

Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки»

Игры с мозаикой

Д/игра «Веселые прищепки»

Игры с массажным мячом и «сухим бассейном» из пробок

Буклет для родителей «Пальчиковые тигры со стихами, со скороговорками»

3 неделя

Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.

Д/игра «Чудесный мешочек» (определение овощей на ощупь)

Обучение детей игре «Шнуровка».

Д/игра «Бабочка-красавица» (шаблоны бабочки из картона, украсить пластилином)

Упражнения с грецкими орехами (катание между ладонями)

Консультации для родителей по развитию мелкой моторики «Умные пальчики»

4 неделя

Изображение пальцами различных фигур: «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок»

Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование на песке пальцем)

Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник»

Пальчиковые игры: «Барашек», «Бычок», «Выйдет котя»

Д/игра «Тропинка в лес» (выкладывание дорожки из семечек)

Консультация для родителей «Массаж кистей»

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

-тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР, с учетом объема информации, которая может быть ими воспринята;

-отмечался эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;

-возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;

-считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.

Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию речи детей посредством пальчиковой гимнастики, использование методических приемов, способствующих речевому развитию детей, позволила добиться положительных результатов.

Список литературы:

  1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;
  2. Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
  3. Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие под-сказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
  4. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Риполплассик», 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер–класс для педагогов на тему «С пальчиками играем – речь развиваем»

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом. Доказано, что...

Мастер–класс для педагогов на тему «С пальчиками играем – речь развиваем»

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом. Доказано, что...

Сценарий клуба "Мы вместе" №1 по теме " С пальчиками играем, речь развиваем "

Заседание №1 клуба для родителей " Мы вместе" совместно с детьми   по теме " С пальчиками играем, речь развиваем"...

Папка-передвижка для педагогов на тему "С пальчиками играем – речь развиваем"

Папка-передвижка для педагогов на тему "С пальчиками играем – речь развиваем"...

папка-передвижка на тему "С пальчиками играем – речь развиваем"

Папка пердвижка для педагогов на тему "С пальчиками играем – речь развиваем"...

Проект на тему: «С пальчиками играем - речь развиваем» для детей второй младшей группы

Актуальность проекта:Много лет назад ученые доказали, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей в...