Мастер–класс для педагогов на тему «С пальчиками играем – речь развиваем»
материал (младшая группа)

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом. Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если мы хотим, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его руки! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 станицы Копанской муниципального образования Ейский район

Мастер–класс для педагогов на тему

«С пальчиками играем – речь развиваем»

(в рамках районного методического объединения)

Подготовила воспитатель младшей группы Антоненко Людмила Васильевна

                                                     

                                 

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня. Тема нашего сегодняшнего мастер–класса «С пальчиками играем – речь развиваем». Сегодня я хочу затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики. Прежде чем начать наш мастер-класс, хочу попросить взять лист бумаги со стола обеими руками, мы с вами сейчас будем мять бумагу, следуя моим инструкциям.

Читается стихотворение: Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять! Мы бумажку будем мять!

Свои руки развивать! (Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок).

В ручку правую возьмём и чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём Левой ручке отдаём. (Берём в левую руку и мнём только левой рукой).

В ручку левую возьмём и чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём и на стол быстрей кладём.

(Убираем смятую бумагу на край стола или парты)

На бумажку посмотри, на что похоже говори!

1, 2, 3, 4, 5 Мы закончили играть.

Вопросы педагогам: Для чего мы делали это упражнение?

Какие были ощущения, что вы чувствовали при выполнении упражнения?

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом. Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если мы хотим, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его руки! Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ученые выяснили, что за последние 10 лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизились.

      Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить. Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга, его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.

Предлагаю вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках. «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Положа руку на сердце», «Рукой подать» «Руками развести» «Руки опускаются» «Обеими руками «за» «Своя рука – владыка» «Чужими руками жар загребать» «Руки не оттуда растут» «Как рукой сняло»

Пальчиковые игры развивают речь, ее выразительность, развивают мелкую моторику пальцев рук, синхронизируют развитие полушарий головного мозга, развивают психические процессы, тактильную чувствительность, снимают тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешкам. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-белобока».

Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры.

(совместно с педагогами проводится игр тренинг).

Моя семья

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с такими предметами. Игры с прищепками, скрепками

1. Упражнения с речевым сопровождением.

Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги

(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котёнок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

***Гусь стоит, и всё гогочет.

Ущипнуть тебя он хочет. Га – га – га!

Игры с пробками от бутылок

Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» -

«Мы едим на лыжах,

мы мчимся с горы,

мы любим забавы снежной зимы»

Игры с сыпучими материалами Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).

• Самомассаж в «сухом бассейне»

Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

• В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь найти и определить игрушку.

Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (мячиком-ёжиком, грецкими орехами, карандашами, и т. д.)

(Упражнение проводится с педагогами)

• Массаж рук грецким орехом

(Катаем орех между ладонями)

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Научусь я два ореха между пальцами держать.

Игра с шестигранными карандашами.  (Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение).

«Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик. Быть послушным научу»

(упражнение проводится с педагогами).

Веселые песенки

У ходиков песня такая: Тик. Тик. Тик.                                          

прокатывают карандаш по поверхности ладони.

У птички – синички такая: Пик. Пик. Пик.  

У поросенка такая: Хрю. Хрю. Хрю.

У ежика песня такая: Плюх. Плюх. Плюх.

У кисоньки песня такая: Мяу. Мяу. Мяу.

А у рыбешки какая?                                Подносят указательный палец любой руки ко рту – «ротик на замочек».    

                                     Веселый карандаш

 Игра с поролоновой губкой. Подберите небольшую, достаточно мягкую мочалку и покажите, как набирать ею воду и отжимать в миску. Отличная тренировка моторики, концентрация внимания. Развитие речи. Закрепить или познакомить со свойствами воды.

РИСОВАНИЕ Дети выполняют движения в соответствии текстом. Можно рисовать на столе, коленях, полу, животе.

Мы кружок нарисовали, наши пальчики устали,

Мы руками потрясём. Рисовать опять начнём.

Мы черту нарисовали… Мы волну нарисовали…

Точки мы нарисовали.

Виды пальчиковых игр:

- игры с предметами,

-игры со стихотворным сопровождением,

-игры с музыкальным сопровождением,

-игры-манипуляции,

-игры с элементами самомассажа,

-игры на основе сказок.

Хотелось бы напомнить, что играя с ребенком в пальчиковые игры, произнося вслух тот или иной стишок, нельзя забывать об эмоциональной окраске голоса. Меняйте тембр и скорость речи, делайте паузы, подчеркивайте отдельные слова, рассказывайте весело.

Японская пословица гласит: Расскажи мне – я услышу, покажи мне – я запомню, дай мне сделать самому – я пойму! »

Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».

Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи, внимания, памяти; способствует интеллектуальному развитию детей. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Все игры сопровождаются стихотворениями. Содержание стихов изображается с помощью движения рук и пальцев. Во время игр с различными предметами также задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук.

Еще во II веке до нашей эры в Японии было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека.

Японцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Именно поэтому, начиная с раннего возраста во всех дошкольных учреждениях Японии, применяется пальчиковая гимнастика. Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Вы хотите, чтобы ваша нервная система была спокойной, чтобы улучшилось настроение, тогда эта китайская пальчиковая гимнастика для вас!

1. Найдите глазами центральную точку ладони, нажать на нее раз большим пальцем. Поменять руки и так несколько раз.

2. Поочередно начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с большим, образуя «круг». Начинаем с левой руки. Хорошо, теперь правая рука. И так несколько раз. Если хотя бы раз в день вы будете выполнять данные упражнения, то ваша нервная система станет спокойной, ведь давно подмечено. Что все болезни от нервов, берегите свои нервы!

Подведение итогов мастер-класса (рефлексия)

Хочу закончить наш мастер –класс словами Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок».

Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, мне было приятно с вами работать.

                                 

                                         

                                                          Памятка

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

• Различные виды мозаик.

• Разнообразные конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые).

• Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры

• Цветные клубочки ниток для перематывания.

• Набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов.

• Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»).

• Палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров по образцу.

• Спички с обрезанными головками.

• Материалы для занятия нитко. графией (выкладыванием узоров цветными нитками на фланелеграфе или на бумаге).

• Семена, мелкие орешки, крупа.

• Бусы, бисер, пуговицы, разноцветные кнопки.

• Пластилин.

• Бумага для плетения, складывания.

• Разнообразный природный материал.

• Ручки, фломастеры, карандаши.

Внимание! С мелкими и острыми предметами дети должны играть только в присутствии взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер–класс для педагогов «С пальчиками играем – речь развиваем»

Мастер–класс для педагогов «С пальчиками играем – речь развиваем»...

мастер-класс "Пальчики играют - речь развивают"

Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Учеными и практиками было замечено, что речевые способности ребенка зависят не только от артикуляционного аппарата, но и от движения рук...

Педагогический проект в старшей группе с ОНР на тему «С пальчиками играем – речь развиваем»

Данный проект разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, который направлен на развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений....

Мастер-класс для родителей второй младшей группы «На кухне играем, речь развиваем»

Цель данного мероприятия является  формирование родительской компетентности в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста....