Мастер-класс для родителей второй младшей группы «На кухне играем, речь развиваем»
методическая разработка

Елена Анатольевна Щербинская

Цель данного мероприятия является  формирование родительской компетентности в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass-po-razviiyu-rechi.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей второй младшей группы «Сказка»

 «На кухне играем, речь развиваем»

Разработала:

Щербинская Елена Анатольевна,

воспитатель 1 квалификационной категории

Цель: формирование родительской компетентности в вопросах речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

Материал и оборудование: эпиграф на плакате, зона, оформленная под кухню, ромашка из бумаги, стакан, вода и трубочка для коктейля, таз с водой, мелкие плавающие предметы, кухонная утварь, посуда, продукты питания, овощи, фрукты, подносы с манкой, музыкальный центр, флеш-накопитель с записью спокойной музыки.

                                Ход мастер-класса:

   «Игра - это искра, зажигающая огонёк 
пытливости и любознательности».

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Часто, обсуждая проблемы ребенка в освоении материала, слышу   вопрос: «Когда позаниматься с ребенком?». Работа и домашние хлопоты отнимают много времени и сил, однако не секрет, что значительную часть времени, вы проводите на кухне. Вот и постарайтесь использовать его для общения с ребенком и развития его речи.

         Сегодня я хочу познакомить вас с рядом речевых игр, в которые можно играть именно на кухне.  «Вот уж неподходящее место для игр,» - возможно, скажете вы. Конечно, ведь там так много дел: надо приготовить ужин, накормить всех членов семьи, перемыть посуду и убрать её. И только потом, Вы совершенно усталые доберетесь до дивана и телевизора. А ребёнок? Будет ли он ждать, когда у мамы откроется второе дыхание, когда она соберётся с силами и будет готова поиграть с ним, почитать книжку, побеседовать? Но может быть, не стоит разделять эти процессы во времени и пространстве? Может быть, есть способ общаться и играть с ребенком здесь и сейчас, во время домашних хлопот на кухне?
Что может получиться в результате?

  • Вы поможете ребенку (и себе тоже) понять, что интересной, познавательной, развивающей и увлекательной может быть любая работа, любые предметы.
  • Поможете ребенку проникнуть в суть самых обычных вещей, явлений и домашних событий.
  • Поможете малышу научиться терпению.
  • Самым коротким и действенным путем научите ребенка важным домашним работам.
  •  Дадите понять, как заботитесь о своей семье.
    образом.
  • Сделаете для ребенка сам процесс учения практичным.

    Правда, полезные советы? Значит, не прогоняйте ребенка из кухни.

Сегодня в ходе мастер-класса я постараюсь показать возможность применения обычных предметов и домашнего окружения  для организации игр по речевому развитию, а так же как обыденные действия можно превратить в обучающие игры для ребёнка.

Для начала хотелось бы напомнить Вам основные задачи развития речи в детском саду.

  • Воспитание звуковой культуры речи. Работа по данному разделу включает: формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия; развитие артикуляционного аппарата, развитие речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.
  • Формирование грамматического строя речи. Проводится работа по обучению правильному образованию форм слов, словообразованию, совершенствованию синтаксического строя речи дошкольников.
  • Формирование словаря детей. Словарная работа включает в себя работу над правильным пониманием слов и употреблением их в контексте, обогащением словаря новыми словами, активизацией словаря, устранением из речи детей нелитературных слов.
  • Развитие связной речи. Данная задача направлена на овладение ребёнком следующими типами связных высказываний: описание, повествование, рассуждение; формирование умения употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц; обучение пересказу готового литературного текста без помощи взрослого.

Сейчас предлагаю распределиться на пары и выбрать понравившийся лепесток (на лепестке указана роль родителя в паре).

Родители распределяются на пары, отрывают от цветка по одному лепестку, садятся за столы.    

Воспитатель: Сейчас давайте поиграем на нашей кухне.     Представьте, что вы превратились в маму и ребёнка.  

Родители поочерёдно входят парами в зону, оформленную как кухня.

1 БЛОК «Воспитание звуковой культуры речи»

«Чайник закипел», «Буря в стакане».

Цель: развитие речевого дыхания.

Оборудование: стакан, вода и трубочка для коктейля.

В стакан с водой вставить трубочку для коктейля. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит, еще усиливаем выдох- вода бурлит.

«Кораблики».

Цель: развитие речевого дыхания.

Оборудование: таз с водой, мелкие плавающие предметы..

В блюдечко налить воды, опустить в него бумажный кораблик. Дуть  плавно и длительно на бумажный кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой.

Можно пускать кораблики – губки по воде или крышечки. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Дуем на кораблики с разной силой. Можно устроить соревнование.

«Слушаем звуки».

Цель: развитие слухового восприятия.

Предложить малышу послушать и запомни звуки: размешивание сахара в чашке, удар крышкой по кастрюле, шуршание  пакетиками со специями, крупами  и т.д.

«Звучащие баночки»,  «Что звучит?», «Найди пару».

Оборудование: баночки или сшитые небольшие мешочки, разная крупа или            мелкие предметы: ракушки, камешки.

Насыпать в баночки крупы, потрясти баночку, попытаться  отгадать, что там       звучит.  Определить одинаковые наполнители, составить пары. Ребенок выполняет действия, называет крупы.

2 БЛОК «Формирование словаря детей».

Цель: формирование умения подбирать признаки предметов.

«Разные слова»

Оборудование: в игре можно использовать любые предметы.

Родитель предлагает ребенку описать какой-либо предмет. Например, апельсин. Ребенок при небольшой помощи взрослого подбирает признаки к заданному предмету - круглый, оранжевый, вкусный, ароматный, кислый, цитрусовый, большой и т.д

«Какой предмет?»

Цель: формирование умения согласовывать прилагательные с существительными.

Оборудование: в игре можно использовать любые предметы.

Взрослый задает ребёнку признак, а он подбирает подходящие к нему предметы.

Например, зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт и т.д.

Красное — платье, яблоко, знамя и т.п.

3.« Охота на слова».

Цель: формирование умения подбирать обобщающие слова.

Родитель предлагает «поохотиться» на слова из какого-либо блюда, холодильника, шкафа и т.

Например, какие слова можно достать из борща? 
- картошка, укроп, свекла, морковь, мясо, бульон.

Картошка, укроп, свекла, капуста – что это? (Овощи)

 Либо, какие слова «живут» в шкафу??

- тарелка, кастрюля, ложка и прочее. Как назвать это одним словом? (Посуда)

                                        

3 БЛОК «Развитие грамматического строя»

«Помощники»

Цель: формирование умения образовывать сложные слова.

Родитель предлагает малышу назвать одним словом  прибор, который «помогает»:

- сварить кофе (кофеварка),   

- порезать  овощи (овощерезка),      

- помыть посуду (посудомойка),      

- выжать сок (соковыжемалка)        

«Большой –маленький»

Цель: формирование умения образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Родитель называет «большие» предметы, а ребенок «маленькие».

Например, булка – булочка, тарелка – тарелочка, таз – тазик, стакан – стаканчик и т.п.

Чего не стало?

Цель: формирование умения образовывать формы родительного падежа единственного числа существительных.

Оборудование: в игре можно использовать любые предметы.

Родители предлагают детям различные предметы. Затем они вместе с ребёнком рассматривают их. Ребенок перечисляет, что стоит перед ним.  После закрывает глаза, а родитель прячет какой-либо предмет. Малышу необходимо назвать, чего не стало.

4 БЛОК «Развитие связной речи»

«Кухонные сказки».

Можно придумывать сказки или истории про различные предметы , например, про старую кастрюлю (банан, картофелину, кухонные часы и т.п.).

Если ребёнку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например, вот картофелина. Как ты думаешь, где она росла? Кого картофелина могла встретить, пока находилась в земле? Почему она выросла такая большая (тёмная, неправильной формы)? Что из неё можно приготовить?

Ребёнок рассказывает сказочную историю.

«Добавь слово»

Цель: формирование умения дополнять предложения с пропущенным глаголом, находить нужное слово по смыслу высказывания.

Игра начинается со вступительной беседы о том, как дети помогают родителям на кухне, что они умеют делать.

     Я умею пол … (подметать).

     Я умею посуду … (мыть, полоскать).

     Я помогаю стол … (накрывать).

     Я помогаю тарелки … (расставлять).

     Я помогаю вилки … (раскладывать).

     Я помогаю крошки … (сметать).

     Я помогаю со стола… (убирать).

«Назови, что это, и скажи, какой»

Цель: формирование умения  выделять  объект и его основной признак с помощью двух предложений, связанных цепной местоименной связью.

Родитель предлагает детям несколько предметов, о которых необходимо составить предложения.

Например. Это кастрюля. Она железная. Это кружка. Она белая. Это молоко. Оно жидкое.

     

Воспитатель: Наша встреча подходит к концу. Очень приятно было с вами поработать. Надеюсь, что каждый из вас уловил смысл речевых игр на кухне,  что-то взял для себя и обязательно обыграем со своим малышом. Сегодня мы разобрали лишь малую часть игра, их можно придумать огромное множество. Играйте вместе, наслаждайтесь совместными делами, ведь время так быстро бежит, что совсем скоро ваш ребенк приобретет своих друзей и научит их играть в мамины игры.

Спасибо за внимание. Я готова выслушать ваши вопросы и предложения.

В заключение воспитатель предлагает нарисовать на манке впечатления о встрече. Затем идет обсуждение мастер-класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с детьми во второй младшей группе. Нетрадиционная техника рисования, рисование мятой бумагой "Ежик"

Я провела мвстер-класс с детьми во второй младшей группе нетрадиционной техникой рисования, рисование мятой бумагой - ежика. Из самого названия техники уже понятно, что рисование у нас не было кисточк...

23 сентября. День рябины.Мастер-класс по аппликации во второй младшей группе «Ветка рябины».

23 сентября. День рябины.«Рябина у крыльца – достаток в семье» – говорили раньше на Руси. В старину стройную рябинку сажали как оберег у каждого дома. Весной ее кружевная...

Мастер класс по аппликации во второй младшей группе "Цветок"

на мастер классе педагог учит детей нетрадиционному способу аппликации цветными нитками....

Мастер класс по апликации во второй младшей группе сказки из геометрических фигур "Домик для собачки"

Польза аппликаций для детейКак и любой другой вид творческой деятельности, аппликации с детьми очень полезны:Способствует развитию мелкой моторики малыша, что отлично сказывается на работе головного м...

Консультация для родителей второй младшей группы на тему "Игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Четвертый год жизни является переходным  из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, развитием наглядно- действенного мышления, активным...