Консультация для педагогов «Созданий условий для речевой активности детей в группах раннего возраста»
консультация

Зайнуллина Татьяна Владимировна

Ясность - главное достоинство речи. Аристотель

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Созданий условий для  речевой активности  детей в группах раннего возраста»

Выполнила: Зайнуллина Т.В

Создание условий для  речевой активности  детей в группах раннего возраста

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а  также расширения зоны общения со взрослыми. Поэтому дети должны быть окружены такой атмосферой, в которой они могут рассматривать, сравнивать, изучать, играть, трудиться и результаты своей деятельности отражать в слове. Жизненная обстановка для развития ребенка должна быть создана в соответствии с его возрастом. Поэтому, одним из условий развития речевой активности  детей раннего возраста это - внимательное и  бережливое отношение взрослого к ребёнку, обеспечивающее развитие ответных положительных эмоций, без которых невозможно установить тесный контакт с ребенком и развивать его речь.   В группе должна быть создана мирная, доброжелательная обстановка.

        В раннем возрасте общение является основной формой воспитания. Общение – взаимоотношение взрослого с ребенком, которое включает обращение взрослого к ребенку и ответ ребенка. В результате малыш сам становится активно действующим лицом. Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Эмоциональное общение – первичная психическая связь взрослого с ребенком сохраняется на всем протяжении раннего детства. Речь взрослого является образцом для подражания. Так как общение со взрослыми необходимо для полноценного развития ребенка, что так же предусмотрено по ФГОС, дети нуждаются прежде всего в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности, постепенно становясь активными участниками речевого общения. Организуемая деятельность должна быть: событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта); ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться); процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах).

Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

 Для полноценного развития ребенка особое значение имеет игра, она предоставляет благоприятные условия для развития речи ребёнка. Дети раннего возраста  в процессе игры  долгое время могут оставаться внимательными и проявлять речевую активность. Очень хорошо ими воспринимаются  игры, сопровождаемые потешками. Вначале все игры проводятся индивидуально, постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Это и игры с пальчиками («Сорока-сорока») и прибаутки («Ладушки-ладушки») В игре «Ладушки» мы используем имена всех детей: «...маслом поливала, детям давала: Ане два, Самире два, Захару два». При этом касаясь ладошек каждого ребенка своими руками. Такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично и вступает в разговор, охотнее идет на речевой контакт.

Для развития словаря также используем приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, спрашиваем: «Что ты принёс? Где взял? Куда положил?». С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать взаимозависимости между объектами и словами. Важно, чтобы ребёнок стремился самостоятельно выполнить поручение, преодолел трудности. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи. Таким образом  важным условием  развития речевой активности является  организация совместной деятельности  ребёнка со взрослым доступной по форме и средствам. 

Ещё одним условием  активизации речи детей раннего возраста является правильный  подход воспитателя к организации образовательного процесса.  При его  организации необходимо  предусмотреть время проведения,
лучшим временем  является первая часть бодрствования, когда малыш находится в состоянии оптимальной возбудимости и не сразу после еды, а спустя минут 30. Не рекомендуется проводить с детьми НОД сразу после сна, когда ребенок еще находится в несколько заторможенном состоянии, сразу после прогулки, когда ребенок уже несколько утомлен, или непосредственно перед едой и перед сном, что снижает качество проведения следующего процесса. Игры-занятия с детьми проводятся небольшими подгруппами (7-8 человек) или индивидуально. Воспитатель обязан точно определить программное содержание, куда включаются воспитательные, образовательные, оздоровительные и развивающие задачи. Продумать, какой материал давать детям, как эффективней его преподносить. Предусмотреть варианты и способы размещения детей, чтобы им было удобно: все видно и слышно, и каждый ребенок принимал активное участие в меру своих сил и возможностей. Игры-занятия с детьми проводятся в занимательной, интересной форме. Наглядно-дидактический материал должен быть динамичным, ярким, звучащим.

Стремление к познанию окружающего мира пронизывает все сферы детской деятельности в раннем возрасте. Важно обратить внимание на развитие сенсорного восприятия: зрительного, слухового, кинестетического.  Большое значение для развития познавательной активности детей имеет стремление рассматривать предметы и действовать с ними: соединять, расстегивать и т.д. Под влиянием предметной деятельности развивается восприятие, память, речь. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает, но и потому, что имеет исключительное значение для формирования всей личности. Поэтому следующим условием для развития речевой активности детей будет создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности  для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами.    Например: Игровые пособия  для развития моторных, сенсорных, речевых и мыслительных способностей детей. Функции данных пособий: развивающие, диагностические, коммуникативные, игротерапевтические, развлекательные. Различные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками. Наборы картинок для группировки по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки. Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социобытовой), крупного формата. Звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки).

Уголок ряженья с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платки, накидки, юбки, которые любовно сшили для детей их мамы. Уголок ряженья пополняется за счет внесения новых атрибутов: бус, шапочек, лент, бантов и т.д.

Книжная зона в групповой комнате особенно нравится малышам и способствует развитию речи детей. Дети раннего возраста очень серьезно относятся к «чтению» книг. В нем должно находиться 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета могут подключаться игрушки для обыгрывания, например: читаем про мишку, к книжкам ставим игрушку мишку.

Театральная зона включает разные виды театров и пособий: театр игрушки, настольный театр, плоскостной, бибабо, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр и т.д.

Налаживание тесного контакта воспитателя с родителями является одним из главных условий для развития речевой активности ребёнка.

 Речевые умения и навыки, которые мы закладываем в самом раннем возрасте это – необходимая база, без которой мы не сможем решить более сложных задач в старших возрастных группах, в том числе и в первую очередь, обучая детей рассказыванию.

     Таким образом, выполняя перечисленные условия, мы не только развиваем речь ребёнка, но и способствуем его полноценному, всестороннему развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста"

Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от возраста....

Консультация для педагогов "Создание развивающего предметного пространства в группе раннего возраста"

Раннее детство – особый период становления органов и систем и прежде всего функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате вз...

Консультация для родителей «Создание условий для сенсорного развития детей раннего возраста в семье»

Консультация для родителей посвящена сенсорному развитию детей группы раннего развития...

Консультация для педагогов "Создание условий для сенсомоторного развития детей раннего возраста"

Консультация для педагогов "Создание условий для сенсомоторного развития детей раннего возраста"...

Консультация для педагогов: «Создание условий для экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Система экологического воспитания дошкольников включает в себя следующие компоненты:1. Создание условий для экологического воспитания детей.2. Формирование системы целей и задач экологического воспита...

Консультация для педагогов об организации речевой среды в группах раннего возраста

Материал будет полезен педагогам по организации деятельности групп раннего возраста...

Консультация для педагогов: «Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста».

Всем известно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда . Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это...