Консультация для педагогов: «Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста».
статья

Всем известно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда . Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в которой он находится большую часть времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_pprs.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №6 муниципального образования

Усть-Лабинский район

Консультация для педагогов

Тема: «Развивающая предметно-пространственная среда

в группе раннего возраста».

Воспитатель:

Барбашёва Я.Е.

Ни для кого не секрет, что с самого рождения ребенок начинает развиваться и познавать окружающий мир. Развивающая предметно-пространственная среда является важным фактором развития детей раннего возраста. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо создать такие условия, чтобы дети воспринимали яркий, насыщенный впечатлениями мир. В группе детей раннего возраста создание предметно-развивающей среды является необходимым условием для полноценного развития ребенка, в этот период активно развивается предметная деятельность. Ребёнок познаёт окружающий мир наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления, а также для развития самостоятельности и инициативности особое значение имеет правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, которая должна способствовать развитию малышей. От того, какая среда окружает ребенка, во многом зависит его физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие.

Для малышей необходимо создать разнообразные игровые и развивающие центры, а также следует время от времени менять их состав, чтобы у детей имелся стимул к развитию и исследованию.

Центр театрализации и развития речи: как важного объекта развивающей предметно-пространственной среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает быстрее адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В центре развития речи подобраны дидактические игры для развития активной речи детей, иллюстрации, есть материал для развития дыхания.

Центр музыкального развития: для формирования интереса к музыке, знакомства с музыкальными инструментами.

Центр изо: рисование для ребенка, наряду с игровой деятельностью, имеет большое значение, потому что изобразительная деятельность – это неотъемлемая часть процесса познания окружающего мира. Главная задача - пробудить в ребенке веру в его творческие способности, заинтересовать, дать ему возможность получать новые впечатления.

Центр конструирования: помогает развивать мелкую моторику рук, представления о цвете, форме и ориентировки в пространстве; развивать воображение, логическое и образное мышление.

Центр сенсорики и развития мелкой моторики: развивает сенсорные способности, формирует элементарные математические представления, интерес к геометрическим фигурам, развивает мелкую моторику рук.

Центр экспериментирования: для формирования у детей интереса к исследовательской деятельности, представлений об окружающей природе.

Центр физического развития: для развития двигательной активности и физических качеств детей, формирования у детей представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ).

Центр уединения: каждому ребёнку необходимо свое личное пространство, где он может побыть один, остаться наедине со своими мыслями, уголок уединения, располагает к созерцательному наблюдению, мечтам.

Игровой центр: для обогащения жизненного опыта детей, налаживания контактов и формирования партнерских отношений со взрослыми и сверстниками в игровом центре подобран материал, который позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

Хотя ведущей деятельностью является предметная, но именно в раннем возрасте зарождается сюжетно-ролевая игра. Правильная организация игровой среды является одним из условий возникновения и развития процессуальной игры. У ребенка должно быть достаточное количество разных игрушек, которые должны быть расположены так, чтобы побуждать малыша к разыгрыванию того или иного сюжета. Для разыгрывания различных сюжетов желательно иметь следующие игрушки: кукольную мебель, наборы посуды, коляску для прогулок, наборы игрушек для купания кукол, их лечения, игрушки для игры в магазин, парикмахерскую, зоопарк, машины разных размеров и назначения (скорая помощь, грузовик, пожарная машина). Для сооружения построек у малыша должны быть строительные наборы. Хорошо, если имеются коробки разных размеров. Из них можно строить дома, тоннели, поезда и т. п.

Игровое пространство должно быть удобным, позволяющим ребенку играть как одному, так и с товарищем. Все игрушки должны быть в свободном доступе и иметь постоянное место хранения, чтобы малыши могли сами, не прибегая к вашей помощи, находить нужные для игры предметы. Вместе с тем принцип зонирования не означает, что игровое пространство должно быть жестко ограничено игровыми уголкам

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры — это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.

Тематика сюжетно- ролевых игр в группе раннего возраста очень разнообразная. Она подразделяется на :

-Игры с куклами;

-Игры с машинами и другим транспортом;

-Игры со стройматериалом;

-Игры в больницу;

-Игры в магазин;

-Игры в парикмахерскую.

Эти игры более доступны для понимания детей раннего возраста. В играх- ситуациях предоставлен сюжет, который можно использовать вариативно применяя методы педагогического руководства в зависимости от тех целей, которые ставит перед собой воспитатель.

Игры с куклами: знакомство с куклами, кормление кукол, купание, укладывание кукол спать, куклы на прогулке, обед для кукол, кукла заболела и т. д.

Игры в магазин: булочная (хлебный магазин), овощной магазин (палатка), магазин одежды, обувной магазин, мебельный магазин и другие.

Игры в больницу: прием в кабинете врача (доктора), работа процедурного кабинета, аптека.

Игры со стройматериалом: постройка помещений, постройка дорог, постройка транспортных средств и другие.

Для развития у детей мышления, воображения, речи и для того, чтобы поднять игру на более высокий уровень особую ценность представляют разные игрушки-заместители. Использование детьми в играх предметов-заместителей, самодельных атрибутов вызывает у детей интерес и стимулирует воображение. Например, природный и бросовый материал. Жёлуди, шишки, камешки, крышки, крупные пуговицы, трубочки, палочки, коробки разного размера и формы и др. используются как атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Магазин» («конфеты», «крупа», «макароны» и т. п., «Строители», «Водители» (коробки - грузы, строительный материал, «Семья» (подарки и угощение, что способствует проявлению детской инициативы. Дети любят переодеваться. Для этого в нашей группе существует уголок ряженья.

В сюжетно-ролевых играх у детей формируются первичные профессиональные компетенции, расширяются представления о взаимоотношениях взрослых, формируется уважительное отношение к труду человека.

Все развивающие уголки в группе взаимосвязаны и дети имеют возможность по желанию интегрировать игру в разные виды деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

СЛАЙД 1 – НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИСЛАЙД  2 - ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКО...

консультация для педагогов "Развивающая предметно-пространственная среда с учетом ФГОС"

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира.Тот, к...

Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС"

Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС»  ВоспитательКоролёва марина Игоревна       Болхов, 2017В со...

Консультация для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда. Центрирование группы по ФГОС ДО»

Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. С этой целью создается предметно- развивающая среда.Свободная, раз...

Консультация для педагогов "Развивающая предметно-пространственная среда как условие реализации ФГОС ДО"

   Основополагающей целью ФГОС ДО является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать...

Консультация для педагогов:«Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей...