Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольников».
консультация

Коваленко Наталья Дмитриевна

Цель: Показать незаменимость и важность роли семьи в формировании личности дошкольника, отразить основные принципы и идеи взаимодействия детского сада и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольников».

Семья для малыша-это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.

Велика роль семьи в воспитании у ребенка культуры поведения ,  дисциплинированности и организованности, честности, правдивости и скромности. «Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной» Макаренко А. С.

 Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку.

Отец и мать, а также другие члены семьи-дедушка и бабушка, старшие братья и сестры-формируют личность ребенка с раннего возраста.

Положительный результат возможен лишь при условии вдумчивого воспитания, когда все взрослые члены семьи служат для своих детей образцом поведения. Воспитывая детей в семье, взрослые не всегда осознают, что дошкольники, особенно с 5-ти лет, проявляют особый интерес к окружающему миру. Ограничение же детей рамками семейной жизни сказывается на их общем развитии, не формирует личность ребенка.

Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, что происходит вокруг, ему передается настроение и состояние взрослых. Ребенку важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботу, нежность, ласку, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, расторопность родительскую, неуверенность в своих силах, возможностях.

 В бешеном ритме нашей жизни, мы часто забываем о самом главном - о детях, об их воспитании, их развитии. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды (в еде, одежде, тепле и т. п., но и духовные потребности.
Для того чтобы прокормить семью, родители работают с утра до ночи, а воспитание возлагают на бабушек, дедушек, воспитателей, учителей. Ребенок сыт, одет, обут, получает знания, но почему-то вдруг возникают проблемы в поведении ребенка дома, в садике. Всем становится непонятно, почему так, ведь они прикладывают массу усилий, для того чтобы их чаду было хорошо. Ребенок при живых родителях, может жить в полном одиночестве, если мать и отец ведут аморальный образ жизни или в доме постоянно скандалы, конфликты, ссоры, по отношению друг к другу возникают грубость, постоянные упреки, унижения, оскорбления.
Ребенку в такой семье не хватает родительского внимания, материнского тепла, отцовского воспитания.
 Дошкольник, не понимая полностью сути родительских разногласий, придаёт им своеобразный смысл. Ребёнок понимает, что когда мама и папа ругаются, ему плохо, ему хочется плакать, бежать куда-то или сделать что-нибудь злое. Ребёнок чувствует психологический дискомфорт, но не видит, в чем его причина, не знает средств, как избежать таких негативных переживаний. В этом смысле дети слепы и безоружны. При этом они чрезвычайно чутки к изменению эмоциональной атмосферы в семье и склонны её изменения связывать с собственным поведением.

 Когда ребенок чувствует внимание к себе, заботу, он как бы защищен, у него возникает такое чувство, и тогда он направляет свои силы на развитие и познание окружающего мира. Как правило, родители исходят из своих собственных переживаний, не учитывая переживания ребёнка, не понимают, что они оказывают негативное влияние на дальнейшее его развитие.

К сожалению, не существует универсальной «технологии» воспитания детей, и мы не можем получить совета на все случаи жизни даже от человека, обладающего полным научным знанием о семье.

Родители, заботясь о будущем своих детей, хотят, чтобы они были носителями всего наилучшего, видят их имеющими всё то, что в них самих есть хорошего, и без их недостатков. Такое желание понятно и естественно, однако  часто  приводит к  нереальным,  завышенным требованиям  как по отношению к детям и самим родителям, так воспитателям.
Малыш воспринимает мир, так как его видит, и воспринимают его родители. От родителей зависит, то, как ребенок в дальнейшем отнесется к себе и к окружающим.
 
Дошкольники впечатлительны и склонны к подражанию. Они познают мир в конкретных образах. На их основе формируются первые обобщения, знания, представления.
 Перед ребенком, будь то мальчик или девочка, всегда должен быть положительный пример для подражания. Прекрасно, когда у ребёнка есть свои планы и намерения, свои интересы. Ребенок имеет право быть любимым родителями таким, каков он есть!

Конечно, проявления родительской любви к детям разнообразны и многолики. Однако не всегда хорошие намерения достигают адресата – ребёнка. Дело в том, что он не умеет читать мысли и чувства родителей, а то, что они делают, далеко не всегда воспринимается им как проявление любви. Отношения детей и взрослых в семье должны быть доверительными, доброжелательными, но не равноправными. Ребенок понимает: он еще много не знает, не умеет; взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок видит, что не всегда взрослые бывают, правы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям. Ребенок учится отличать плохое от хорошего. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать; в семье должно поддерживаться любое проявление ребенком творчества, инициативы, самостоятельности.

Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержки любящих родителей. Родительская забота иногда для ребенка имеет назойливый привкус, выглядит вмешательством в его дела. Чувствуя ущемленную свободу действия и выбора, он вместо благодарности испытывает раздражение. Случай, когда родители проводят много времени со своими детьми, вовсе не означает, что дети воспринимают это как выражение теплых чувств. Не количество, а качество вместе проведенного времени имеет решающее значение.

Если цель воспитания детей дошкольного возраста достигнута родителями, то воспитателям и преподавателям в дальнейшем легко донести до ребенка правила поведения в обществе.

Ребенок- дошкольник должен повседневно ощущать заботу, ласку, семейное тепло, радость от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки.

Мать и отец-главные воспитатели своих детей, которые отвечают за их воспитание. Как уже было сказано, достойное поведение родителей в семье служит дошкольникам примером для подражания, формирует такие нравственные черты как доброта, отзывчивость, заботливость.

От матери и отца зависит, на сколько эффективно участие в воспитании дошкольников старших членов семьи-бабушек и дедушек. У старшего поколения больше терпения, больше мудрости, они многое вкладывают в душу ребенка, поэтому необходимо разрешать своим детям побольше общаться со старшими членами семьи.

Достойное поведение родителей в семье служит дошкольникам примером для подражания, формирует такие нравственные черты как доброта, отзывчивость, заботливость.

Авторитет бабушек и дедушек во многом зависит от умения сочетать любовь к внукам с требовательностью к ним, привлекать детей к участию в интересных и полезных делах. Бабушка и дедушка, живущие в семье сына, или дочери, принимают на себя определенную часть забот, систематически участвуют в ведении домашнего хозяйства. Они воспитывают своих внуков, много вкладывают в душу, ум ребенка, проявляя заботу о его здоровье, правильном физическом развитии. У бабушек и дедушек больше терпения, чем у молодых родителей, больше мудрости в общении с малышами.

Часто недоразумения между взрослыми возникают вследствие разного понимания задач и методов воспитания, особенностей подхода к ребенку. Молодые родители жалуются на то, что бабушки слишком балуют внуков, опекают их во всем; старшее поколение считает, что молодежь плохо приучает детей к труду или слишком строго обращаются с детьми, не учитывая их возраста.

Укрепляет отношения родных проведение праздников: Нового года, дней рождения. Во многих семьях существуют традиции совместного хорового пения, игры на музыкальных инструментах, проведение игр, состязаний.  Интересным и полезным для воспитания, сплачивающим всех членов семьи, может стать семейный досуг: прогулки в парк и лес, организация спортивных прогулок и т. д.

Интересны и полезны для детей рассказы бабушек и дедушек о своем детстве. Хорошие традиции развиваются и поддерживаются молодыми родителями, которые проявляют при этом много выдумки и фантазии.

Нередко старшее поколение сохраняет в доме семейные реликвии: трудовые и боевые ордена, медали, почетные грамоты, старые фотографии. Время о времени их достают и рассматривают вместе с внуками, беседуют. Такое общение важно для ребенка. Оно углубляет привязанность к семье, родным, способствует умственному и нравственному развитию.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод: важно правильно относиться к ребенку — это значит уважать в нем человека, пусть пока еще маленького, с малым жизненным опытом и знаниями, уважать его права на внимание к нему взрослых, на общение с ними, на условия для разнообразной деятельности, это поможет ему раскрыть свои способности, найти свое место в обществе, стать личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании дошкольника"

Семья. В ней человек начинает сбою жизнь, в ней делит ее с другими людьми, в ней продолжает себя в детях. Семья может быть спасательным кругом в бушующем жизненном море и роковым подводным рифом. Семь...

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольника»

Семья - специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, в...

консультация для родителей "Роль семьи в воспитании дошкольника"

консультация для родителей "Роль семьи в воспитании дошкольника"...

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании дошкольника»

Всё начинается с семьи…Семья – это дом, где всегда тепло, место, где живут любимые и любящие его люди.Часто ли в вашей семье звучат ласковые слова по отношению друг к другу, к детям?Задайте себе вопро...

Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании дошкольника"

«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей»                                        ...

Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании дошкольника"

«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей»...

Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании дошкольника».

В  данной консультации родители воспитанников узнают о том, как семья влияет на воспитание детей. ...