Роль игры-драматизации в развитии детей дошкольного возраста
статья (средняя группа)

Викторова Ирина Сергеевна

Роль игры-драматизации в развитии детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль игры-драматизации в развитии речи детей дошкольного возраста

          По мнению многих отечественных исследователей (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.П. Эльконин) игра является «ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста в которой происходят главнейшие изменение в психике ребенка, внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой высшей ступени его развития». Игра используется педагогами в целях обучения и воспитания детей. В ней происходит    развитие личности ребенка, речи, психических процессов, нравственных качеств.

           Особое место в развитии речи у детей дошкольного возраста представляет игра-драматизация, являющаяся уникальным средством, так как в процессе такой игры развивается звуковая культура речи и ее интонационный строй.

            В работах отечественных психологов и педагогов игра-драматизация или театрализованная игра рассматривается как деятельность, которая играет большую роль в развитии дошкольников и является разновидностью творческой игры.

            Игра-драматизация является видом театрализованной игры и широко используется в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является процессом становления и развития личностных качеств каждого ребенка, его интеллекта, эмоций, творческих способностей.

           Л.С. Выготский рассматривает драматизацию, как самый распространенный вид детского творчества, так как драматическая форма отражения жизненных впечатлений свойственна природе детей. Театрализованная игра в психолого-педагогических и культурологических исследованиях понимается с одной стороны, как вид деятельности, а с другой, как средство развития. Исследователи М.А. Васильева, С.А. Козлова, Д.Б. Эльконин считают, что театрализованные игры близки к искусству, поэтому их называют «творческими играми».

          В педагогической литературе особое внимание уделяется игре-драматизации, как средству развития детей, посредством которой раскрываются творческие способности ребенка, происходит положительное влияние на звуковую культуру речи и ее интонационный строй.  

          В процессе драматизации развивается речь, что является необходимым условием для адаптации ребенка в обществе. В играх драматического типа у детей развивается произвольность, особая чуткость и внимание к действиям людей в жизни, умение видеть и понимать значение простейших действий человека, его чувства, взаимоотношения с людьми, природой.

        Многие ученые считают (С.И. Мерзлякова, Л.Г. Миланович, Н.Ф. Сорокина), что игра – драматизация носит универсальный характер, поскольку способствует развитию двигательной, познавательной и эмоциональной сфер, а также социализации детей.

         В своем исследовании театрализованной игры Л.В. Артемова, ссылается на  мнение Л.С. Выготского, говорящего о том, что театрализованная игра – это необыкновенно насыщенная в эмоциональном отношении деятельность, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, сказка доставляет радость и удивление. «театр» - эти слова указывают на родство театрализованных игр с театром. Театр – всеобъемлющий вид деятельности, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец. Ему присущи особый, характерный лишь для него познавательный момент, свое отражение мира в отличие от других видов искусства». (К.С. Станиславский)

        В ряде исследований содержательный компонент театрализованных игр рассматривается как возможность создания разных сценариев: имровизации, коротких сценок, инсценировок литературного текста. (О.А. Акулова , Е.Е. Кравцова)

        Участвуя в игре-драматизации, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, через поставленные вопросы они учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Развитие речи тесно связано с умственным развитием. В ходе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний обогащается словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи и ее интонационный строй. Произносимые реплики и исполняемая роль ставят ребенка перед необходимостью четко и ясно выражаться.

          Драматизация основывается на действиях исполнителя, который может использовать пальчиковые куклы и куклы-бибабо, что согласуется с определением: «драматизировать – значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанным в нем эпизодов и передавая характеры персонажей». Ребенок использует все средства выразительности: мимику, интонацию, пантомиму. Важно, что в игре малыш перевоплощается в персонажа, управляет его действиями. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, развивается воображение, обогащается словарный запас, раскрываются творческие способности ребенка. Все это отражается на дальнейшем развитии ребенка, а в будущем на его учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации нужны и полезны ребенку на всех этапах его развития.

          Такие игры пользуются у детей любовью, так как участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром через образы, звуки, краски. Большое и разностороннее влияние игры-драматизации на личность ребенка позволяет использовать их как сильное и в то же время как ненавязчивое педагогическое средство.

         Целью игры-драматизации является раскрепощение каждого вовлеченного в нее ребенка, а основной задачей развитие у детей интонационной и мимической выразительности. Драматизация может проявляться в самых разных формах: как импровизация и сочинение сценок по содержанию сказки, ее инсценировка и театральная постановка сказки.

       

Список литературы

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]. – М.: «Просвещение», 1991. – 127с.
  2. Алибаева Ф.И., Баряева Л.Б. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками: Методическое пособие [Текст] / Под ред. Л.Б. Баряевой – СПб, 2007. – 256с.
  3. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников [Текст]  – СПб, 2006.
  4. Введенская Л.А., Культура речи. –Ростов н/Д: Феникс, 2001 -448с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста

Роль дидактических игр Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если ...

Роль детского конструктора в развитии детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей и родителей о разновидности и пользе конструктора для детей....

Роль изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста

Рисование - насущная потребность ребенка дошкольного возраста. Большинство детей любят не только рисовать, но и лепить из пластилина, изготавливать поделки. Ребёнок воспринимает литературное произведе...

«Роль исследовательской деятельности в развитии детей дошкольного возраста». КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Всестороннее развитие познавательныо- исследовательских  способностей  ребенка начинается с объектов окружающего мира, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. В свою очередь эк...

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста

Консультация для родителей. Пальчиковые игры-это мощная целенаправленная трентровка для мозга ребёнка, стимулирующая его развитие....

Презентация "Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"2 Слайд «Чтение - это окошко через которое дети познают мир и самих себя.» В.Сухомлинский. Привлечение детей к чтению книг в наше время стало большой проблемой и ст

laquo;Чтение - это окошко через которое дети познают  мир и самих себя.» В.Сухомлинский.Привлечение детей  к чтению книг в наше время стало большой проблемой и стало актуально. ...