Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста
план-конспект урока по физкультуре по теме

Андреева Татьяна Андреевна

роль игр в жизни наших детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_podvizhnyh_igr_v_razvitii_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста













Классификация игр

Все игры детей принято делить на две большие группы:

1. Игры с готовыми «жёсткими» правилами (спортивные, подвижные, интеллектуальные);

2. Игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий.                                                                                                                       М.Лацерус предлагает классификацию игр:                                                                                                                   1. Игры, связанные с физической деятельностью;                                                    2. Влечения к различным видам зрелищ;                                                                          3. Игры интеллектуальные;                                                                             4. Игры азартные.                                                                                                  Д.Б.Эльконин делит все игры на четыре группы:                                     1. Имитaциoннo-пpoцeccуальные, в которых действия детей сводятся к простому подражанию известным действиям по образцу;                                                                                                                    2. Драматические игры по определенному сюжету;                                  3. Игры с несложными по сюжету правилами;                                                                        4. Игры с правилами без сюжета и элементарные спортивные игры.                                                                                                          Заслуживает внимания классификация игр как отражение разнообразных типов человеческой деятельности:                                                                    1. Физические и психологические игры и тренинги: двигательные спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы;
лечебные игры (игротерапия).                                                                                    2. Интеллектуально-творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные, строительные, трудовые), технические, конструкторские; электронные, компьютерные,  игры-автоматы; игровые методы обучения.                   3. Социальные игры: творческие, сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские,  игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно - мыслительные, ролевые, имитационные).                                                     4. Комплексные игры: (коллективно-творческая, досуговая деятельность).





Функции игры

Социокультурная функция.                                                                             Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Игра является средством социализации ребенка. Играя, он обретает пространство — физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс «самости» — самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации.                                                                                       Коммуникативная функция.                                                                                  Игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. В играх встречаются два рода отношений. Это отношение соревновательного типа — между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выигрывает, то другой проигрывает), и отношения подлинного сотрудничества между участниками одной команды.                                                 Диагностическая функция.                                                                        Игра способствует определению отклонений в поведении ребенка. Например, играя, ребенок нарушит правила или в ответственный момент выйдет из игры. Это должно насторожить педагога, заставить пристальнее понаблюдать, найти причину возникших отклонений. В игре ребенок может сам диагностировать свои силы, возможности, свои личностные качества, то есть игра побуждает ребенка к самопознанию: могу ли я? Игротерапевтическая и коррекционная функции.                                                              В большинстве случаев игры призваны помочь воспитателю гармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений, разрешить неизбежные конфликты детской души до их возможного перерождения в установившиеся комплексы. Дети интуитивно прибегают к игре, как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие впечатления или проблемы требуют скорейшего разрешения.                                                Развлекательная функция.                                                                        Во многих играх по ходу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни с точки зрения общественных норм. Игры сопровождаются громкими криками, смехом, топаньем, толканием, резкими движениями, быстрым бегом. В игре ребенок никогда не устает. Игра способствует созданию защитных механизмов, осуществляется мощная психо-эмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоциональные ощущения. И, чем больше положительных эмоций получает ребенок, тем более гармоничным и радостным предстает перед ним мир, тем уютнее и увереннее ощущает он себя в жизни.













Подвижная игра как средство развития дошкольника

                                                                                                  Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника. Организм - это функциональное единое целое, повышенная деятельность одной системы органов влияет на повышение деятельности других органов. При быстрых движениях во время игры улучшается процесс дыхания, в результате чего происходит более быстрое насыщение крови кислородом, более обильный обмен веществ, повышенное кровообращение. Повышенная деятельность сердца и легких улучшает координацию движений и реакции нервных центров, ускоряет все биологические процессы в организме, оказывает влияние и на психическую деятельность.                                                                                       Игра — естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество — важнейшие факторы оздоровления. Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.


Подвижная игра как важнейшее средство  всестороннего развития дошкольника

В педагогической науке подвижные игры рассматриваются, как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Подвижную игру называют важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Игра ребенка - основное средство становления его как автономной независимой личности, свободно и самостоятельно выстраивающей свои отношения с равными — сверстниками. Игра обеспечивает ребенку самореализацию и эмоциональный комфорт. Стержневыми направлениями развития ребенка в игре являются развитие воображения, образного мышления (как одного из основных средств познания) и произвольной регуляции деятельности. Главное достоинство игры в том, что ребенок является ее участником.                                                                                 • Велика роль подвижных игр в умственном воспитании. В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируются социальные качества. В ходе игры создаются наилучшие условия для того, чтобы перед ребенком впервые возникла задача нечто припомнить и запомнить, появились предпосылки для развития произвольного запоминания и припоминания. Специальное упражнение памяти горазда эффективнее, если оно включено в игру, чем если проводится в виде специально организованных занятий.                                • Исследования А.В.Запорожца и Я.3.Неверович доказывают, что подвижная игра имеет ближайшее отношение к формированию моторики ребенка дошкольного возраста.                                           • Игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, что наполняет словарный запас, обогащает речь. Игры учат детей самостоятельно декламировать и петь, способствуют преодолению застенчивости.                                              • Играя, ребенок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает решения.                                                                                                         • Большое значение имеют подвижные  игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.                                                                            • Правила игры дети воспринимают как закон, их выполнение  формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других. Руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.                                                                                     • В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Играя и реализуя различные формы активности, дети познают себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.                                                           • Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети делают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.                Правильно организованные и систематически проводимые игры формируют характер, волю, воспитывают патриотические, интернациональные чувства.














Использование игр в психологических тренингах

Подвижные игры широко используются в психологических тренингах. Зачастую они представляют собой наиболее заметную,  эмоционально насыщенную и запоминающуюся часть занятия.                                                          В ходе игровой психокоррекции детей с нарушениями общения необходимо снизить конфликтность, снять неадекватные стереотипы поведения. Эффективность коррекции достигается в процессе коллективных игр, в группе сверстников. Навыки адаптивного бесконфликтного поведения ребенок может получить только в ходе активного общения. Группа - наиболее подходящая среда для проведения полноценной игры со сверстниками и взрослыми; игра приводит к нормализации социальных отношений, разрешению внешних конфликтов. Все это создает благоприятный фон для решения внутренних конфликтов.                                                                        Характерной особенностью контингента детей является конфликтное общение с окружающими. Стремление ребенка к лидерству само по себе ценное качество, но то, как оно осуществляется, может приводить к конфликтам со сверстниками. В этом случае коррекции подлежит именно форма реализации этого стремления. Новый опыт общения со сверстниками в группе складывается на основе доверительной атмосферы, открытого общения, в котором широко применяются приемы обратной связи. Коррекции подвергаются мучительные для самого ребенка особенности характера: трусость, неспособность владеть своими чувствами, жадность. Этиология нарушений общения у детей разнообразна. Можно назвать, по крайней мере, три ее источника.                                                                           Первый — семейные стереотипы поведения, некритично усвоенные ребенком и воспроизводимые во вне семейных ситуациях общения.                                                                                  Второй источник дезадаптации — особенности темперамента, точнее — неумение ребенка справляться с особенностями своего темперамента. Коллективная жизнь таких детей насыщена стереотипно повторяющимися конфликтами, обиды становятся привычными, возникают отгороженность, чувство невозможности дружбы и понимания.                                                                                      Третий источник дезадаптации — внутренние конфликты самого ребенка. Для коллектива сверстников такой ребенок не интересен, поэтому дети не ищут контактов с ним, не желают играть, и он оказывается в изоляции.                                                                           От того как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников — в группе детского сада во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба. Если эти отношения складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам, умеет играть общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других можно надеяться, что он и в дальнейшем будет нормально чувствовать себя среди людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста"

Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всего многообразия игр, следует особо выделить подвижные игры, в кото...

Статья «Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста»

 Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка? Прежде всего, через детские игры. Не случайно игра названа спутником детства. Ключ к познанию дошк...

Презентация. Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста.

Роль   подвижной игры  в  развитии детей дошкольного возраста....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста»

В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. Психологи и педагоги изучают происхождение...

«Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста»

laquo;Роль подвижной игрыв развитии детей дошкольного возраста»«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представ...

Консультация для родителей : "Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста".

Консультация для родителей : "Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста"....

"Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста"

Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всего многообразия игр, следует особо выделить подвижные и...