«Система мероприятий в детском саду, направленных на воспитание любви к книге, формирование круга семейного чтения »
проект

Велиджанова Зейнеб Адильевна

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Готовых рецептов, как научить ребёнка любить книгу, нет, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад село Амзя городского округа г.Нефтекамск

Республики Башкортостан

Проект

«Система  мероприятий в детском саду, направленных на воспитание любви к книге, формирование круга семейного чтения »

4648962

Разработчик:

воспитатель

Велиджанова

Зейнеб Адильевна

2019 г., с.Амзя

Введение

 «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге,

если чтение не стало духовной потребностью на всю жизнь – 

в годы отрочества душа подростка будет пустой…»

В.А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

Актуальность проекта:

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.

Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Готовых рецептов, как научить ребёнка любить книгу, нет, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно.

С.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Чем характеризуются эти истоки?

Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Ребёнок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко "входить" в содержание услышанного или прочитанного, "проживать" его. Малыш рисует, не задумываясь о мастерстве, любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Способность сорадоваться и сострадать, у детей очень высока. К сожалению, эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существует не для всех. Задача взрослого открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Таким образом, читательская судьба ребёнка зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребёнком.

Одна из особенностей проводимых различных видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет:

- родителям глубже понять своего ребенка.

- сплотить семью через чтение художественных произведений.

- вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.

Анкетирование среди родителей выявило, что меньше половины опрошенных семей практикуют семейное чтение. Лишь четверо родителей смогли точно назвать книгу, которую они недавно прочитали для своего ребёнка.  Для решения этой проблемы используем наш проект

Из диаграммы видно, что немногие семьи занимаются чтением дома, а есть и такие кто даже не знает какие произведения можно читать детям 3-4 лет.

Таким образом, нами была выявлена проблема: год от года резко снижается интерес к чтению. ДОО ведётся активная работа по пропаганде семейного чтения

Причины этому следующие:

  1. Нехватка времени родителей (бытовые проблемы и дела)
  2. Несформированность знаний о том, что для каждого возрастного периода дошкольников есть свои художественные произведения
  3. Отсутствие системы непосредственного общения с книгой (книжные выставки, посещение библиотеки, недостаточное количество книжных магазинов).

В связи с этим воспитателями в группе была организована выставка «живых» книг по прочитанным произведениям дома. Прочитав определенную книгу, родители с детьми создали композицию по сюжету прочитанного. Данные «живые» книги очень удобно использовать в дальнейшем: добавлять героев или атрибуты, тем самым развивая сюжет и создавая новую книгу.

Гипотеза: если возродить утраченную в большинстве семей дошкольников традицию семейного чтения, то у ребенка повысится интеллектуальный уровень, уровень воспитанности, ребенок сможет лучше адаптироваться в социуме.

Объектом исследования данной проблемы являются воспитанники и их родители

Предмет исследования – отношение к чтению вообще и к семейному чтению в частности.

Цель: определить эффективность традиции семейного чтения как средства развития  ребёнка и его дальнейшей социализации

Задачи:

  1. выполнить аналитический обзор  работ по проблеме возрождения семейного чтения;
  2. определить содержание  методов работы, и структуру  этапов работы;
  3. повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;
  4. определить формы и методы, позволяющие семье решать задачи развития интереса ребёнка к чтению;
  5. сформировать круг семейного чтения, организовать выставку «живых» книг;
  6. обобщить и распространить опыт, выработанного в ходе реализации проекта.

Методы и способы проекта.
В работе использовались 

- теоретические методы исследования: анализ научно-методической литературы, сопоставление, сравнение.

- практические методы: анкетирование родителей, диагностика дошкольников;
-
эмпирические методы: подтверждение теоретических положений исследования примерами из практики работы с детьми в процессе формирования интереса к чтению.

 Стратегия и механизмы реализации

Реализация проекта осуществляется в течение учебного года и представляет собой:

  1. Сбор и анализ первичной информации по данной проблеме. Изучение и переработка практического материала в изучаемых публикациях.
  2. Разработка различных методических рекомендаций, материалов для консультации с родителями.
  3. Первоначальная диагностика детей и анкетирование родителей по проблеме.
  4. Составление перспективного плана, конспектов.
  5. Проведение серии занятий, бесед, рассматривания иллюстраций и картин.
  6. Создание условий в предметно-развивающей среде группы.
  7. Совместные формы работы с родителями.

Новизна проекта заключается в системном подходе к обозначенной проблеме, в отборе и оптимальном сочетании различных форм работы, и вовлечении всей семьи и представителей местного социума.

Инновация определяется в создании системы работы по приобщению детей к чтению, которая включает:

- формирование профессиональной компетентности педагогов по приобщению ребенка к книге;

- просвещение и настрой родителей на реализацию идей, заложенных в проекте;

- изменение и корректировка представлений родителей о детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге;

- установление эмоционального контакта с детьми посредством семейного чтения.

Продукт проекта: «живые» книги, выполненные родителями с детьми; досуг «Поляна сказок»

Участники проекта: воспитатели, дети группы, родители воспитанников.

По срокам реализации: долгосрочный (октябрь 2015 – май 2015 г)

Трансляция опыта: Презентация результатов проекта:

  • Знакомство с идеями опыта на педагогическом совете детского сада;
  • Открытые мероприятия с детьми и родителями группы.

Этапы реализации проекта.

  1. Подготовительный этап (сентябрь 2015г.):

- анкетирование родителей по вопросам чтения в семье;

- обсуждение целей и задач проекта с участниками проекта;

 - изучение эффективных технологий и методик в области возрождения семейного чтения;

- обоснование, предсказание путей реализации проекта.

- создание условий необходимых для реализации проекта;

- создание системы  мероприятий  работы с детьми и родителями.

Результатом данного этапа является:

-создание системы мероприятий направленных на развитие у детей осознанно-нравственного отношения к чтению;

-составление плана по взаимодействию всех участников проекта;

-проведение мероприятий (познавательных занятий, обучающих дидактических игр, театрализованных  постановок; рассматривания иллюстраций и картин, бесед по прочитанному, всеобучей родителей и педагогов).

На I этапе были обозначены риски:

-  родители не до конца понимают всю важность приобщения ребенка к книге, её стараются заменить просмотром телевизора и банальной игрой в стрелялки на компьютерах.

- неготовность педагогов к принятию проблемы по приобщению детей к книге в детском саду, недостаточная компетентность в осознании потребности уделить больше внимания в решении этого вопроса.

С целью предотвращения этих рисков были запланированы и успешно проведены мероприятия, что позволило заинтересовать педагогов и родителей значимостью поставленной проблемы и вызвать желание двигаться совместными усилиями к решению этого вопроса.

2. Основной этап (октябрь-апрель 2015г.):

- Совершенствование предметно-развивающей среды  (выставка, информационный стенд, работа воспитателя с детьми и родителями по изготовлению «живых» книг);

- Проведение серии занятий с детьми по воспитанию любви и бережного отношения к книге;

- Родительский всеобуч (просвещение родителей по вопросам семейного чтения);

- Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.

Результатом данного этапа является:

- достаточный уровень компетентности педагогов для осуществления инновационной деятельности (Разработаны проекты по ознакомлению с художественной литературой и знакомству с писателями и поэтами во 2 младшей группе, проведение тематических занятий, чтение произведений в свободное время, самостоятельная и индивидуальная деятельность детей и др.);

- наполняемость предметно – развивающей среды (подбор игр и художественного слова по тематике проекта, наглядно-иллюстративного материала);

- пополнение книжных уголков художественной и энциклопедической литературой;

- создание в ДОУ условий для организации и интеграции различных видов

деятельности, влияющих на содержание образовательной области «Речевое развитие».

На II этапе актуальны риски:

- заниженная самооценка участников проекта, которая проявляется в нерешительности и неуверенности правильности своей деятельности, выбранного пути по решению данной проблемы.

- низкая информационная культура в области чтения художественной литературы, незаинтересованность, непонимание со стороны родителей необходимости проведения большого количества совместных мероприятий,  объясняя тем,  что нет свободного времени: для посещения мероприятий, для помощи в подготовке к спектаклям.

3. Итоговый этап (апрель-май 2015г.):

- Анализ проведенной работы, соотнесение результата с поставленными целями

- Обобщение собранного материала.

Результатом данного этапа является: обобщение опыта и определение результата практической деятельности, разработка тактики последующих педагогических  действий на следующий год.

Содержание проекта.

Раздел программы

Виды деятельности

Речь и речевое общение

  • рассказывание детьми сказок «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Кот и лиса», «Лиса и дрозд», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Коза-дереза», «Кот, петух и лиса», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» «Снегурочка и лиса»;
  • чтение стихотворений, потешек;
  • пение детских песенок «Два веселых гуся», «Песенка крокодила Гены», «Песенка Чебурашки», «Песенка мамонтенка»,
  • инсценировка сказок совместно с воспитателем «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Снегурочка и лиса», «Два веселых гуся»;
  • прослушивание звукозаписей детских сказок – «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Сказка об умном мышонке», «Кот и лиса», «Путаница», «Муха-цокотуха».

Игровая деятельность

  • Игры-драматизации по произведениям «Репка», «Колобок», «Теремок», «Два веселых гуся»
  • Дидактические игры «Мои любимые сказки», Лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет?»;
  • Сюжетно-ролевая игра «В театре»
  • Игра «Превращение»
  • Игра «Волшебная палочка» 
  • Строительная игра «Теремок»

Здоровье и

физическое развитие

  • Комплекс утренней гимнастики – «Хомка - хомка хомячок», «Буратино», «Курочки», «Цветок», «Ветерок»
  • Подвижные игры -  «У медведя во бору», «Лошадки», «Мыши в кладовой», «Мыши водят хоровод», «Лиса и зайцы», «Зайка серенький сидит», «Смелые мышки»
  • «Про продукты – полезные не полезные»

Изобразительная деятельность

  • Конструирование домиков для животных, теремка (сказки «Теремок», «Рукавичка»)
  • Лепка – колобок, волшебная палочка, снеговик, ежик, кит, заяц (сказки «Колобок», «Теремок», «Коза-дереза», «Путаница», «Сказка об умном мышонке»)
  • Рисование – деревья, елка, падал снег, следы на снегу (сказки «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок»)

Экологическое воспитание

Оформление фотоальбомов с видовым разнообразием животного мира:

  • Птицы: попугай, снегирь, сова, дятел, щегол, дрозд, синица, петух, курица
  • Звери: кошка, лошадь, собака, тигр, олень, лиса, песец, медведь (бурый, белый), волк, куница, хорек, ежи, заяц, кролик, морские свинки, хомяки, мыши, лягушка, жаба, черепаха, крокодил, ящерица.

Взаимодействие с родителями

  • Изготовление «живой» книги
  • Консультации на темы: «Семья и книга», «Как организовать домашнее чтение»
  • Выставка «живых» книг

Музыкальная деятельность

  • Слушание музыкальных произведений
  • Пение детских песенок
  • Разучивание танцевальных движений

Музыкальные произведения: 

«Колыбельная медведицы» Ю. Яковлев,

 «Песня Матроскина» Э. Успенский, 

«Песенка о лете» Ю. Энтин, 

«Песенка Бабки-Ежки», 

«Песенка мамонтенка», 

«Песня водяного» (из мультфильма «Летучий корабль»), 

«Песенка паровозика «Ромашкино», 

«Песенка про Чебурашку», 

«Песня крокодила Гены», 

«Два веселых гуся», 

«Песня Бременских музыкантов»,

«Пластилиновая ворона», 

«Антошка»

Социальное развитие

  • Посещение кукольного театра
  • Посещение театрализованных постановок с родителями
  • Просмотр мультфильмов, диафильмов

Реализация проекта предполагает:

-          совместную деятельность родителей и детей;

-          взаимодействия воспитателя с родителями;

-          взаимодействие воспитателя с детьми;

-          взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.

Участники

Формы взаимодействия

 

 

 

 

 

воспитанники

организованно  образовательная деятельность;

организация книжного уголка в группе;

утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);

игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры;

дневные литературные чтения;

создание книг-самоделок, книжные выставки;

ситуативное обучение;

 

 

родители

Рекомендации по развитию читательского интереса;

Памятки «Как организовать домашнее чтение», «Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал?», «Семья и книга»

Анкетирование

Родительское собрание «Как организовать семейное чтение»

традиция «Книга на прокат»

 

 

 

родители, воспитанники

Театрализованное мероприятия с участием родителей «Поляна сказок»;

изготовление семейной «живой» книги;

выставки детских  рисунков и поделок по прочитанным  произведениям;

книжные выставки «Книжный парад для дошколят»;

традиции группы «Книга напрокат»;

 Ожидаемые результаты:

  1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
  2. Возрождение традиции домашнего чтения.
  3. Обобщение и распространение  опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
  4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Литература

  1. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение,  2000г.
  2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
  3. Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
  4. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007
  5. Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
  6. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.12. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Круг семейного чтения"

Материал подготовлен к ежегодному проекту в детском саду  № 1524 "Книжкина неделя" ....

Консультация для родителей детского сада. Ребенок и книга Воспитание любви к книгам у детей

Консультация для родителей детского сада. Ребенок и книгаВоспитание любви к книгам у детей Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы н...

Консультация для родителей детского сада. Ребенок и книга Воспитание любви к книгам у детей

Консультация для родителей детского сада. Ребенок и книгаВоспитание любви к книгам у детейКнига – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на инте...

Консультация для родителей детского сада. Ребенок и книга Воспитание любви к книгам у детей

Консультация для родителей. Тема «Ребенок и книга»Цель: Приобщение родителей к развитию у детей интереса к книгам и чтению художественной литературы.Вопросы для обсуждения:1. Что тако...

Консультация для родителей "Воспитание любви к родному краю через семейные традиции"

quot;Воспитание любви к родному краю через семейные традиции"...

Консультация для родителей «Книга в семье. Семейное чтение»

Консультация для родителей " Книга в семье. Семейное чтение"...

Консультация для родителей «Ребенок и книга. Книга в семье. Семейное чтение»

Цель: Приобщение родителей к развитию у детей интереса к книгам и чтению художественной литературы.Вопросы для обсуждения:1. Что такое книга? Значимость чтения для ребенка.2. Рекомендации п...