Статья "Современные подходы к воспитанию дошкольников русской культурой"
статья (старшая группа)

Колодная Ольга Николаевна

Из опыта работы музыкального руководителя по теме "Современные подходы к воспитанию дошкольников русской культурой"

Скачать:


Предварительный просмотр:

E:\ФОЛК\Кузьминки 1.jpg

                                                                                            Современные подходы

                                                                                   к воспитанию дошкольников

                                                                                 русской культурой

                                                                                                                    ( Из опыта работы

                                                                                                        музыкального руководителя

                                                                                                                     детского сада)

                                                                                                                     

     Культура – это достижение людей в их материальной и духовной жизни, в области науки, техники, образования, искусства. Все созданное россиянами принято называть русской культурой. Нам в работе наиболее близок современный подход к воспитанию ребенка, основанный на концепции Е.В. Бондаревской, а именно – воспитание ребенка как человека культуры. Воспитание ей определяется как процесс педагогической помощи в становлении личности. Ребенку не дают готовые знания, а предлагают такие жизненные ситуации, и так организуют жизненное пространство, что он сам получает эти знания. При этом педагог сам носитель разносторонней информации и культурных традиций своего народа и является примером для подражания. На основе этого у ребенка должна формироваться потребность и способность саморазвития, самосовершенствования.

   Современные дети растут в технократической среде и это нужно учитывать. Поэтому педагоги проводят много времени за компьютером. В интернете можно найти много полезной и нужной информации, и это позволяет создавать видео и аудио теки, которые можно использовать во время образовательной деятельности и в ходе различных мероприятий.

   Одними из эффективных форм приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре, являются досуги и развлечения. Знакомство с традициями и праздниками, дает возможность дошколятам, в доступной форме, изучать  историю и культуру России, а значит обретать утраченные корни, осознавать мощь и величие своего народа. В нашем детском саду сложилась определенная система досугов и развлечений. Ежегодно, кроме основных программных праздников, мы отмечаем самобытные народные праздники, которые неразрывно связаны с христианством : «Рождественские вечера», «Святки», «Масленица», «Красная горка», «Троица», « Яблочный спас – угощай нас!», «Кузьминки», «Капустные вечерки».

  Так в ноябре проводится интерактивный досуг «Капустные вечерки».

Ведущая и дети,  рассказывают о традиции «Помочи», отмечать окончание сельскохозяйственных работ засолкой капусты и веселыми вечерками. Во время досуга педагог демонстрирует тематические видео ролики, звучат народные песни, поговорки, частушки. Дети исполняют со взрослыми хороводы, участвуют в играх. Затем все дружно принимают участие в засолке капусты. Для этого заранее, в стороне, на столах, приготовлены необходимые продукты и кухонная утварь (все накрыто полотенцами). Завершается праздник угощением – это чай, сладости и конечно, пирог с капустой. Все участники, в игровой форме, приобщаются к традициям и культуре русского народа, и получают удовольствие от общения друг с другом.

  Апрель – досуг «Красная горка». Дети продолжают знакомство с народной культурой и традициями. Когда это было возможно, на праздниках обязательно присутствовали родители. Они принимают активное участие в подготовке и проведении этого досуга. На музыкальных занятиях с помощью презентации детей знакомят с праздником,  разучивается заранее музыкальный материал: песни, игры, хороводы.  Дети в группе красят яйца, что бы вечером использовать их во время мероприятия. Как и положено в этот день, праздник начинается с колокольного перезвона (в записи). Затем проводятся различные состязания, звучат народные песни, загадки, прибаутки. Для родителей проводится викторина на знание народных песен и загадок. Праздник заканчивается исполнением народных мелодий на музыкальных инструментах (деревянные ложки, бубны, колокольчики и т.д.) и чаепитием.

  В ноябре уже стало традицией устраивать «Фестиваль народов России». В нем принимают участие дети старшего дошкольного возраста. Это среднесрочный проект, приуроченный к Дню народного единства. Каждой группе предлагается выбрать одну из народностей, проживающих на территории нашей Родины. Затем педагоги знакомят ребят с традициями и обычаями народа; оформляют уголки или выставки, где размещают символику, макеты жилых построек, национальные инструменты, предметы быта, книгу рецептов национальной кухни и т.д.

  При поддержки администрации детского сада и родителей готовятся народные костюмы или их элементы. На музыкальных занятиях разучиваются народные танцы или песни, игры и небольшие театрализованные представления. В последнюю неделю снимается небольшой ролик – «визитная карточка», в каждой группе. В последний день Фестиваля, в музыкальном зале проходит Галла концерт, где демонстрируется отснятый видео материал, народные костюмы, игры, танцы и песни.

  Кроме перечисленных народных праздников, в детском саду проводятся патриотические праздники тесно связанные с историей нашей страны:

- в январе - мероприятие «Мы помним блокадные годы»,

- в феврале - военно – спортивная квест-игра «Наша Армия сильна!»

- в мае -  «Концерт патриотической песни к 9 Мая»,

- в июне – летний праздник  «Наша Родина – Россия»

- в июле – военно – спортивный праздник «День ВМФ»

  В рамках социального партнерства мы приглашаем учащихся Детской музыкальной школы имени Г.В. Свиридова. Это ежегодные мероприятия культурно – массового и просветительского характера. В концертах для ребят старшего дошкольного возраста, выступают учащиеся хореографического, фортепьянного и струнного отделения ДШМ им. Г. В. Свиридова. В музыкальном зале, дети играю на различных инструментах, поют хоровые произведения и танцуют. В программе звучат произведения русских и советских композиторов: Чайковского, Майкопара, Кабалевского и т.д. Нашим ребятам очень нравятся эти концерты, и они встречают и провожают юных артистов, громки аплодисментами.

  Это лишь некоторые мероприятия по приобщению дошкольников к родной культуре и истории, которые мы проводим в нашем детском саду.  Мы надеемся, что наш опыт поможет начинающим педагогам, подскажет им решение не простой задачи воспитания дошкольников русской культурой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерный подход к воспитанию дошкольников

          Общеизвестно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до ...

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному....

Гендерный подход в воспитании дошкольников

Все мы знаем, что мозг у мужчин и женщин с самого детства работает по-разному. С первых дней жизни процессы восприятия мира и анализ информации, очередность созревания психичес...

Гендерный подход в воспитании дошкольников

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола....

Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях дошкольных образовательных учреждениях.

Сегодня активно обсуждаются возможности применения гендерного подхода для решения теоретических и практических задач воспитания дошкольников, рассматриваются модели гендерного воспитания мальчиков и д...

"Особенности развития мальчиков и девочек. Гендерный подход в воспитании дошкольника".

Чем отличаются в своем развитии мальчики и девочки, какие подходы выбрать родителям и педагогам?...