«Проблемная педагогическая ситуация и «Волшебный телефон» - как формы снятия психоэмоционального напряжения дошкольников»
методическая разработка

Алямкина Анна Ивановна

Приблизиться к поэтапному разрешению проблем развитие у дошкольников саморегуляции поведения, усвоение ими социальных ролей и нравственных позиций. позволяют авторские «Современные технологии социализации дошкольника в образовательной организации», разработанные Н.П. Гришаевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_volshebnyy_telefon.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА  КОРОЛЁВ МОСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

«ДЕТСКИЙ  САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 39 «СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД»  

Выступление на педсовете:

«Проблемная педагогическая ситуация и «Волшебный телефон» - как формы снятия психоэмоционального напряжения дошкольников»

                                                        Воспитатель: Алямкина А.И.

Февраль 2019 года

Нарастание негативных тенденций в обществе (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчуждённость, изолированность) выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дошкольного возраста.

           Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребёнку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте.

           Поэтому эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям, существующим в обществе – одно из главных условий жизни ребёнка в обществе и личной готовности к школе.

           Базой, фундаментом социальных навыков у ребёнка служит развитие у него саморегуляции поведения.

           Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

           Приблизиться к поэтапному разрешению проблем развитие у дошкольников саморегуляции поведения, усвоение ими социальных ролей и нравственных позиций. позволяют авторские «Современные технологии социализации дошкольника в образовательной организации», разработанные Н.П. Гришаевой.

           Педагогические технологии социализации дошкольника.

1.Ситуация месяца.

2.Развивающее обучение.

3.Ежедневный рефлексивный круг.

4.Дети-волонтёры.

5.Социальная акция.

6.Проблемная педагогическая ситуация.

7.Волшебный телефон.

8.Клубный час.

9.Коллективные проекты.

           Сегодня я попробую рассказать, как внедряются технологии  социализации, такие как -  проблемная педагогическая ситуация и «Волшебный телефон» в ДОО.

            Проблемная педагогическая ситуация (ППС) – это составная часть педагогического процесса. Она может возникать стихийно или быть организована специально. Сущность любой педагогической ситуации заключается в наличии в ней противоречия, его развития и разрешения.

Цель проведения каждой ППС – самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.

           Зачем обучать всему этому дошкольников?

Не секрет, что в мечтах родителей идеальный детский сад видится  райским местом: добрые, терпеливые, обожающие детей воспитатели; интересные игрушки; вкусная еда; обучение почти по школьной программе, без малейшего напряжения, но с радостью и увлечением; солярий с вечным солнцем и бассейн с тёплой морской водой…

           В результате ребёнок вырастает в тепличных условиях, не имеющих ничего общего с реальной жизнью. У обычного ребёнка, нет даже навыка, разобраться в простейшей нравственной коллизии. В детском саду все проблемы решит воспитатель, которая всегда рядом и готова в любую минуту прийти на помощь, а дома, конечно же, это родители. Чтобы что-то сделать,  нужно самостоятельно принять решение. А для этого нужна свобода выбора, а она-то  как раз и отсутствует в традиционном детском саду.

           Для того чтобы ППС прошла эффективно, необходимо соблюдение специальной технологии. Разработку и проведение ППС мы разбили на три этапы.

Первый этап – подготовительный.

1.Планирование проблемной педагогической ситуации, определение цели, разработка сценария.

2.Определение даты и времени проведения ППС.

3.Оповещение родителей о том, что в определённый день будет проводиться ППС, вывешивание в раздевальной комнате таблички: «Ситуация».  Это сигнал для мам и пап. Они должны обязательно расспросить ребёнка о происшедшем, вместе сделать соответствующие выводы.

4.Проведение диагностики детей (опрос малышей и родителей, как они видят заданную проблему, как её решают). Важно выяснить на какой степени развития относительно поставленной цели находится группа.

5.Проведение предварительной работы (проведение бесед с детьми, подготовка развивающей среды).

Второй этап – создание реальной ситуации, максимально приближенной к жизни.

Ситуация проводится без присутствия взрослых. Проводиться видеозапись ППС с дальнейшим просмотром и обсуждением с педагогами.

Третий этап – рефлексия, осмысление реально прожитого опыта (проведение круга рефлексии после ППС обязательно).

Воспитатель предлагает детям сесть в круг и задаёт три вопроса.

Алгоритм беседы (рефлексия).

-Что сейчас произошло?

-Что ты делал, что чувствовал?

-Что будешь делать в следующий раз, если произойдёт такая ситуация?

Вначале все по очереди отвечают на первый вопрос, потом на второй и т.д. Выслушивая правдивые или не очень ответы детей, воспитатель не даёт никаких оценок. Только лишь слегка, вопросом, выделяет понравившуюся реакцию (например: тебе действительно было жалко бабушку?). Воспитатель выслушивает каждого ребёнка, фиксирует ответы детей. Вместе делают выводы.

   Дети вместе с педагогом обсуждают пути возможного решения ситуации, предлагают свои варианты, прислушиваются к мнениям остальных. У них появляется возможность выбора и необходимость соотнести своё решение с решением других, а подчас и усомниться в правильности своего первого предложения.

Содержание проблемной педагогической ситуации (сценарий):

«Бабушка потеряла внука».

В группу к детям входит бабушка (роль бабушки сыграла бабушка одного из малышей), в верхней одежде, с большой сумкой. Здоровается. Дети не знают её и никогда не видели. Это очень важно, ведь как бы вы ни загримировались и не переоделись, дети узнают вас, тогда ситуация из реальной превратится в игровую, а этого допускать нельзя. Всё происходит во время полдника. На столах у детей стоят чашки с кефиром и печеньем. На раздаточном столе рядом стоит  лишняя чашка. В поле зрения детей стоит несколько свободных стульев. Воспитателя и помощника нет. Итак, бабушка вошла, и говорит:

- Здравствуйте, я бабушка Вани Иванова (выдерживает паузу, следит за реакцией детей).

- Я потеряла своего внука. Не знаю, в какой он группе (оглядывается, выдерживает паузу, выслушивает ответы детей).

- Ой, как я устала, у меня так болят ноги (ищет место, где можно присесть).

- Я очень хочу пить (осматривается, ищет глазами, где можно попить).

- Так вы не знаете Ваню Иванова?  (выслушивает ответы детей).

Благодарит детей и уходит.

Проблемная педагогическая ситуация «Потерялся чей-то кот».

В группу к детям входит сотрудник детского сада. В руках держит корзину для домашнего питомца. В корзине кот.

- Ребята, я шла по коридору мимо вашей группы и услышала, что кто-то мяукает. Смотрю, стоит вот такая корзина. Это не ваша? Это не вы её забыли? Там, по-моему, кто-то есть. (Заглядывают, рассматривают. Выясняют, что это оказывается кот).

- Может быть, кто-то забыл или потерял своего питомца?

- Что же делать? (дети предлагают свои варианты, сотрудник комментирует: позвонить мы не можем, потому что не знаем кому, забрать к себе не можем – родители не разрешают, да и потом, он же потерялся и, наверное, будет тосковать по своему дому, скучать, мяукать, даже может заболеть и т.д.)

- Ребята, а как вы смотрите на то, что бы написать и расклеить объявления по детскому саду. Можно написать так: Потерялся кот. Серый, пушистый, в оранжевой корзине. И номер телефона детского сада. Вы знаете номер телефона детского сада?  И писать вы не умеете? Жаль. А нарисовать сможете? Тогда нарисуйте объявления и развесим их по детскому саду, вдруг найдётся хозяин. А я вам скажу номер телефона детского сада. Записывайте.

- Ребята, что-то наш котик загрустил.  (Дети предполагают: может его погладить, обнять, пожалеть. А можно ли гладить и трогать незнакомое животное?)

- Может он голодный?

- Чем можно его покормить? А у вас в группе есть какая-то еда?

(На подоконнике стоит банка сметаны и 2 пачки кошачьего корма, который купила воспитатель, для своего кота, когда шла на работу).

- Если мы возьмём немного корма у Татьяны Георгиевны, как вы думаете, она не обидится? (Выслушивает  предположения детей, приходят к общему выводу, решают брать или не брать еду для кота у воспитателя.Кормить или не кормить котика, всё будет зависеть от решения детей).

- Ребята, вы дорисовывайте объявления, расклеивайте, а я отнесу пока котика в музыкальный зал, что-то он выглядит очень напуганным. Если кто-то позвонит по объявлению, нужно обязательно сказать, что корзина с котом находиться в музыкальном зале.

ППС  может возникать стихийно или быть организована специально. Как организовать ее специально мы рассмотрели, а вот какой алгоритм действий педагога при возникновении стихийных ППС? Это каждодневные детские ссоры и конфликты. То как мы научимся разрешать их в детстве, обуславливает стратегию нашего поведения и во взрослой жизни. Либо мы стремимся избегать трудностей,  искать более легкие, обходные пути, молчать или сдерживать свою ярость, либо мы встречаемся с проблемой лицом к лицу, ищем разумный выход, повышаем свою самооценку и завоевываем уважение в коллективе.

Как вы считаете, есть ли смысл обучать детей детсадовского возраста самостоятельному решению проблем и конфликтов или же на этом этапе достаточно вмешательства воспитателя или родителей? (выслушать ответы коллег).

Конечно же, да. Во-первых, самостоятельное решение проблемных ситуаций значительно разгружает взрослого, которому в этом случае не требуется исполнять роль судьи, а достаточно занимать позицию помощника.

Во-вторых, ответственность за происходящее и случившееся ложится на самих детей, что в свою очередь ведет к большей самостоятельности каждого отдельного ребенка, а значит к развитию саморегуляции поведения.

И в-третьих, повышается самооценка  детей, что позволяет им чувствовать себя более уверенно в общении со сверстниками.

Технология Волшебный телефон.

 «Волшебный телефон» – это телефон доверия для детей, который даёт им возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверили бы никому из взрослых.

Педагогическая технология «Волшебный телефон» позволяет решать следующие задачи:

1) развивать у детей умение самостоятельно выражать свои чувства и мысли; развивать социальную активность;

2) понять, что глубинно волнует ребёнка, в какой помощи он нуждается, над чем необходимо работать с ребёнком воспитателю, психологу или родителю;

 3) определять степень эффективности усвоения ребёнком той или иной технологии или программы, поскольку в процессе разговора сказочный персонаж ненавязчиво задаёт ребёнку вопросы, касающиеся прошедшей «Ситуации месяца» или «Клубного часа». Например, ребёнок общается с Человеком-пауком, и он его спрашивает: «Я слышал, что к вам в садик прилетал Карлсон. Я с ним тоже знаком. Он любит пошалить. Наверное, вы здорово повеселились. Тебе это понравилось?» В результате такой беседы выясняется степень освоения ребёнком правил поведения в группе или осознаются причины поведения других детей;

4) возникает возможность от имени значимого для ребёнка персонажа дать ему позитивную инструкцию поведения или задать вопрос для дальнейшего морально-нравственного размышления;

5) своевременно реагировать на запросы воспитателей и родителей для решения детских проблем.

Что главное в работе по данной технологии?

 1. Создать благоприятные условия: шатёр уединения, мягкие подушки, пледы, красивый сказочный телефон, песочные часы, по которым ребенок определяет время разговора.

2. Огромное значение имеет личность ведущего «Волшебного телефона». Наиболее подходит для этой деятельности психолог ДОО, но им может быть любой сотрудник, соответствующий следующим критериям:

 - наличие специальных знаний в детской психологии;

 - знание детской субкультуры, особенно мультфильмов, которыми увлечены в данный период дети;

- наличие у взрослого актерских способностей;

- владение технологией «Развивающее общение».

 - способность сохранить конфиденциальность полученной в беседе с ребенком информации, но, вместе с тем, умение донести до воспитателя и родителей ее смысл, если это необходимо для коррекции развития ребенка.        

Технология организации «Волшебного телефона» следующая:

1. В каждой группе рассказывают, что в саду появился волшебный телефон. Его приносят в группу, он красиво украшен. Детям показывают, как им пользоваться, с кем можно поговорить и в какое время приходить в кабинет психолога. Как правило, это происходит после полдника, 2–3 раза в неделю. (Для детей старшей и подготовительной к школе групп, но возможно и для некоторых детей из младших групп.)

2. Самое простое – установить детский игрушечный телефон или рацию. Возможна и установка спаренного телефона: один находится в кабинете психолога, другой – рядом с кабинетом психолога в специально оборудованном домике, где стоит телефон для детей. Домик может быть самый простой, типа палатки (шатра), раскрашенной ярким узором; в ней находится столик с телефоном и кресло для ребёнка, а также подсказка в виде пиктограммы, как пользоваться телефоном. Рядом ставятся песочные часы – таким образом ребенок учится следить за временем, отпущенным для разговора (обычно – 5–10 минут). Чаще всего детям удаётся соблюдать это правило.

3. Как правило, за внедрение этой технологии отвечает психолог, хотя это может быть и любой другой педагог. Предварительно психолог выясняет, какие герои популярны у детей, – для этого опрашиваются дети и родители. Затем намечает примерные вопросы, которые он мог бы задать от лица какого-либо персонажа, и определяет цель общения с каждым конкретным ребёнком. Это может быть диагностика проблем ребёнка, обратная связь о прошедшей «Ситуации месяца» или «Клубном часе», коррекция какого-либо качества и поведения ребёнка и т.д.

4. Психолог ведёт журнал, куда записывает проблемы ребёнка и свои дальнейшие действия в отношении коррекции его развития или поведения, а, может быть, советы родителям или воспитателям. Безусловно, что вся информация, полученная психологом в разговоре с ребёнком конфиденциальна, он может лишь в обобщённой форме высказать свои пожелания и советы родителю или педагогу.

Например, один из детей, разговаривая с Бэтменом, пожаловался ему, что мама не позволяет ему встречаться с папой, а он очень скучает по нему. Психолог нашёл повод для встречи с мамой и деликатно проинформировал её о том, что у ребёнка, возможно, есть проблема – он скучает по папе. Мама была удивлена, так как малыш никогда ей об этом не говорил. Она обещала об этом подумать.

 Другой пример. Одна из девочек поведала Винкс, что она сильно переживает, что её никогда не принимают в игру Вика и Лена и постоянно смеются над ней, её одеждой и т.д. Винкс посоветовала ребёнку, как себя вести, чтобы тебя приняли в игру. Психолог поговорил с воспитателем о проблемах девочки, они совместно наметили методы коррекции. Воспитатель об этой проблеме ребёнка также не подозревал.

ВЫВОДЫ:

В совместной деятельности со взрослыми и сверстниками ребёнок на практике осваивает правила и законы общения. И часто сталкивается с проблемой выбора действия: как лучше и правильнее поступить? Вначале варианты действий предлагает педагог, а ребёнок выбирает из них наиболее приемлемые для себя.  Впоследствии, имея представления о возможных способах решения проблемы (свой маленький банк жизненных ситуаций, который будет увеличиваться по мере приобретения опыта), ребёнок сможет найти для себя оптимальный способ. Особым достоинством использования проблемных педагогических ситуаций и технологии «Волшебный телефон» является то, что ребёнок испытывает чувство восторга, эмоциональной приподнятости. Данные технологии учат детей находить компромиссный выход из проблемных ситуацй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения у детей для использования в педагогической практике»

Тренинговое занятие для педагогов по использованию игровых упражнений для снятия психоэмоционального напряжения у детей....

Снятие психоэмоционального напряжения дошкольников посредством куклотерапии

Куклотерапия является одним из средств, позволяющим стимулировать ребенка, снижать эмоциональное напряжение. ...

«Снятие психоэмоционального напряжения дошкольников посредством куклотерапии»

Консультация для педагогв и родителей "Снятие психоэмоционального напряжения дошкольников посредством куклотерапии"...

Картотека упражнений на снятие психоэмоционального напряжения дошкольников

Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы...

Релаксационные упражнения для снятия психоэмоционального напряжения дошкольников.

Современные  дошкольники порой загружены не меньше взрослых, посещая  детский сад, различные кружки, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Эмоциональны...