«Снятие психоэмоционального напряжения дошкольников посредством куклотерапии»
консультация на тему

Консультация для педагогв и родителей "Снятие психоэмоционального напряжения дошкольников посредством куклотерапии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 8 «Ладушки»

М.С. Мишина

 «Снятие психоэмоционального напряжения дошкольников посредством куклотерапии»

Куклотерапия является одним из средств, позволяющим стимулировать ребенка, снижать эмоциональное напряжение.

При всём своём многообразии методики куклотерапии основаны на исключительной роли куклы. Ребёнок воспринимает куклу даже не как предмет игры, а как реального друга, который все понимает и не помнит зла.

Использование методики «Какая игрушка тебе ближе?» рекомендует Капшук О.Н.. Ребёнку предлагается выбрать понравившуюся куклу (или любую другую игрушку) и зайти с ней за ширму. Уже сам выбор игрушки рассказывает о многом. Если ребёнок выбирает зайчика, предполагается, что у него страхи, о которых он просто не говорит. Если выбирает волка или какую-либо игрушку со злым лицом, это объясняет частое проявление его агрессивности. Когда выбор  сделан, с куклой на ширме разворачивается диалог педагога и ребенка. Используется следующий перечень вопросов: «Ты кто?», «Где ты живёшь?», «С кем ты живёшь?», «Где твои родители?», «Большой ты или маленький?», «Чем любишь заниматься?». Если было выбрано животное: «У вас в лесу есть кто-нибудь страшный?», «Чем ты питаешься?», «Тебя кто-то обижает?», «Кто твой защитник?», «Есть ли у тебя друзья?», «Во что вы играете?», «Что тебя расстраивает?», «Что бы ты попросил у волшебника?». Это помогает педагогу заглянуть в душу ребёнка, понять, чем же вызваны его психологические проблемы.

Для развития эмоциональной сферы проводится игра «Куклы с разными лицами» В данной игре дополнением к куклотерапии используется музыкотерапия, что помогает детям более точно и быстро определять и распознавать эмоции и чувства в увлекательной для них форме. Основываясь на рекомендациях Татаринцевой А.Ю., воспитатель и музыкальный руководитель применяют различные варианты работы с куклами: 1.Взяв в руку одну куклу, потом другую, ребёнок с соответствующими интонациями произносил нейтральные фразы «Добрый день», «Светит солнце», «Который час?». Естественно, что куколка с грустным личиком и куколка с радостным выражением лица «произносят» эту фразу по-разному. 2. Воспитанник придумывает историю, подходящую к выражению лица одной из кукол. 3.Прослушивая какое-либо музыкальное произведение, ребёнок выбирает куклу, соответствующую характеру музыки. 4.Воспитанник определяет настроение куклы, глядя на неё, и высказывает свои предположения о том, музыка какого характера будет звучать. 5.Педагог читает  стихи и просит выбрать куклу, подходящую к их настроению.

В работе по коррекции и профилактике ПЭН применяются также разнообразные игры с куклами: «Угадай настроение», «Засели ребят», «Угадай, кто живёт за этой дверцей», «Покажи, какое настроение у тебя», а также с персонажами известных сказок: «Сочиним сказку», «Найди сказочного героя по эмоции», «Составь портрет сказочного героя», «Путешествие в мир эмоций», с помощью которых у детей развивается умение распознавать и определять собственные эмоции и чувства, а также эмоции и чувства других людей. Связь со сказкотерапией способствует расширению спектра игр, используемых         педагогами в профилактике эмоционального неблагополучия у воспитанников.

Применяя новый жанр, созданный московской арт-группой "Пси-арт" – «куклартина» (кукольная картина). Ребёнок берет куклу, которая соответствует его настроению, и начинает ею управлять, что способствует формированию у него позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков.

Интересной разработкой в данном жанре стала подобная «куклартине» «Комната в миниатюре». Ребёнок, используя куклу, предметы, её окружающие, обыгрывает ситуации из собственной реальной жизни. Познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, он активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. В результате у ребёнка развивается образное мышление, память, умение формулировать свои эмоции и чувства словами.

Все перечисленные формы работы способствуют переживанию ребёнка с выбранной куклой событий собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Куклы - наглядное пособие, вспомогательное средство для обогащения знаний детей в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности. Дошкольники рассматривают и описывают их внешность, одежду, определяют  характер. На математике отвлекает детей и Незнайку коварная Баба-Яга, Мишка с рюкзаком за спиной и баночкой мёда помогает знакомить детей с буквой «М» и осваивать способы слогового чтения. Вместе с дошкольниками рассматривает зимние пейзажи русских художников талантливый «Карандаш», ребята лечат маленького заболевшего зайчика и дают ему советы, как заботиться о своём здоровье, ласковое солнышко учит детей быть добрыми и ласковыми.

Куклы, умело используемые в образовательной деятельности, помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла, выступающая для них в роли собеседника, концентрирует на себе их внимание и помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям, предоставляя ему возможность почувствовать себя раскованным.

Одной из самых действенных форм работы куклотерапии является кукольный театр. Спектакли разыгрываются как с группой детей, так и индивидуально. Создавая кукольный театр, педагоги, совместно с детьми изготавливают кукол, рисуют декорации, пишут сценарии, придумывают оформление сцены, продумывают музыкальное сопровождение. Здесь в особенно тесной взаимосвязи используются все методы арт-терапии: куклотерапия, сказкотерапия и музыкотерапия. При этом педагогами учитываются мнение и интересы каждого ребенка.

В данном случае атрибуты кукольного театра становятся идеальными инструментами психокоррекциии. Спрятавшись за ширму, говоря от лица куклы, и потому, не страшась уличения, ребенок получает уникальную возможность развивать воображение, творчество, уверенность в себе.

Кроме кукольного театра коррекции и снятию психоэмоционального напряжения способствует сам процесс изготовления традиционной куклы из лоскутков. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается  воображение.

        Для снятия эмоционального зажима и робости при выступлении маленьких артистов проводится совместная работа педагога с музыкальным руководителем в постановках танцев с масками, что позволяет объединить два современных метода – куклотерапию и музыкотерапию.  Именно под танцевальные ритмы ребенок раскрепощается эмоционально и психически. Включаясь в подобные виды деятельности, каждый из воспитанников имеет возможность выразить свое внутреннее «Я», внутреннее мироощущение.

        Таким образом,  куклотерапия  – это увлекательный и доступный метод работы с детьми, оптимальная возможность коррекции поведения, гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Снятие психоэмоционального напряжения дошкольников посредством куклотерапии

Куклотерапия является одним из средств, позволяющим стимулировать ребенка, снижать эмоциональное напряжение. ...

Использование музыки и релаксации для снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников

 Над  данной  темой  я  начала  работать  для  того,  чтоб  помочь  детям  быстрее  адаптироваться  в  детском  с...

Презентация "Музыкотерапия как средство снятия психоэмоционального напряжения и агрессии у дошкольников"

материал  наглядно обосновывает эффективность музыкотерапии для коррекции  нарушений психоэмоциональной  сферы дошкольников...

Картотека упражнений на снятие психоэмоционального напряжения дошкольников

Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы...

Релаксационные упражнения для снятия психоэмоционального напряжения дошкольников.

Современные  дошкольники порой загружены не меньше взрослых, посещая  детский сад, различные кружки, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Эмоциональны...

«Проблемная педагогическая ситуация и «Волшебный телефон» - как формы снятия психоэмоционального напряжения дошкольников»

Приблизиться к поэтапному разрешению проблем развитие у дошкольников саморегуляции поведения, усвоение ими социальных ролей и нравственных позиций. позволяют авторские «Современные технологии со...