Экологическое воспитание через различные виды игр
презентация

Костюкевич Ольга Владимировна

«Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которые они не могут изменить по своему желанию... лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом... для детей лучшая игрушка — куча песка»

                                                                                                                              К. Д. Ушинский      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_cherez_razlichnye_vidy_igr.pptx1.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологическое воспитание через различные виды игр Подготовила воспитатель Костюкевич Ольга Владимировна

Слайд 2

«Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которые они не могут изменить по своему желанию... лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом... для детей лучшая игрушка — куча песка» К . Д. Ушинский

Слайд 3

В настоящее время сущность экологического воспитания нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы – это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи будущего этапа развития цивилизации. Поэтому экологическому воспитанию придается общественное значение .

Слайд 4

Классификация экологических игр По специфическим характеристикам : сюжетно-ролевые ; театрализованные; строительные. Игры с правилами: дидактические; подвижные. По тематическому распределению содержания: игры на тему «Живая природа»; игры на тему «Неживая природа». По форме организации и мере регламентации выделяют: самостоятельную игровую деятельность ребенка; совместную с педагогом игровую деятельность. По направленности действий: сенсорно-моторные; предметные; игры с перевоплощением; социальные; соревновательные. По тематике: « Где живая и неживая природа?» «Соседи по планете.» (Живая природа) «Кто с кем дружит?», «Кто кого боится?» «Кому где нравится?», «Кто где живет?» «Что где растет?» «Кому что нужно?» «Что такое?», «Кто такой?» «Почему так бывает?» (Связь живой и неживой природы) «Почему мы такие разные?» «Как можно и как нельзя?» (Правила поведения в природе) «Мы все нужны друг другу» « Природное-рукотворное»

Слайд 5

Экологические игры можно условно разделить на несколько видов: 1. Ролевые экологические игры (творческие игры). Они основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например, «Строительство города будущего» (её участники выполняют роли строителей, архитекторов, жителей города; цель игры – формировать представления о том, что при условии соблюдения экологических норм и правил надо производить постройки, не нарушая баланс природной зоны). Можно заранее провести беседу по данной теме, обратить внимание на то, что город должен быть экологически чистым, красивым, чтобы в нём хотелось бы жить. Затем рассмотреть альбомы, журналы, картины, иллюстрации. Составить карточки – схемы, анализировать постройки , искать пути решения.

Слайд 6

«Зоопарк» Ребёнок начал строить из кубиков, кирпичиков или другого материала клетки для животных и птиц, заселять их игрушечными животными. Воспитатель может как бы ненароком включиться в игру ребёнка и сделать её глубже, разнообразнее, содержательнее. Видя, как малыш увлечён игрой, воспитатель поддерживает её новыми игровыми действиями. На машине (или самолётом, поездом, пароходом) в зоопарк прибывает новая партия новых животных, например, африканские слоны, обезьяны, крокодилы (ещё не задействованные в игре животные). Воспитатель, взяв на себя роль шофёра, который доставил зверей, просит ребёнка – «директора «зоопарка» принять груз, расписаться в квитанции и устроить животных получше (в просторных и светлых клетках), так как они долго ехали в тесноте и устали. Такое включение в игру даст ребёнку толчок для развития сюжета. Теперь он сам будет привозить новых животных и устраивать их в зоопарке. Где будет жить крокодил? Какой надо построить аквариум? Сколько воды необходимо? Чем кормить? В какую клетку надо поместить ветки , гнёзда, солома и так далее ). слона? Какая растительность должна быть рядом с отгороженной местностью зоопарка, если есть возможность выпустить их погулять? Как надо следить за чистотой клеток, какими средствами надо их мыть? Из какого материала должны сделаны клетки? Что должно находиться в клетке?

Слайд 7

Дальше подвести детей к тому, кто будет привозить корм и еду. Какая должна быть еда? (мясо, рыба, зерно, вода, витамины). Затем спросить детей о том, где должна хранится еда. У детей появляется новый сюжет. Дети получают не только знания о жизни животных, о внешнем виде, среде их обитания, но и учатся за ними ухаживать и заботится о них. Они строят красивые, большие, удобные клетки, кормят их, моют клетки. Распределяют обязанности, контролируют работу друг друга (директор, сторож, шофёр и так далее). Также дети могут сначала составить чертежи строительства бассейна или парка, в котором строят фонтан, качели, «сажают» растительность и так далее. То есть, дети должны подходить к строительству со стороны экологической направленности (экологически чистый материал, воздух, продукты).

Слайд 8

Сюжетно – ролевая игра с природным содержанием может быть развёрнута на основе различных событий жизни - посещение цирка, поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню, знакомства с колхозной фермой, экскурсия на луг, в лес, поле, теплицу, сельскохозяйственную выставку (или рассказать о ней, демонстрируя рассказ иллюстрациями), ипподром и так далее. Чтобы детям было интересно играть в игры, необходимо создавать ситуации, например, «Цыплёнок заблудился» . Дети находят маленького, жёлтого цыплёнка (игрушку), который плачет и говорит, что он потерялся. Дети выясняют, как он заблудился. Кто его мама, помогают ему перейти через дорогу, кормят его или предлагают поселиться у них и создают необходимые для него условия. По пути можно петь песенки, читать потешки или стихи. Играя в игру «Семья» можно создать сложную ситуацию, направленную на знание того, как варить суп, из каких овощей, как их нужно мыть, где их лучше выращивать и так далее. В игре «Поездка в лес », можно решить несколько задач: формирование знаний о том, что растёт в лесу и кто живёт в лесу, правила поведения в лесу, а также безопасность в лесу (не рвать незнакомые травы, цвет, грибы, не брать на руки животных и так далее, не уходить от взрослых).

Слайд 9

2. Имитационные экологические игры. Данные игры основаны на моделировании экологической деятельности. Так, игра «Экосистема водоём» позволяет проследить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на биоценозы, а игра «Экологическая пирамидка» помогает показать пищевые цепи (ребёнок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведёт к гибели остальных). Например, рыбы. Высохнут речки, моря – погибнет рыба. Если не будет света и тепла, воды погибнут растения и животные. Не будет насекомых, то погибнут птицы так далее.

Слайд 10

3. Соревновательные экологические игры. Такие игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации биологических знаний, навыков и умений. К ним относятся: конкурс – аукцион, конкурс – марафон, экологическая викторина, «Поле чудес» и так далее. Это игры, в которых дети демонстрируют свои знания. Логически мыслят, быстро принимают решения. А также и выполняют практическую деятельность.

Слайд 11

4. Игры – путешествия. Дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана или моря, на солнечную планету и так далее. Данные игры также способствуют расширению знаний о мире, побуждают правильно относиться к предметам окружения и вызывают стремление больше узнать. Способствуют экологическому воспитанию: не загрязнять воздух, моря и океаны, беречь животных и создавать им природные условия места их обитания.

Слайд 12

5. Дидактические игры. Эти игры носят разнообразный характер: речевые игры, развивающие, математические. Например, «Кто где живёт?». Дети должны правильно по среде обитания определить место нахождения животных, птиц и дать сопроводить свой ответ аргументами. Лиса живёт в лесу, она роет для себя нору, она не впадает в спячку, так как меняет шубку (шерсть становится более тёплой и густой), сама достаёт корм, она санитар леса (уничтожает мышей, больных животных). Дети также классифицируют птиц, животных, цветы, растения по заданному признаку. Различные настольно – печатные и развивающие игры позволяю не только узнавать по внешнему признаку, но и знакомиться с местом обитания, дети учатся правильно относиться к природному окружению.

Слайд 13

Дидактические игры рассматриваются как вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Слайд 14

Дидактические игры по теме «Домашние животные» « Чем одарит нас?» («Какую пользу приносят домашние животные») Цель : Развитие логического мышления, учить детей строить высказывания - рассуждения. Чем одарит нас корова? Молоко, сметана, творог, сыр, мясо, шкура. Чем одарит нас свинья? Мясо, сало, шкура. Чем одарит нас коза? Мясо, молоко, шесть, сыр. Чем одарит нас овца? Шерсть, мясо, шкура. Чем одарит нас кролик? Мех, мясо. Чем одарит нас лошадь? На лошади можно ездить верхом, возить грузы. Мясо, шкура. Чем одарят нас куры, гуси, утки? Яйца, мясо, перо и пух.

Слайд 15

«Кто какой?» Цель: Закрепление знаний о домашних животных и их детенышах. Развивать связную речь. Ход игры: Нужно подобрать признак к существительным. Жеребенок маленький, беспомощный, робкий, беззащитный, слабый, милый. Щенок игривый, живой, подвижный, любопытный, сердитый. Козленок упрямый, робкий, красивый, ласковый, серый. Поросенок резвый, розовый, толстый, веселый, маленький, забавный. Крольчонок длинноухий, серый, пушистый, забавный, пугливый. Ягненок белый, робкий, трусливый, кудрявый, пушистый, милый. Теленок ласковый, упрямый, резвый, неуклюжий, игривый . « Чем питаются домашние животные » Цель : Развитие памяти и логического мышления Лошадь ест овёс и траву. Козу, овец, коров, кроликов - кормят травой и т.д.

Слайд 16

Игра «Собери семью » Цель : Формирование логического мышления и фразовой речи. Образование новых слов от разных основ. Карточки с Ход игры: на столе лежат картинки с изображением животных, живущих на ферме и картинки с изображением детенышей животных - Поставь животных одной семьи рядом и расскажите, кто с кем рядом стоит. «Подскажи словечко» Цель: Закрепление названий домашних животных и их детенышей. Научить строить высказывания рассуждения. Формирование существительных множественного числа Картинки с изображением домашних животных. Ход игры: Табун (много лошадей), Стадо (много коров), Отара (много овец), Свора (много собак).

Слайд 17

«Чей силуэт?» Цель: Развитие внимания, мышления, воображения , умение сравнивать предметы по представлению. Ход игры: Предложить ребёнку найти и назвать животных, нарисованных, на картинке. « Кто кем будет?» Цель: Развитие логического мышления, познавательного интереса и речевой активности детей. Карточки с изображением домашних животных с детенышами. Ход игры: Педагог спрашивает у детей, Кто кем будет, когда вырастет ? Кто кем был? Жеребенок будет (лошадью), ягненок будет (овцой, бараном), козленок будет (козой, козлом), теленок будет (коровой, быком), поросенок будет (свиньей), крольчонок будет (кроликом ).

Слайд 18

«Какие животные спрятались на картинке?» Цель: Развитие внимания, мышления, воображения. Ход игры: Предложить ребёнку найти и назвать животных, нарисованных на картинке . «Отгадайте животное по описанию» Цель: Развитие умения описывать животных и узнавать их по описанию. Ход игры: Педагог раздаёт детям карточки дети никому не показывают свои карточки. Педагог предлагает одному ребенку описать животного, изображённого на его картинке, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное. « Собери картинку» Цель: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности. Карточки с изображением животных, разрезанные на несколько частей. Ход игры: Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, 4 части (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, какое животное он собрал.

Слайд 19

«Бюро находок» Цели : Развитие зрительного внимания. Формирование логического мышления и фразовой речи. Ход игры: Воспитатель показывает детям карточки с изображением частей тела животного. Дети определяют, кто это потерял: Это хвост, его потеряла корова. А это лапки, их потерял щенок.

Слайд 20

«Расскажи о домашнем животном» Цель : Закрепление знаний о домашних животных и их детенышей, развивать коммуникативные навыки детей, учить составлять связный рассказ по серии картинок. Ход игры: Составить описательный рассказ о животном с опорой на план-картинку .

Слайд 21

6. Игры с природным материалом. Детям очень нравятся игры , которы t напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике. Также дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты. Кроме игр с песком, водой и снегом, существуют игры с игрушками-самоделками, выполненными детьми совместно с воспитателем из коры, шишек, желудей, травы, ягод, палочек, глины. Изготовление поделок из природного материала – это не только увлекательное занятие, но и кропотливый труд, увлекательный и очень приятный. Для того, чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства. Очень важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого необходимо учитывать его возможности, а также дальнейшее их расширение и изменение. Дети очень любят разглядывать готовые работы, выполненные их сверстниками. Воспитатель должен учить детей собирать материал так, чтобы не нанести ущерб природе: бересту и кору надо бережно снимать с поваленных деревьев. Листья и шишки берут опавшие с дерева, веточки — сухие. Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью. Игры и занятия с природным материалом можно обогатить, сопровождая их чтением произведений о природе. Яркие , образные описания окружающих явлений пробуждают детскую фантазию, воспитывают художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе.

Слайд 22

Разнообразна тематика используемых игр: с песком: «Пирожки для куклы», «Норка для мышки», «Строим горную дорогу для машин», «Перевозим песок на самосвале», «Приготовим угощение», «Строим город для маленьких человечков», «Гараж», «Построим замок», «Сказочный город», «Муравейник», «Дороги»; с водой: «Купаем куклу», «Ловим рыбку», «Стирка», «Веселый ручеек», «Кораблики», «Тонет - не тонет», «Какая бывает водичка»; со снегом: «Снежки», «Снежная баба», «Попади в цель», «Снежные пирожки», «Снежная крепость», «Башня», «Кто дальше бросит»,», «Рисунки на снегу», фигурки собачек, кошек, медвежат и т.д.

Слайд 23

Влияние игр с природным материалом на развитие детей неоспоримо. Они развивают фантазию , внимание, творческое воображение, память, мышление, художественные способности, эстетические вкусы, мелкую моторику. Во время игры дети приобретают знания путем исследовательской деятельности и самостоятельного поиска. С помощью природных материалов ребёнок может разнообразить содержание сюжетно-ролевых игр. У детей развивается умение взаимодействовать друг с другом, они учат c я доводить начатое дело до конца. При организации игр необходимо использовать различные методы и приёмы. Привлекать всех детей, а особенно малоактивных, поощрять детей за активное решение задач, привлекать их к изготовлению практического материала.

Слайд 24

Литература : « Шаг навстречу природе» Л. Д. Бобылёвой и О. В. Соловской ; «Экологическое воспитание дошкольников» Н. С. Голицыной; Разработки занятий Л. Г. Горьковой , А. В. Кочергиной; Т. М. Бондаренко Пособие по формированию основ экологической культуры Т. В. Шпотовой и Е. П. Кочетковой; Алябьева Е. А. «Тематические дни и недели в детском саду» и « Коррекционно – развивающие занятия» (игры-перевоплощения и мини-этюды); Разработки экологических игр Л. Павловой ; Разработки Рыжовой Н. А. «Я и природа», «Воздух –невидимка», «Волшебница – вода».

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через различные виды музыкальной деятельности» .

Одним из приоритетных направлений в  моей работе является  приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки, поэтому я поставила перед собойцель - заложить в детях основы духов...

Самообразование "Патриотическое воспитание через различные виды деятельности"

Перспективное планирование по теме самообразования «Патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности» на 2021–2022 учебный год разновозрастная группа (4&ndash...

План самообразования по теме "Экологическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности"

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, форм...

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование экологических знаний детей дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование экологических знаний детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»....

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование экологических знаний детей дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Индивидуальный план  профессионального развития  «Формирование экологических знаний детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»....

Статья "Патриотическое воспитание через различные виды детской деятельности"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощуще...