Консультация для педагогов «Духовно – нравственное воспитание дошкольников с помощью современных технологий»
консультация

Дементьева Ольга Анатольевна

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.Решением задач, поставленных ФГОС ДО по формированию духовно-нравственной личности, способствует использование современных и нетрадиционных технологий. Ключевым моментом в формировании духовно-нравственных качеств личности дошкольников является активное вовлечение детей в живую практику морально-этической жизни людей. Педагог должен предложить разнообразие поведенческих вариантов, лишь в этом случае у ребенка появляется моральный выбор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников с помощью современных технологий»

«Если ты думаешь на год вперёд – посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперёд – посади дерево.

Если ты думаешь на век вперёд – воспитай человека.»

Восточная мудрость.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и духовного воспитания. Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения.

Решением задач, поставленных ФГОС ДО по формированию духовно-нравственной личности, способствует использование современных и нетрадиционных технологий. Ключевым моментом в формировании духовно-нравственных качеств личности дошкольников является активное вовлечение детей в живую практику морально-этической жизни людей. Педагог должен предложить разнообразие поведенческих вариантов, лишь в этом случае у ребенка появляется моральный выбор.

В качестве решения проблем по духовно-нравственному воспитанию современных детей можно использовать такие технологии:

  • Проектная деятельность

Использование проектной деятельности формирует у детей критическое мышление, способность сопоставлять, размышлять, опираясь на знание фактов; самостоятельность в принятии решений; способствует развитию навыков работы в команде, выполнению разных социальных ролей.

Метод проектов через познавательную деятельность всегда ориентирован на результат, поэтому совместный процесс достижения конечной цели, представленной в той или иной форме полезен для духовно-нравственного развития и формирования знаний, умений дошкольников в этом направлении. 

  Примерная тематика проектов: «Мир вокруг нас», «Дерево добра», «Край в котором ты живешь», «Наши пернатые друзья», «Здравствуй, масленица» и так далее. Такие проекты помогают формировать в детях правильную систему ценностей.

  • Лэпбук

Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Он помогает в игровой форме дать детям представления о малой родине, семье, национальных традициях. Лэпбук побуждает детей к взаимодействию со взрослыми и сверстниками.  Он включает в себя несколько целей – систематизирование и закрепление изученного материала, формирование интереса к объекту изучения. Преимущества использования лэпбука состоит в том, что он информативен и поли функционален. Структура и содержание его доступны детям дошкольного возраста; он обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.    

Лэпбук создаётся непосредственно руками детей, взрослый принимает роль партнёра, который оказывает помощь.

Темы лэпбуков духовно-нравственной направленности: «Моя семья», «Впустите в сердце доброту», «Кем быть?», «Мой любимый город», «Хорошие и плохие поступки», «Любимые сказки».

  • Детская агитбригада 

Эта форма является действенной для воспитания и образования детей дошкольного возраста, т.к. она органически соединяет в себе духовно - нравственное содержание с необычайно яркими формами его выражения.

Стили выступлений агитбригады могут быть разными: 

- Разговорный жанр;

-  Песни, частушки, стихи;

-  Танцевальные композиции;

-  Театрализованные сценки.

Коллектив детской агитационной бригады, является как носителем информации, рупором определенной идеи, которую необходимо донести до зрителя, используя различные выразительные средства, так и сам является объектом социализирующего процесса. Тематические выступления агитбригады позволяют зрителям (детям- дошкольникам) в занимательной форме прививать основные правила и понятия духовно-нравственного воспитания. Дети через деятельность в составе агитбригады приобретают ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов.

  • Доверительные беседы

Доверительные беседы – специально организованный разговор с детьми на духовно-нравственные темы. Удачное соединение доверительных бесед с разнообразными играми, упражнениями, этюдами помогает развитию эмоциональной и духовной сфер, формированию этических представлений у детей.

 Доверительные беседы с детьми могут быть в форме интервью: Возьмем интервью у мамы», «Как тебя ласково называют родители?», «У бабушке в гостях».

  • Игровые проблемные ситуации

Проблемно-игровая ситуация – это специально организованная игра, основанная на простом сюжете, отражающем какую-либо жизненную проблему, которую необходимо разрешить.

Проблемные ситуации должны строиться в соответствии с возможностями, интересами и особенностями детей, учитывать их социальный опыт.

Проблемно-игровые ситуации с детьми могут быть посвящены таким темам: «Дорога домой», «Моя семья», «Кошкин дом», «Айболит в гостях у ребят», «В кругу друзей».

  • Синквейн

Одним из эффективных методов духовно - нравственного воспитания детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Синквейн носит характер комплексного воздействия: дает возможность оценивать уровень усвоения пройденного материала каждым ребёнком, закреплять изучаемую тему, развивать связную речь, способствует развитию   психических процессов, ребенку приходится из большого потока информационного материала выбирать самые существенные черты, детали, признаки предмета, самостоятельно делать и формулировать выводы.

Например, синквейны составления детьми на темы духовно-нравственного воспитания детей:

1.Фольклор.

Масленица

Широкая, веселая

Веселимся, шумим, пляшем

Угощу блинами и попрошу прощения

Праздник

2. Семья.

Семья

Дружная, добрая

Помогает, любит, оберегает

Опора в жизни человека

Дом.

  • Кластер

 «Кластер» можно использовать на разных этапах работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Смысл «кластера» в выделении смысловых единиц и их графическом оформлении в виде грозди. Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Так как не все дети умеют читать, можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры.

Для заполнения кластера и легкости запоминания необходимо использовать картинки, фотографии, рисунки, схемы по заданной теме.

В совместной деятельности с детьми составляем кластеры на любую из тем направлений духовно - нравственного развития детей: «Животный мир»; «Семья»; «Мои добрые поступки», «Что такое хорошо и что такое плохо» и т.п.

Ценность использования «кластера» заключается в систематизации, имеющиеся у детей знаний по той или иной проблеме.

  • Информационно-коммуникационные технологии

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС ДО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения этих знаний.  

Использование аудио средств.

При использовании аудио средств в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников делаем акцент на использование произведений отечественного музыкального искусства. Это позволяет раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность.

Использование видеофильмов, мультфильмов, познавательных видео роликов.

Видеофильм имеет ряд особенностей - это информационная насыщенность и сильное эмоциональное воздействие на аудиторию. На празднике посвященному «Дню матери» можно продемонстрировать мини-фильм «Мама – слово дорогое», который осуществит   важную работу в направлении духовно-нравственного развития с православным ориентированием и детей, и себя, и родителей.

Воспитательные возможности применения видеозаписей многообразны, поэтому целесообразно создать электронную тематическую картотека притч, сказок, рассказов, мультфильмов, песен, которые помогут в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников и их родителей.

Создание мультимедийных презентаций.

Мультимедийная презентация является самым быстрым и современным способом донести любую информацию. Она дает возможность четко, ярко, быстро и интересно подать, и соответственно получить нужную нам информацию.

  • Квест – игры

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

  • Мини – музеи

Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. Темы, как для мини-музеев, так и для музейных уголков используются самые разнообразные – такие как: Мини-музей «Народных промыслов», уголок Боевой и Трудовой Славы.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование инновационных технологий в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе, а говорить о духовно-нравственном воспитании необходимо с самого раннего возраста. Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. В этом ему поможет использование   современных и нетрадиционных технологий.

Пусть ваши дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни дошкольников и окажет исключительное влияние на последующем духовно-нравственном развитии каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка на тему: " Духовно-нравственное воспитание дошкольников с помощью сказкотерапии"

Игра, рисование, сказки -это те средства , через которое воспитатель влияет на ребенка....

Консультация на тему "Развитие языковой способности дошкольников с помощью игровой технологии"

Развитие языковой способности дошкольников с помощью игровой технологии...

Организация духовно-нравственного воспитания дошкольников с учетом современных требований

Актуальность духовно-нравственного воспитания детей обусловлена объективной заинтересованностью общества в управлении этим процессом, стремлением передать новому поколению культуру духовно-нравственно...

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Воспитание доброты»

Духовность – это нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в беск...

«Проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников в системе современного образования»

Современный ребенок находится в огромном информационном и социальном пространстве. На него воздействует информация, получаемая из телевидения, социальных сетей, компьютерных игр. Воспитательное воздей...

Нравственное воспитание дошкольников с помощью мультфильмов

Наша добрая мультипликация в основном создана на основе традиционных русских сказок и даже классической русской литературы. В основе имеются элементы нравственное воспитания детей. У героях наших муль...

Мастер-класс для педагогов «Формирование семейных ценностей в процессе духовно- нравственного воспитания дошкольников в условиях современного общества»

laquo;В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Ни какие уставы и программы, ни какой и...